город Иркутск |
|
11 мая 2018 г. |
Дело N А78-9244/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Загвоздина В. Д., Кадниковой Л. А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винокуровой М. Ю.,
при содействии Четвертого арбитражного апелляционного суда (судья Никифорюк Е. О., секретарь судебного заседания Аксененко Е. В.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Четвертом арбитражном апелляционном суде представителей общества с ограниченной ответственностью "Золотодобывающая компания "Урюм" Золотухина В. М. (доверенность от 18.12.2017), Филипенко А. А. (доверенность от 03.04.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Золотодобывающая компания "Урюм" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 октября 2017 года по делу N А78-9244/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Сюхунбин Е.С., суд апелляционной инстанции: Басаев Д. В., Желтоухов Е. В., Сидоренко В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Золотодобывающая компания "Урюм" (ОГРН 1027500624293; ИНН 7512000863; г. Могоча Забайкальского края; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Министерству природных ресурсов Забайкальского края (далее - министерство) о признании недействительным отрицательного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов N 59-17 от 14.06.2017 и об обязании устранить допущенные нарушения путем вынесения положительного заключения в отношении проекта освоения лесов к договору аренды лесного участка N 15-22 от 06.04.2015.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 16 октября 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2018 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Согласно доводам кассационной жалобы, судам неверно применены нормы материального права, не установлены все имеющие значение для рассмотрения дела обстоятельства; выводы судов противоречат положениям статей 7, 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1), пункту 9 приказа Рослесхоза от 27.12.2010 N 515 "Об утверждении Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых" (далее - Приказ N 515), а также условиям лицензии общества, горноотводного акта и лицензионного соглашения; проект освоения лесов общества соответствует акту выбора лесного участка от 10.10.2014, утвержденному приказом Гослесслужбы N 1483 от 25.11.2014, акту натурного технического обследования лесного участка от 10.10.2014 и условиям договора аренды лесного участка N 15-22 от 06.04.2015, в связи с чем является законным; судами не применены подлежащие применению положения части 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), подпункта 8 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), пункта 31 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов (утв. приказом Рослесхоза от 14.12.2010 N 485) (далее - Приказ N 485), согласно которым в границах берегозащитных участков леса допускается разведка и добыча полезных ископаемых в границах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона N 2395-1; подпункт 8 части 15 статьи 65 введен в ВК РФ после утверждения распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов (далее - Перечень N 849-р); информация, содержащаяся в акте натурного технического обследования, в части отнесения выделов эксплуатационных лесов к особо защитным участкам леса противоречит сведениям, содержащимся в материалах лесоустройства и государственном лесном реестре; термины особо защитных участков леса, содержащиеся в таксационном описании, не соответствуют терминам, закрепленным действующими нормативными актами; на дату заключения договора аренды лесного участка отсутствовали основания для выделения спорных участков леса в качестве особо защитных; на основании пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 8.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", поскольку лицензия на пользование недрами выдана обществу в 1994 году (до принятия и вступления в силу ЛК РФ), то последнее как недропользователь вправе осуществлять работы по геологическому изучению и разработке месторождения на указанной в лицензии территории без предусмотренных ЛК РФ ограничений.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы кассационной жалобы.
Министерство о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направило.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе председательствующего Левошко А.Н., судей Загвоздина В. Д., Шелега Д. И., определением от 10 апреля 2018 года отложил рассмотрение кассационной жалобы на 08 мая 2018 года в 12 часов 00 минут.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07 мая 2018 года в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в настоящем деле произведена замена судьи Шелега Д. И. судьей Кадниковой Л. А., судебное разбирательство произведено с самого начала.
После отложения представители участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв с 08 по 10 мая 2018 года до 10 часов 45 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru.
После перерыва представители участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Забайкальского края и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество имеет лицензию на право пользования недрами серии ЧИТ N 01887 БЭ с целевым назначением и видами работ: добыча россыпного золота открытым раздельным способом на Большемогочинском месторождении, срок действия лицензии - до 31.12.2021.
Между Государственной лесной службой Забайкальского края (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 15-22 от 06.04.2015, по условиям которого обществу во временное пользование предоставлен лесной участок для разработки месторождения полезных ископаемых (добыча россыпного золота на Большемогочинском месторождении), находящийся в государственной собственности.
Согласно пункту 1.2 договора лесной участок площадью 80,99 га, предоставляемый в аренду, имеет местоположение: Забайкальский край, муниципальный район "Могочинский район", Могочинское лесничество, Могочинское участковое лесничество; целевое назначение лесов - эксплуатационные леса, квартал 193 выделы 28, 29, 30, 31; квартал 207 выделы 1, 2, 3, 31, 32; квартал 208 выделы 1, 2, 3, 7, 35; номер учетной записи в государственном реестре 720-2014-12.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3.3 договора арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка после государственной регистрации настоящего договора, представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, подачи в установленном порядке лесной декларации, организации и комплектации пунктов сосредоточения противопожарного оборудования и средств пожаротушения.
В 2016 году обществом в Государственную лесную службу Забайкальского края был представлен проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду по договору аренды N 15-22 от 06.04.2015.
Исполняющим обязанности руководителя Государственной лесной службой Забайкальского края утверждено отрицательное заключение N 86-16 от 12.08.2016 на указанный проект освоения лесов.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 06.10.2016 N 395 "О некоторых мерах по реализации постановления Губернатора Забайкальского края от 30 сентября 2016 года N 80" Государственная лесная служба Забайкальского края упразднена, ее полномочия и функции по контролю и надзору, по оказанию государственных услуг и управлению в области лесных отношений, в том числе осуществлению полномочий, переданных Российской Федерацией, переданы министерству.
05.06.2017 в министерство поступило заявление общества N 39 от 02.06.2017 о проведении повторной государственной экспертизы проекта освоения лесов. По результатам рассмотрения проекта освоения лесов министерство составило отрицательное заключение N 59-17, которое 14.06.2017 было утверждено министром природных ресурсов Забайкальского края.
Не согласившись с указанным заключением, общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что обществом в целях разработки предоставленного ему месторождения на особо защитных участках леса, выделенных в составе эксплуатационных лесов, планировалось размещение и строительство не относящегося к объектам лесной инфраструктуры карьера, что не допускается действующим законодательством.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд признал выводы суда законными обоснованными.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (часть 2 статьи 12 ЛК РФ).
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (часть 1 статьи 10 ЛК РФ). При этом особо защитные участки лесов, к которым также относятся берегозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, выделяются в защитных лесах, эксплуатационных лесах, резервных лесах. На особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (пункт 1 части 3, части 4, 5 статьи 102 и часть 1 статьи 107 ЛК РФ).
Согласно статье 107 ЛК РФ на особо защитных участках лесов, за исключением заповедных лесных участков, запрещается, в том числе размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений (пункт 3 части 2.1).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для разработки месторождений полезных ископаемых.
Во исполнение части 7 статьи 21 ЛК РФ утвержден Перечень N 849-р, пунктом 2 которого определены объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых в эксплуатационных лесах и в резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов (помимо объектов, указанных в пункте 1 настоящего перечня).
Судами установлено, что обществом в проекте освоения лесов, представленном на повторную экспертизу в министерство (в таблице N 9 раздела 4) предусмотрено строительство карьера на участках, в том числе в квартале 193 выделы 29, 30, 31, в квартале 207 выделы 1, 31, в квартале 208 выделы 1, 2, 7, которые являются особо защитными участками лесов, что подтверждается выпиской из государственного лесного реестра N 1-03-09/3 от 05.02.2015.
Вместе с тем, согласно пункту 2 Перечня N 849-р размещение карьера на особо защитных участках лесов не разрешено.
Законность положений пункта 2 Перечня N 849-р подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 08 сентября 2014 года N АКПИ14-894, оставленным в силе апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2014 года N АПЛ14-622.
Наличие в материалах дела доказательств, отвечающих требованиям статьи 71 АПК РФ и опровергающих факт отнесения спорных выделов лесного участка к особо защитным участкам лесов, а также из доводов общества судами обоснованно не установлено.
При таких обстоятельствах несоответствие проекта освоения лесов в части планируемого размещения карьера на участках особо защитных лесов верно расценено судами как нарушение лесного законодательства и достаточное основание для выдачи отрицательного заключения государственной экспертизы.
Ссылка общества на положения пункта 31 Приказа N 485 и пункта 8 части 15 статьи 65 ВК РФ не свидетельствует о незаконности вышеуказанных выводов судебных инстанций, поскольку соответствующие нормы не предоставляют обществу право на размещение конкретного объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры (карьера), на особо защитных участках лесов.
Правовая позиция общества о возможности использования предоставленного ему лесного участка для указанных в лицензии целей, в том числе для размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, основанная на положениях законодательства о недрах, Приказа N 515, а также на актах выбора лесного участка и натурного технического обследования лесного участка, условиях лицензии, с учетом конкретных фактических обстоятельств дела обоснованно признана судами несостоятельной.
В силу статьи 25.1 Закона N 2395-1 предоставление лесного участка пользователю недр осуществляется с учетом требований лесного законодательства.
В рассматриваемом случае на момент обращения общества в министерство с проектом освоения лесов нормы лесного законодательства не позволяли размещать карьеры, необходимые для разработки недр, на участках, относящихся к землям лесного фонда и расположенных на территории особо защитных участков лесов.
Довод о том, что лицензия на разработку Большемогочинского месторождения выдан в 1994 году, то есть до принятия и введения в действие ЛК РФ, сроком действия до 31.12.2021 года, общество как недропользователь вправе осуществлять строительство даже объектов капитального строительства, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений, суды первой и апелляционной инстанций правильно отклонили, поскольку частью 1 статьи 8.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" допускается использование лесных участков для разработки месторождений полезных ископаемых, в отношении которых лицензии на пользование недрами получены до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, на срок, не превышающий срока действия таких лицензий, но только лесных участков, расположенных в зеленых зонах и имеющих правовой режим защитных лесов.
В данном же случае обществу в аренду предоставлены эксплуатационные леса, в которых имеются участки особо защитных лесов.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали законным и обоснованным выданное министерством отрицательное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов N 59-17 от 14.06.2017.
Выводы судов сделаны на основании исследования и оценки всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, отличных от установленных судами двух инстанций, что в соответствии со статьей 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 октября 2017 года по делу N А78-9244/2017 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.