город Иркутск |
|
17 мая 2018 г. |
Дело N А69-1724/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Клепиковой М.А., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Григорьевым Р.Л.,
при участии судьи Арбитражного суда Республики Тыва Павлова А.Г. и при ведении протокола судебного заседания в Арбитражном суде Республики Бурятия секретарем судебного заседания Монгуш Н.М.,
при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Тыва, представителя отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва - Казанцевой И.В. (доверенность от 22.08.2017, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва и Министерства труда и социальной политики Республики Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 22 ноября 2017 года по делу N А69-1724/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Донгак Ш.О., суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Иванцова О.А., Морозова Н.А.),
установил:
индивидуальный предприниматель Оленин Николай Николаевич (ОРГНИП 304245535200092, ИНН 245507176273, г. Красноярск, далее - ИП Оленин Н.Н., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва (ОГРН 1131719000995, ИНН 1701052697, г. Кызыл, далее - министерство), отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва (ОГРН 1021700511216, ИНН 1701010070, г. Кызыл, далее - отделение) о выплате компенсации в сумме 2 723 600 рублей за изготовление и установку надгробных памятников Героям Социалистического труда в том числе: Герою Социалистического Труда Астафьеву Петру Васильевичу - 331 950 рублей; Герою Социалистического Труда Бавун-оолу Уин-оолу Андреевичу - 334 950 рублей; Герою Социалистического Труда Турген-оолу Александру Каранмеевичу - 332 750 рублей; Герою Социалистического Труда Кандан Уруле Шыыраповне - 339 750 рублей; Герою Социалистического Труда Маады Барынмаа Анандовичу - 351 450 рублей; Герою Социалистического Труда Янчату Василию Оюновичу - 365 850 рублей; Герою Социалистического Труда Верьясову Василию Михайловичу - 333 450 рублей; Герою Социалистического Труда Зюзину Юрию Николаевичу - 333 450 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 22 ноября 2017 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2018 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, министерство и отделение обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просят их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению отделения, судами не учтено, что отделение является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку предпринимателем не представлены доказательства того, что ответчик совершил действие или бездействие, нарушившие права и законные интересы истца; в адрес отделения не поступали заявки на финансирование за счет средств федерального бюджета установленных надгробий лицам, указанным в исковом заявлении; в смете расходов отделения на 2017, 2018 года не предусматривалось выделение денежных средств на сооружение надгробий умерших граждан льготной категории; Министерство финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, г. Москва, далее - Министерство финансов) и Пенсионный фонд Российской Федерации (ОГРН 1027700220624, ИНН 7706016118, г. Москва, далее - Пенсионный фонд) необоснованно не привлечены судами к участию в деле; истцом не доказаны расходы, понесенные при изготовлении надгробий.
По мнению министерства, судами не учтено, что ИП Оленин Н.Н. не имеет статуса специализированной организации по вопросам похоронного дела; предпринимателем не соблюден установленный законом порядок организации изготовления и сооружения надгробий на могилах умерших Героев Социалистического труда; Министерство финансов и Пенсионный фонд необоснованно не привлечены судами к участию в деле; истцом не доказаны расходы, понесенные при изготовлении надгробий.
В отзыве на кассационную жалобу министерства предприниматель указывает на несостоятельность доводов, изложенных в ней.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания и путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения жалобы на портале сайта www.kad.arbitr.ru).
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 марта 2018 года исполнение решения Арбитражного суда Республики Тыва от 22 ноября 2017 года по настоящему делу приостановлено до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 апреля 2018 года судебное разбирательство по рассмотрению кассационной жалобы отложено на 3 мая 2018 года.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 мая 2018 года судебное разбирательство по рассмотрению кассационной жалобы отложено на 10 мая 2018 года.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 мая 2018 года произведена замена судьи Белоножко Т.В. на судью Рудых А.И.
В судебном заседании представитель отделения поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах и отзыве на кассационную жалобу, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ИП Олениным Н.Н. (исполнитель) заключены договоры на изготовление и установку надгробных памятников Героям Социалистического Труда: N 40 от 28.08.2015, N 43 от 01.09.2015, N 44 от 03.09.2015, N 45 от 09.09.2015, N 49 от 28.09.2015, N 50 от 30.09.2015, N 51 от 02.10.2015, N 52 от 05.10.2015 (далее - договоры), по условиям которых исполнитель обязуется соорудить на могилах Героев Социалистического Труда надгробия установленного образца в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета" (далее - Постановление N 740) (пункты 1.2, 1.4 договоров).
Согласно пункту 2.3 договоров заказчики передали исполнителю право требования оплаты надгробия в отношениях с государственными органами в рамках программы установки надгробий Героям Социалистического труда в соответствии с частью 2 статьи 6.1 Федерального закона от 9 января 1997 года N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы" (далее - Закон о предоставлении социальных гарантий).
Работы и услуги по установке надгробий на могиле умерших (погибших) Героев Социалистического труда определены в смете, согласованной заказчиками, которая является твердой и изменению не подлежит (пункт 3.2. договоров).
ИП Оленин Н.Н. в соответствии с договорами выполнил работы по изготовлению и установке надгробных памятников в полном объеме, о чем составлены акты приемки выполненных работ по изготовлению и установке надгробий умерших Героев Социалистического Труда от 11.09.2015, 14.09.2015, 16.10.2015, 12.09.2015, 13.09.2015, 15.10.2015, 16.09.2015, 14.10.2015.
Полагая, что расходы на изготовление и установку надгробных памятников в силу положений действующего законодательства подлежат возмещению предпринимателю из федерального бюджета, ИП Оленин Н.Н. обратился в министерство с заявлением от 01.06.2017 о возмещении понесенных расходов.
На данное обращение в адрес предпринимателя направлено письмо от 19.06.2017, в котором министерство сообщило о том, что выплата компенсации за установку надгробных памятников возможна только после утверждения порядка возмещения расходов, связанных с изготовлением и сооружением надгробий на могилах умерших (погибших) Героев Социалистического труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, и заключения соглашения между отделением и министерством.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями пунктов 2, 5 Постановления N 740, статьи 6.1, частей 1-3 статьи 7 Закона о предоставлении социальных гарантий, статей 5-6 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и исходил из факта выполнения предпринимателем работ, предусмотренных договорами в заявленной сумме, подтвержденной сметами затрат, актами приемки выполненных работ.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Изучив доводы, изложенные в кассационных жалобах, материалы дела, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6.1 Закона о предоставлении социальных гарантий сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Обязанность со стороны уполномоченных органов выплатить лицу, понесшему расходы, связанные с изготовлением и установкой надгробия для увековечивания памяти Героев, установлена действующим законодательством. Сооружение на могиле умершего Героя Социалистического Труда надгробия установленного образца за счет средств федерального бюджета является гарантируемой государством льготой и носит компенсационный характер.
Довод отделения о невозможности исполнения возложенной на него законом обязанности по выплате предпринимателю компенсации в добровольном порядке в связи с непоступлением от ИП Оленина Н.Н. заявок на финансирование за счет средств федерального бюджета установленных надгробий лицам, указанным в исковом заявлении, правомерно отклонен судами, так как исходя из содержания Постановления N 740 и Соглашения между Правительством Республики Тыва и Пенсионным фондом Российской Федерации от 16.03.2007 N 28-38 "О реализации мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы" следует, что соответствующее заявление должно было быть подано в министерство, которое в свою очередь формирует и направляет заявку на финансирование расходов в отделение, а отделение по указанной заявке осуществляет перечисление необходимых денежных средств в бюджет Республики Тыва.
Кроме того, суд кассационной инстанции обращает внимание на то, что 07.06.2017 (вх. 1360) предприниматель обратился в отделение с претензией от 01.06.2017 о выплате компенсации за установку надгробных памятников, указав, что ИП Олениным Н.Н. в 2015-2016 годах были поданы заявления с приложением необходимых документов, оставленные без ответа.
Довод отделения об отсутствии у него обязанности по компенсации указанных расходов вступает в противоречие с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 740 финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации в лице его территориальных органов в субъектах Российской Федерации.
Средства федерального бюджета, передаваемые на финансирование расходов, связанных с сооружением надгробия, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через его территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 Закона о предоставлении социальных гарантий.
Аналогичный порядок финансирования расходов определен частями 1-3 статьи 7 Закона о предоставлении социальных гарантий.
Таким образом, вывод судов о том, что уполномоченными органами по компенсационным выплатам в данном случае являются территориальные органы Пенсионного Фонда Российской Федерации как получатели средств федерального бюджета, выделяемых для реализации задач, переданных субъекту Российской Федерации (финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия), является обоснованным.
Кроме того, учитывая приведенное нормативное регулирование, а также специфику полномочий министерства, установленных Положением о Министерстве труда и социальной политики, утвержденным постановлением Правительства Республики Тыва от 18.04.2013 N 229, принимая во внимание то, что выплата истцу соответствующей компенсации возможна лишь в результате соответствующих взаимосвязанных действий министерства и отделения, суды пришли к правильному выводу о том, что отделение и министерство являются надлежащими ответчиками по настоящему иску.
Довод министерства о том, что предприниматель не имеет статуса специализированной организации по вопросам похоронного дела, обоснованно отклонен судами, поскольку основным видом деятельности ИП Оленина Н.Н. является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.
Ссылка министерства на нарушение предпринимателем установленного законом порядка организации изготовления и сооружения надгробий на могилах умерших Героев Социалистического труда не может быть принята во внимание, так как министерством не указано, какие нормы материального права были нарушены ИП Олениным Н.Н.
Доводы заявителей о неподтвержденности факта несения предпринимателем расходов по изготовлению и установлению надгробий правильно отклонены судами, поскольку данный факт, как и размер понесенных ИП Олениным Н.Н. затрат, подтверждаются представленными в материалы дела сметами затрат и актами приемки выполненных работ.
Несогласие заявителей кассационных жалоб с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судами доказательств не является основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Расходы по государственной пошлине в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителей кассационных жалоб.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 22 ноября 2017 года по делу N А69-1724/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Республики Тыва от 22 ноября 2017 года по делу N А69-1724/2017, принятые определением Арбитражного суда восточно-Сибирского округа от 15 марта 2018 года, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Скубаев |
Судьи |
М.А. Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.