Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 мая 2018 г. N Ф02-1923/18 по делу N А78-12375/2017

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"По смыслу положений статей 210, 214, 249 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 30, 36, 37, 39, 153, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанными лицами по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги по содержанию общего имущества являются собственники и законные владельцы помещений (жилых/нежилых).

При этом обладатели права оперативного управления обязаны нести расходы на содержание общего имущества и коммунальные услуги с момента возникновения этого права (пункт 2 статьи 8.1, пункт 1 статьи 131, пункт 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").

Таким образом (с учетом обстоятельств по настоящему делу), до возникновения у учреждения зарегистрированного права оперативного управления на спорные помещения задолженность по жилищно-коммунальным услугам оплачивает собственник помещений - Российская Федерация в лице уполномоченных органов.

В данном случае судами установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на спорные квартиры не имеется. Право оперативного управления ответчика на квартиры, переданные ему в 2012 году в составе дома, а в 2016 году индивидуально, в установленном законом порядке не зарегистрировано. Доказательства возникновения у учреждения или его предшественника права оперативного управления на квартиры в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) (доказательства нахождения квартир во владении ответчика с момента постройки многоквартирного дома и возникновения у него права оперативного управления), а также доказательства того, что объекты перешли к учреждению в результате реорганизации ФГКЭУ 57 ЭТК Ракетных войск стратегического назначения (войсковая часть 62682), в материалах дела отсутствуют. Из приказа от 04.07.2012 N 1739 следует, что квартиры изъяты у ФГКЭУ 57 ЭТК их собственником - Министерством обороны Российской Федерации с прекращением права оперативного управления и закреплены на праве оперативного управления за ответчиком. Ссылка истца на решение Калининского районного суда г. Новосибирска от 11.05.2017 по делу N 2-1458/17 и решение Арбитражного суда города Москвы от 27.06.2017 по делу N А40-107437/16-105-923 признана несостоятельной, поскольку в рамках первого дела судами выяснялись обстоятельства в отношении иной квартиры (ул. Амосова, 68-59), а при разрешении спора по второму делу судами не устанавливались обстоятельства, связанные с регистрацией права оперативного управления учреждения на спорные квартиры, и учреждение не было привлечено к участию в деле в качестве ответчика; основанием отказа в удовлетворении иска по делу N А40-107437/16-105-923 послужила недоказанность объема и стоимости услуг. Право собственности на спорные квартиры возникло у Российской Федерации в силу Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР" и постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, и до вступления в силу Закона о государственной регистрации."