город Иркутск |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А19-26368/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Загвоздина В.Д., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска Губа О.А. (доверенность от 16.05.2018 N 945-70-2177/8); Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Чанковой М.В. (доверенность от 21.01.2019 N 209/19,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 июля 2018 года по делу N А19-26368/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Куклина Л.А.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Каминский В.Л.),
установил:
Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Иркутской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, антимонопольный орган) с заявлением о признании незаконным решения N 910 от 06.09.2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 июля 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2018 года решение суда от 11 июля 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет ставит вопрос о проверке законности судебных актов, указывая на то, что действия антимонопольного органа, предшествовавшие возбуждению дела о нарушении антимонопольного законодательства, хотя формально и носили признаки исполнения требования, установленного частью 2 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), de jure таковыми не являлись, так как решение о возбуждении дела было принято без вынесения надлежащего предупреждения, что является прямым нарушением требования, установленного настоящей статьёй; просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Иркутское УФАС России указывает на несостоятельность её доводов.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Комитета поддержала доводы кассационной жалобы.
Представитель Иркутского УФАС России считает судебные акты законными и обоснованными.
АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанции норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в Иркутское УФАС России поступило обращение Иркутского отделения Восточно-Сибирского филиала акционерного общества "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", связанное с ограничивающими конкуренцию действиями Комитета.
По итогам рассмотрения указанного дела антимонопольным органом принято решение N 910 от 06.09.2017, согласно которому Комитет признан нарушившим пункт 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку совершил действия, выразившиеся в указании на существование только двух организаций, которые в соответствии с требованиями Положения о государственном учёте жилищного фонда в Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 (далее - Правила учета), имеют право на составление технических паспортов на жилой фонд: ОГУП "ОЦТИ - Областное БТИ", МУП "БТИ г. Иркутска"; названные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в сфере технического учета жилищного фонда, а именно необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом.
Комитет обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением об оспаривании данного решения.
Отказывая Комитету в удовлетворении заявленных им требований, суды двух инстанции исходили из того, что указания Комитета о существовании в г. Иркутске двух организаций, которые в соответствие с требованиями Правил учета имеют право на составление технических паспортов на жилой фонд: ОГУП "ОЦТИ - Областное БТИ", МУП "БТИ г. Иркутска", неправомерны; в частности, к таким организациям относится заявитель по делу о нарушении антимонопольного законодательства Восточно-Сибирский филиал Акционерного общества "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
В силу пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Комитету антимонопольным органом выдано предупреждение N 42 от 31.05.2017 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно: пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Указанные действия должны быть прекращены путём отзыва письма Комитета по градостроительной политике от 25.01.2017 N 425-74-0081/17 с одновременным направлением достоверной информации о наличии в г. Иркутске организаций, которые в соответствие с требованиями Правил учёта имеют право на составление технических паспортов на жилой фонд; размещения на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации, содержащей достоверные сведения о наличии в г. Иркутске организаций, которые в соответствии с требованиями Правил учёта имеют право на составление технических паспортов на жилой фонд.
В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Поскольку предупреждение в установленный срок Комитетом исполнено не было, антимонопольный орган правомерно возбудил дело о нарушении пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и вынес оспариваемое по настоящему делу решение о нарушении Комитетом антимонопольного законодательства.
В связи с тем, что решение антимонопольного органа соответствует Закону о защите конкуренции как по наличию основания для возбуждения дела (неисполненное предупреждение), так и доказанности совершения Комитетом вменяемого ему нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, суды двух инстанций правомерно отказали Комитету в удовлетворении его требования о признании незаконным решения Иркутского УФАС России.
Кассационная жалоба Комитета не содержит доводов относительно несогласия по существу с решением антимонопольного органа. Заявитель считает, что в силу положений пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен был прекратить рассмотрении дела о нарушение антимонопольного законодательства, поскольку отсутствовало надлежащее предупреждение.
Данный вопрос являлся предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций по настоящему делу.
Как установили суды и иное не опровергнуто Комитетом, предупреждение выдано в соответствии с требованиями статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, не содержало, вопреки доводам Комитета, требование об отзыве муниципальной услуги, являлось исполнимым.
У суда кассационной инстанции в соответствии с его полномочиями (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) отсутствуют основания для переоценки этих выводов.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 июля 2018 года по делу N А19-26368/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В связи с тем, что решение антимонопольного органа соответствует Закону о защите конкуренции как по наличию основания для возбуждения дела (неисполненное предупреждение), так и доказанности совершения Комитетом вменяемого ему нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, суды двух инстанций правомерно отказали Комитету в удовлетворении его требования о признании незаконным решения Иркутского УФАС России.
Кассационная жалоба Комитета не содержит доводов относительно несогласия по существу с решением антимонопольного органа. Заявитель считает, что в силу положений пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен был прекратить рассмотрении дела о нарушение антимонопольного законодательства, поскольку отсутствовало надлежащее предупреждение.
...
Как установили суды и иное не опровергнуто Комитетом, предупреждение выдано в соответствии с требованиями статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, не содержало, вопреки доводам Комитета, требование об отзыве муниципальной услуги, являлось исполнимым."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 января 2019 г. N Ф02-6244/18 по делу N А19-26368/2017