город Иркутск |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А33-26439/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Загвоздина В.Д., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кулик А.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Серебренниковой Т.Г., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарём судебного заседания Гомбоевой С.Д.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия представителя общества с ограниченной ответственностью Артель старателей "Север" Путинцева Р.А. (доверенность от 07.11.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Артель старателей "Север" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 01 июня 2018 по делу N А33-26439/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Болуж Е.В.; суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Борисов Г.Н., Юдин Д.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Артель старателей "Север" (Республика Бурятия, Баунтовский район, п. Северный, ИНН 0302000328, ОГРН 1020300523297, далее - ООО Артель старателей "Север", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (далее - Центрсибнедра, Департамент) о признании недействительным отказа в предоставлении лицензии на пользование недрами с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений золота россыпного на участке недр "Варваринский" в Баунтовском эвенкийском районе Республики Бурятия.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 01 июня 2018 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2018 года решение суда от 01 июня оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО Артель старателей "Север" ставит вопрос о проверке законности судебных актов, полагая их выводы основанными на неверном толковании норм материального права - Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.11.2016 N 583 (далее - Порядок N 583); считает, что суды придали обратную силу Порядку N 583.
По мнению заявителя, суды не дали оценки его доводу о том, что Департамент должен был самостоятельно получить сведения о лицензии на маркшейдерскую деятельность, а вывод судов о необходимости предоставления лицензии в целях подтверждения безопасности ведения работ и отказ по этому основанию в предоставлении лицензии на пользование недрами основан на неправильном толковании норм права; просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент указал на несостоятельность её доводов.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО Артель старателей "Север" поддержал доводы кассационной жалобы.
Департамент о времени и месте судебного заседания извещён по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, общество обратилось 21.07.2016 в соответствии с действовавшим на указанную дату Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения, утвержденного приказом Министерством природных ресурсов Российской Федерации от 15.03.2005 N 61 (далее - Порядок N 61), в Департамент с заявкой на предоставление права пользования участком недр "Варваринский" в Баунтовском районе Республики Бурятия.
Департаментом направлены запросы в УФСБ России по Республике Бурятия (запрос N РБУ-ЦС-08-05/1965 от 25.07.2016, ответ от 19.08.2016 вх.N РБУ-2337); Минприроды Республики Бурятия (запрос N РБУ-ЦС-08-05/1966 от 25.07.2016, ответ от 07.09.2016 вх.N РБУ-2504); ГУ РБ "Бурприрода" (запрос N РБУ-08-05/1967 от 28.07.2016, ответ от 11.11.2016 вх.N РБУ-3202); Бурятский филиал ФБУ "ТФГИ по СФО" (запрос N РБУ-ЦС-54/1968 от 25.07.2016, ответ от 01.08.2016 вх.N РБУ-2117); Минприроды России (запрос N РБУ-ЦС-55/1969 от 25.07.2016, ответ от 07.09.2016 вх. N РБУ-2504); Минобороны России (запрос N РБУ-ЦС-08-55/1970 от 25.07.2016); ответ Генштаб России (вх.N РБУ-1704 от 26.05.2017).
Последний ответ на запросы Департамента, сделанные в рамках Порядка N 61, поступил в Департамент 26.05.2017.
10.01.2017 вступил в силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.11.2016 N 583, (которым утвержден Порядок N 583). Пунктом 2 указанного приказа установлено, что приказ от 15.03.2005 N 61 признан утратившим силу.
06.07.2017 заявка ООО Артель старателей "Север" была рассмотрена на заседании комиссии, которой было установлено, что в заявочных материалах нет доказательств наличия лицензии на маркшейдерскую деятельность, тем самым отсутствует подтверждение наличия у общества или у привлекаемых им подрядных организаций технических средств, технологического оборудования для эффективного и безопасного ведения работ на участке недр; границы участка недр расположены на расстоянии менее чем 5 километров от угловых точек границ нескольких участков недр, предоставленных в пользование различным пользователям недр (УДЭ 01805 БП, УДЭ 01623 БР, УДЭ 01343 БЭ, УДЭ 01796 БР, УДЭ 01119 БЭ, УДЭ 01755 БП, УДЭ 01575 БР); в контуре заявленного участка присутствуют участки недр, ранее предоставленные для целей геологического изучения недр, право пользования которых было в установленном порядке прекращено, в том числе досрочно, границы которых полностью или частично совпадают с границами испрашиваемого участка недр (УДЭ 01082 БП, УДЭ 00621 БП) (протокол N 5-2017УДЭ).
Департамент 04.09.2017 принял решение об отказе обществу в предоставлении права пользования запрашиваемым участком недр.
Данный отказ общество оспорило в Арбитражном суде Красноярского края.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных им требований, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
На момент подачи обществом указанной выше заявки действовал Порядок N 61.
Общество представило с заявкой документы и сведения, перечисленные в пункте 6.2 Порядка N 61, в качестве обязательных.
Абзацем 2 пункта 6.1 Порядка N 61 установлено, что заявитель вправе также представить документы и сведения, перечисленные в подпунктах 8 - 14 пункта 6.1 Порядка N 61, по собственной инициативе.
Поскольку обществом не были представлены документы, предусмотренные пунктом 6.1 Порядка N 61, запрос этих документов в установленном порядке на основании абзаца 3 пункта 6.5 Порядка N 61 был осуществлен Департаментом в органы, указанные выше.
Правомерность этих действий Департамента (по запросу документов) заявитель кассационной жалобы не оспаривает.
В соответствии с абзацем 1 пункта 6.6 Порядка N 61 для принятия решения по вопросу о предоставлении права пользования недрами заявка и прилагаемые к ней документы и сведения направляются в Комиссию Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом только после получения документов и сведений, запрошенных в соответствии с абзацем 3 пункта 6.5 Порядка N 61.
Абзацем 2 пункта 6.6 Порядка N 61 установлено, что комиссия в срок, не превышающий 20 рабочих дней, со дня поступления заявки и прилагаемых к ней материалов, осуществляет проверку заявки на наличие (отсутствие) оснований для отказа, предусмотренных пунктом 6.7 Порядка N 61, а также рассматривает представленные материалы на предмет их соответствия основным задачам и условиям проведения работ по геологическому изучению участка недр, в том числе в части обоснования границ участка недр, а также требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к пользователям недр.
Таким образом, срок для рассмотрения комиссией заявки и принятия решения об удовлетворении ее либо отказе не должен превышать 20 рабочих дней с момента поступления заявки на комиссию.
Пунктом 1.2 Порядка N 61 было установлено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" право пользования участками недр для целей геологического изучения возникает на основании решения комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию.
Таким образом, заявка вместе с документами, приложенными к ней, и вместе с документами и сведениями, полученными по запросам государственного органа, направляются на комиссию только после получения всех необходимых сведений в рамках рассматриваемых заявок.
С учетом приведенного правового регулирования, суды двух инстанций правомерно посчитали, что заявка общества не могла быть передана на рассмотрение в комиссию до получения Департаментом всех необходимых сведений, названных как в пункте 6.2, так и в пункте 6.1 Порядка N 61 (в рассматриваемом случае - ранее 26.05.2017).
До поступления в комиссию полного пакета необходимых документов и сведений заявка общества не могла быть рассмотрена по существу.
Данные обстоятельства также не оспариваются обществом в кассационной жалобе.
10.01.2017 вступил в силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.11.2016 N 583 "Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения).
Пунктом 2 приказа установлено, что приказ от 15.03.2005 N 61 утратил силу.
Таким образом, до рассмотрения комиссией заявки общества Порядок N 61 утратил силу в связи с вступлением в силу Порядка N 583.
Применяя к возникшим между сторонами правоотношениям в связи с подачей рассматриваемой заявки нормы Порядка N 583 и Федерального закона от 27.07.2010 N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), суды верно учли следующее.
Департамент является территориальным органом исполнительной власти, осуществляющим функции Федерального агентства по недропользованию по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.
В соответствии с подпунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ, государственная услуга - это деятельность по реализации функции федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственную услугу.
Согласно выводам судов, исходя из понятия государственной услуги, основных принципов ее оказания и полномочий Центрсибнедра, порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами в целях геологического изучение является нормативным правовым актом, описывающим порядок предоставления государственной услуги, которая оказывается Департаментом, как органом, осуществляющим исполнительно-распорядительные полномочия. Результатом оказания государственной услуги в рассматриваемом случае является принятие органом, наделенным публично-властными полномочиями, ненормативно-правового акта, который, в свою очередь, и может послужить основанием для возникновения гражданско-правовых отношений по поводу использования хозяйствующим субъектом недр, находящихся в федеральной собственности.
В этой связи суды правомерно указали, что комиссия Федерального агентства при рассмотрении заявки общества на получение права пользования недрами на законных основаниях применила нормы законодательства, действующего на момент рассмотрения самой заявки, поскольку на дату вступления в силу нового Порядка N 583 (10.01.2017) предоставление Департаментом государственной услуги правомерно еще не было завершено, так как не был принят ненормативный правовой акт по вопросу получения обществом испрашиваемого права пользования недрами.
Кроме того, суды правильно отметили, что Порядок N 583 не ухудшает положение общества по вопросу пакета документов и сведений, подлежащих представлению с заявкой, в связи с чем доводы общества о придании данному Порядку обратной силы учтены быть не могут.
В связи с выявлением обстоятельств, препятствующих предоставлению заявителю испрашиваемого участка, комиссией принято решение об отказе в удовлетворении заявки общества. Решением N РБУ-ЦС-08-13/2314 от 04.09.2017 Департамент отказал обществу в предоставлении права пользования недрами.
До момента рассмотрения заявки общества по существу, которое происходило в соответствии с требованиями Порядка N 61, действие данного Порядка было отменено. В этой связи норма абзаца 1 пункта 1.11 Порядка N 583, которой введено дополнительное ограничение для предоставления права пользования недрами для целей геологического изучения недр, подлежала применению Департаментом как органом, оказывающим государственную услугу в соответствии с действующим Порядком. Общество в кассационной жалобе по существу не оспаривает отказ в связи с введением вышеуказанных ограничений.
Не может быть учтена и ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что вывод судов о необходимости предоставлении лицензии в целях подтверждения безопасного ведения работ и отказ по этому основанию в предоставлении лицензии основан на неправильном толковании норм права.
Подпунктом 43 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что производство маркшейдерских работ относится к видам деятельности, на которые требуется лицензия, наличие которой необходимо для обеспечения безопасности проведения геологического изучения недр.
Следовательно, в связи с отсутствием в пакете заявочных материалов общества лицензии на производство маркшейдерских работ, обществом, как верно указали суды, не было доказано обеспечение безопасности проведения маркшейдерских работ.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что сведения о наличии лицензии на производство маркшейдерских работ имеются в свободном доступе и Департамент должен был самостоятельно запросить сведения о лицензии, проверен, однако, учтён быть не может.
В соответствии с требованиями Порядка N 583 общество, как лицо, подающее заявку на получение права пользования недрами, обязано было в составе заявки предоставить лицензию на производство маркшейдерских работ, то есть доказать наличие у заявителя или у привлекаемых им подрядных организаций технических средств, технологического оборудования и квалифицированных специалистов для эффективного и безопасного ведения работ на участке недр. Кроме того, Департамент в силу абзаца 3 пункта 4.5 Порядка N 583 не уполномочен запрашивать указанную лицензию самостоятельно.
Иные доводы кассационной жалобы содержат толкование норм материального права, отличное от вышеприведенного, либо направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств. Последнее в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 01 июня 2018 года по делу N А33-26439/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 января 2019 г. N Ф02-6211/18 по делу N А33-26439/2017
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6211/18
15.11.2018 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5930/18
19.09.2018 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3922/18
01.06.2018 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26439/17