город Иркутск |
|
09 июня 2018 г. |
Дело N А10-3843/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Белоножко Т.В.,
судей: Клепиковой М.А.., Тютриной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой Е.А.,
с участием представителей: Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия Волковой В.В. (доверенность от 11.01.2017, паспорт) и Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Губасарян Евгении Геннадьевны Унагаева Г.А. (доверенность от 18.06.2015, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия кассационную жалобу Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 декабря 2017 года по делу N А10-3843/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Серебренникова Т.Г., суд апелляционной инстанции: Капустина Л.В., Макарцев А.В., Юдин С.И.),
установил:
Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия (ОГРН 1110327013500, ИНН 0326501651, г. Улан-Удэ, далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Губасарян Евгении Геннадьевне (ОГРН 313032730100178, ИНН 030602402813, п. Челутай Республики Бурятия, далее - Глава КФХ Губасарян Е.Г., ответчик) о взыскании 1 749 138 рублей субсидии на возмещение части расходов, связанных с оплатой первоначального платежа по договору лизинга.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 декабря 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2018 года, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, ответчик не эффективно использовал денежные средства, представленные в качестве государственной поддержки; показатели предпринимательского проекта не достигнуты; материалами дела не подтверждено наличие обстоятельств для освобождения ответчика от ответственности.
В судебном заседании суда округа представитель Министерства поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Возражая относительно доводов жалобы, представитель Главы КФХ сослался на законность и обоснованность принятых по делу решения и постановления, полное и всестороннее исследование судами доказательств и принятие правильного решения, в связи с чем, просил в удовлетворении жалобы отказать, а судебные акты оставить без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на неё, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в рамках Программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Бурятия на 2008-2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.12.2007 N 419, и в соответствии с решением Координационного совета по развитию предпринимательской деятельности при Правительстве Республики Бурятия Главе КФХ Унагаеву Г.А. в целях реализации предпринимательского проекта "Организация кролико-акселерационной фермы" предоставлена субсидия за счет средств республиканского бюджета на возмещение части расходов, связанных с оплатой первоначального платежа по договору лизинга с ООО "Сибирь-Агро-Лизинг" от 06.10.2013 N 28/13, в размере 1 749 138 рублей, о чем между Главой КФХ и Министерством заключен договор от 18.12.2013 N 77.
Впоследствии произошла смена Главы КФХ Унагаева Г.А. на Губасарян Е.Г.
Ссылаясь на непредставление ответчиком отчетов о достижении плановых значений показателей, не достижение им проектных показателей, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия оснований для взыскания с ответчика в бюджет спорных денежных средств.
Суд округа считает, что выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.12.2007 N 419 утверждена "Программа государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Республике Бурятия на 2008 - 2014 годы" (в ред. постановления Правительства Республики Бурятия N 712 от 06.11.2013). Ответственным исполнителем является Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия.
Приложением N 2 к указанной Программе является "Порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий за счет средств республиканского бюджета" (далее - Порядок).
Названный Порядок определяет критерии отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, условия и порядок предоставления субсидий, в том числе на возмещение части затрат по договорам лизинга в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также порядок возврата субсидии в случаях нарушения условий, установленных при ее предоставлении (пункты 2.1-2.6, 4.6).
Пунктом 2.6 Порядка предусмотрено, что субъект малого и среднего предпринимательства в течение срока предоставления субсидии обеспечивает целевое использование средств по кредитному договору. Кредит коммерческого банка не может быть использован на другие цели, в том числе на погашение ранее полученных кредитов. Целевой характер использования средств по кредитному договору подтверждается соответствующими договорами, финансовыми, бухгалтерскими и иными документами.
По итогам проведенного отбора на предоставление получателям субсидии, в том числе на возмещение части затрат по лизинговым договорам, в соответствии с решением Координационного совета по развитию предпринимательской деятельности при Правительстве Республики Бурятия, оформленном протоколом заседания Совета от 06.12.2013 N 18, Министерство и Глава КФХ (получатель) 18.12.2013 заключили договор N 77.
Согласно пункту 1.1 предметом названного договора является предоставление Министерством получателю субсидии на возмещение части расходов, связанных с оплатой первоначального платежа по договору лизинга с ООО "Сибирь-Агро-Лизинг" N 28/13 от 06.10.2913 для реализации предпринимательского проекта "Организация кролико-акселерационной фермы, в размере 1 749 138 рублей.
Договором предусмотрено, что получатель обязан выполнить проект в сроки и на условиях, установленных этим проектом, а также обеспечить выполнение плановых показателей его реализации, приведенных в приложении N 1, являющемся неотъемлемой частью договора (пункты 2.2.1, 2.2.2), а Министерство - осуществлять контроль за выполнением получателем взятых на себя обязательств, предусмотренных проектом, а в случае невыполнения условий предоставления субсидии и данного договора имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке, уведомив получателя не позднее, чем за месяц до его расторжения и обеспечить возврат сумм субсидии в порядке, установленном действующим законодательством (пункты 2.1.3, 2.1.5, 2.1.8).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Согласно пункту 4.6 постановления Правительства Республики Бурятия от 25.12.2007 N 419 (в ред. от 26.12.2013) "О Республиканской целевой программе государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Республике Бурятия на 2008-2014 годы" Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия в случае установления фактов невыполнения субъектом малого и среднего предпринимательства обязательств по договору о предоставлении субсидии не позднее чем за месяц до расторжения договора направляет получателю поддержки уведомление о прекращении государственной поддержки и расторжении договора о предоставлении субсидии (подпункт "в"); в случае выявления нецелевого использования бюджетных средств обеспечивает их возврат в порядке, установленном действующим законодательством (подпункт "г").
Таким образом, субсидии из бюджетов выдаются в установленных случаях, порядке и сроки, а также на определенных условиях. Поскольку денежные средства, выделяемые в виде субсидии из бюджета публичного образования, имеют целевое назначение, они должны использоваться получателем исключительно на оплату расходов, обозначенных при их предоставлении.
Основаниями для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии является нецелевое использование субсидии либо ее неиспользование в установленные сроки. При определении наличия оснований для ее возврата учитываются в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Несмотря на то, что правоотношения между органом, предоставившим субсидию, и лицом, претендовавшим на субсидию и получившим ее, в большей степени регулируются нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, они не являются бюджетными правоотношениями, поэтому к отношениям сторон по исполнению условий договора от 18.12.2013 N 77 могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
К непреодолимой силе могут быть отнесены такие обстоятельства общего характера, как стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, занос), иные природные явления, характеризующиеся чрезвычайностью и непредотвратимостью.
Материалами дела подтверждается, что в рассматриваемом случае невыполнение ответчиком плановых показателей реализации проекта явилось следствием чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, обусловленных погодно-климатическими условиями, сложившимися в периоды 2014-2016 годах. На территории МО "Заиграевский район" Республики Бурятия, в котором расположено принадлежащие ответчику фермерское хозяйство, в спорный период имелось опасное агрометеорологическое явление - "засуха", что повлекло за собой последующее объявление режима чрезвычайной ситуации, в результате чего ответчик в указанный период был лишен возможности производить соответствующие сельскохозяйственные работы по заготовке кормов в достаточном количестве, а также увеличить поголовье кроликов до плановых из-за их падежа вследствие сильно высокого температурного режима окружающей среды.
При таких обстоятельствах, исследовав доводы и возражения сторон, представленные в материалах дела доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что в рассматриваемом случае недостижение ответчиком в полном объеме проектных показателей явилось следствием чрезвычайных обстоятельств, обусловленных неблагоприятными погодными условиями, сложившимися в спорные периоды, пришли к обоснованному выводу о возможности применения в данном случае пунктов 3.4, 4.1, 4.2 договора от 18.12.2013 N 77, как основания для освобождения от ответственности за неисполнение условий предоставления субсидии. Доказательств обратного Министерством не представлено.
Рассматривая спор по существу, судами не установлено и не оспаривается Министерством, что нецелевого использования полученной Главой КХФ субсидии в данном случае не имеется.
Доводы кассационной жалобы арбитражным судом округа рассмотрены в полном объеме и признаны несостоятельными, поскольку свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами представленных в материалы дела доказательств. Однако, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в определениях от 17.02.2015 N 274-О и от 28.02.2017 N 412-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями этого Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо (определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.07.2017 N 304-ЭС16-15347).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 декабря 2017 года по делу N А10-3843/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2018 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Белоножко |
Судьи |
М.А. Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.