город Иркутск |
|
05 июня 2018 г. |
Дело N А19-4414/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,
при участии в открытом судебном заседании представителей: Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области - Новиковой И.В. (доверенность от 10.01.2018); акционерного общества "Международный Аэропорт Иркутск" - Юшкина А.И. (доверенность от 14.09.2017), Брылуновой Е.Н. (доверенность от 17.04.2018); общества с ограниченной ответственностью "Панорама+" - Морозова С.Е. (доверенность от 10.05.2018); индивидуального предпринимателя Миргаловской Любови Геннадьевны; индивидуального предпринимателя Савицкого Сергея Александровича; индивидуального предпринимателя Балханова Сергея Васильевича; индивидуального предпринимателя Цыба Любови Ивановны; индивидуального предпринимателя Демидовой Анны Владимировны; индивидуального предпринимателя Рудых Елизаветы Николаевны,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Международный Аэропорт Иркутск" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 декабря 2017 года по делу N А19-4414/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 марта 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Куклина Л.А., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Басаев Д.В., Сидоренко В.А.),
установил:
акционерное общество "Международный Аэропорт Иркутск" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - управление) о признании незаконными решения и предписания от 22.02.2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Панорама+" (далее - ООО "Панорама+"); индивидуальный предприниматель Миргаловская Любовь Геннадьевна (далее - ИП Миргаловская Л.Г.); индивидуальный предприниматель Савицкий Сергей Александрович (далее - ИП Савицкий С.А.); индивидуальный предприниматель Балханов Сергей Васильевич (далее - ИП Балханов С.В.); индивидуальный предприниматель Цыба Любовь Ивановна (далее - ИП Цыба Л.И.); индивидуальный предприниматель Назарова Марина Иннокентьевна; индивидуальный предприниматель Марков Олег Анатольевич; индивидуальный предприниматель Демидова Анна Владимировна (далее - ИП Демидова А.В.); индивидуальный предприниматель Лосев Сергей Николаевич; индивидуальный предприниматель Чеботарева Ольга Степановна; индивидуальный предприниматель Овчинникова Анжелика Юрьевна; общество с ограниченной ответственностью "Агентство "Сегодня-Пресс-Байкал"; индивидуальный предприниматель Рудых Елизавета Николаевна (далее - ИП Рудых Е.Н.); индивидуальный предприниматель Аксютин Алексей Геннадьевич.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 декабря 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 марта 2018 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит принятые по делу судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о законности ненормативных правовых актов антимонопольного органа.
В отзывах на кассационную жалобу ИП Савицкий С.А., ИП Цыба Л.И., ИП Демидова А.В., ИП Рудых Е.Н., ИП Миргаловская Л.Г., ООО "Панорама+", ИП Балханов С.В. и управление просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества, управления, ООО "Панорама+", ИП Миргаловская Л.Г., ИП Савицкий С.А., ИП Балханов С.В., ИП Цыба Л.И., ИП Демидова А.В., ИП Рудых Е.Н. поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещённая на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" от 06.04.2018), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в управление поступило заявление от группы предпринимателей, арендующих помещения в зданиях аэровокзалов аэропорта г. Иркутска, по вопросу правомерности повышения арендной платы в зданиях аэровокзалов аэропорта г. Иркутска с 01.06.2016.
Управление возбудило дело и провело антимонопольное расследование по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По итогам рассмотрения указанного дела антимонопольным органом принято решение от 22.02.2017 N 76, согласно которому общество, занимающее доминирующее положение на рынке по предоставлению в аренду помещений арендаторам в зданиях аэровокзалов аэропорта г. Иркутска, предназначенных для обслуживания посетителей аэровокзалов, признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления монопольно высокой цены аренды помещений в зданиях аэровокзалов с 01.06.2016.
На основании указанного решения, обществу выдано предписание от 22.02.2017 N 42, которым заявителю предписано прекратить злоупотребление доминирующим положением на рынке по предоставлению в аренду помещений арендаторам в зданиях аэровокзалов аэропорта г. Иркутска, предназначенных для обслуживания посетителей аэровокзалов, в части установления монопольно высокой цены аренды помещений в зданиях аэровокзалов с 01.06.2016.
Общество посчитав, что указанные решение и предписание нарушают его права и законные интересы и не соответствуют нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемые решение и предписание соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.
Статьей 6 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
Из материалов дела следует, что в зданиях аэровокзалов аэропорта г. Иркутска хозяйствующими субъектами арендуются помещения для различных направлений розничной торговли.
По состоянию на 01.06.2016 с обществом заключены и действовали 112 договоров аренды на помещения в зданиях аэровокзалов.
24 мая 2016 года заместителем генерального директора общества издан распорядительный документ, устанавливающий цены по договорам аренды с 01.06.2016.
На основании указанного документа заявитель направил в адрес арендаторов уведомления о повышении арендной платы с 01.06.2016 и включении коммунальных услуг в арендную плату.
Комиссией управления по результатам анализа представленных документов, установлено, что фактическое повышение стоимости арендной платы в зданиях аэровокзалов аэропорта г. Иркутска в июне 2016 года по сравнению с маем 2016 года произошло в среднем на 90%, вместе с тем состав продавцов или покупателей товара остался неизменным, условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование (изменение незначительное), остались также неизменными, при этом изменение расходов не соответствует изменению стоимости аренды, одновременно, прибыль и выручка увеличивается.
Суды признали обоснованным вывод антимонопольного органа о том, что экономическое обоснование увеличения стоимости арендной платы с 01.06.2016 документально не подтверждено.
Суды указали, что у общества отсутствовали объективные (экономически обоснованные) предпосылки для существенного повышения арендной платы, в связи с чем, его действия по установлению монопольно высокой цены привели к получению необоснованно завышенной прибыли и созданию экономических и конкурентных преимуществ, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, руководствуясь Законом о защите конкуренции, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 345, Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220, суды пришли к выводу о законности оспариваемых решения и предписания управления.
Поскольку антимонопольный орган доказал соответствие закону оспариваемых актов, а заявитель не представил доказательства нарушения этими актами его прав и законных интересов, суды в соответствии с требованиями части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов двух инстанций, им дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 декабря 2017 года по делу N А19-4414/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 марта 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.