город Иркутск |
|
31 января 2019 г. |
Дело N А19-9078/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Левошко А.Н.,
при участии в судебном заседании представителей Территориального фонда обязательного медицинского страхования по Иркутской области Кажарской Ю.В. (доверенность от 01.10.2018), Егоровой Е.А. (доверенность от 01.10.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Братская районная больница" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 августа 2018 года по делу N А19-9078/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 октября 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Пугачёв А.А., суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),
установил:
областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Братская районная больница" (ОГРН 1167536058480, ИНН 7536162983, г. Братск Иркутской области; далее - ОГБУЗ "Братская районная больница", Учреждение, Больница) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования по Иркутской области (далее - ТФОМС по Иркутской области, Фонд) об устранении нарушений по результатам проверки от 10.04.2018 N 359 и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 08 августа 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 октября 2018 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОГБУЗ "Братская районная больница" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 158.14 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила N 158н), приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.09.1993 N 220 "О мерах по развитию и совершенствованию инфекционной службы в Российской Федерации" (далее - Приказ Минздрава России N 220), Тарифных соглашений на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Иркутской области на 2016, 2017 годы (далее - Тарифные соглашения), нарушения судами норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, федеральное законодательство в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС) и в сфере охраны здоровья граждан, а также Тарифные соглашения не содержат нормы о том, что расходование средств ОМС на осуществление медицинской деятельности при отсутствии лицензии на данную деятельность, является нецелевым использованием средств ОМС; расходование средств ОМС на заработную плату помощника врача-эпидемиолога соответствовало целям, определенным Тарифными соглашениями и иными нормативными актами в сфере охраны здоровья граждан; введение штатных единиц врача-эпидемиолога и помощника врача-эпидемиолога обусловлено приказом Минздрава России N 220; должность помощника врача-эпидемиолога в штатном расписании Больницы находилась в разделе общебольничного персонала, непосредственного участия в оказании медицинской помощи не принимала, ее должностные обязанности не связаны с оказанием первичной медико-санитарной помощи, следовательно, отсутствуют неправомерные действия Больницы в процессе принятия и (или) исполнения бюджетных обязательств; в Тарифных соглашениях требование включать должности согласно Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников (приложение к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 1183н) (далее - Номенклатура должностей) и в соответствии с видами работ (услуг), предусмотренными лицензией медицинской организации, установлено только для медицинских работников, участвующих в осуществлении медицинской деятельности по территориальной программе ОМС.
В отзыве на кассационную жалобу ТФОМС Иркутской области считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), ОГБУЗ "Братская районная больница" ходатайствовало о кассационном рассмотрении дела без участия его представителей.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 декабря 2018 года в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение кассационной жалобы Учреждения отложено на 24 января 2019 года на 11 часов 45 минут, о чем лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).
После отложения судебное разбирательство продолжено в том же составе судей.
В судебном заседании представители ТФОМС Иркутской области подтвердили доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа Братского филиала ТФОМС Иркутской области от 22.02.2018 N 7 комиссией ТФОМС была проведена плановая комплексная проверка использования средств ОМС в ОГБУЗ "Братская районная больница" за период с 01.04.2016 до 01.01.2019.
В ходе проверки Фондом установлено, что в штатном расписании Учреждения в разделе "общебольничный медицинский персонал" были введены должности врач-эпидемиолог, помощник врача-эпидемиолога, которые соответствуют Номенклатуре должностей. В проверяемом периоде ставка врача-эпидемиолога оставалась вакантной. На должность помощника врача-эпидемиолога назначена Сухореброва В.Н., имеющая среднее профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности "Гигиена и санитария", что соответствует требованиям "Квалификационных характеристик должностей работников в сфере здравоохранения", "Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541 н.
Таким образом, проверкой за проверяемый период с 01.04.2016 по 01.01.2018 установлено, что при отсутствии лицензии на медицинскую деятельность но эпидемиологии медицинской организацией осуществлялась данная деятельность.
Сумма выплат заработной платы медицинскому работнику, оказывающему нелицензированный вид медицинской деятельности, за проверяемый период составила 658 292 рублей 46 копеек (в том числе страховые взносы - 152 691 рубль 49 копеек).
Таким образом, Фонд пришел к выводу о том, что в нарушение приказа Минздрава России от 11.03.2013 N 121н, части 1 статьи 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пункта 4 главы 5 раздела 3 Тарифного соглашения средства ОМС в сумме 658 292 рубля 46 копеек, направленные медицинской организацией на выплаты по нелицензированным видам медицинской помощи (эпидемиологии), использованы не по целевому назначению.
10.04.2018 Братским филиалом ТФОМС Иркутской в адрес в ОГБУЗ "Братская РБ" выставлено требование об устранении нарушений по результатам проверки за период с 01.04.2016 до 01.01.2018, согласно которому Учреждению необходимо в десятидневный срок до 24.04.2018 направить в адрес Братского филиала ТФОМС Иркутской области информацию о принятых мерах по устранению выявленных в ходе проверки нарушений (план мероприятий) (пункт 1). Вернуть в бюджет ТФОМС Иркутской области в течение десяти рабочих дней со дня предъявления настоящего требования (отсчет ведется с перового рабочего дня, следующего за днем его предъявления) средства ОМС в сумме 658 292 рубля 46 копеек, использованные не по целевому назначению, в том числе: 270 124 рубля 96 копеек за период с 01.04.2016 до 01.01.2017, 388 167 рублей 50 копеек за период с 01.01.2017 до 01.01.2018 (пункт 2.1.). Уплатить 65 829 рублей 25 копеек штрафа в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств ОМС за указанный период (пункт 2.2.).
ОГБУЗ "Братская районная больница", полагая, что названное требование не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый акт Фонда не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетных фондах конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (статья 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.
Медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ).
В силу части 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Статьей 30 Федерального закона N 326-ФЗ установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 1). Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом.
Судами установлено, что в проверяемом периоде (01.04.2016 - 01.01.2018) действовали Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденные постановлениями Правительства Иркутской области от 30.12.2015 года N 689-пп на 2016 год; от 29.12.2016 года N 848-пп на 2017 год.
Разделом 5 Программ предусмотрено, что все расходы медицинских организаций государственной системы здравоохранения, не вошедшие в тариф на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования, финансируются из соответствующих бюджетов.
В соответствии с пунктом 4 главы 5 Тарифного соглашения на 2016 год, пунктом 4 главы 5 Тарифного соглашения на 2017 год расходование средств ОМС на заработную плату осуществляется в пределах фонда оплаты труда в соответствии с утвержденным штатным расписанием персонала медицинской организации, участвующего в оказании медицинских услуг по Территориальной программе ОМС (далее - штатное расписание по ОМС). В штатное расписание по ОМС включаются должности согласно Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения, утвержденной Минздравом России и в соответствии с видами работ (услуг), предусмотренными лицензией медицинской организации.
Следовательно, заработная плата помощнику врача-эпидемиолога за счет бюджетных средств фонда ОМС могла быть выплачена после его включения в штатное расписание по ОМС, при условии, если данные виды работ (услуг) предусмотрены лицензией Учреждения.
Фондом установлено и Учреждением не оспаривается, что в период с 01.04.2016 до 01.01.2018 при отсутствии лицензии на медицинскую деятельность по осуществлению работ/услуг по эпидемиологии медицинской организаций осуществлялась данная деятельность.
При таких условиях суды правильно признали, что расходование средств ОМС в размере 658 282 рубля 46 копеек на выплату заработной медицинскому работнику - помощнику врача-эпидемиолога при отсутствии лицензии на осуществление данного вида деятельности в нарушение норм федерального законодательства в сфере ОМС и в сфере охраны здоровья граждан, а также Тарифных соглашений, является нецелевым использованием средств ОМС.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что расходование средств ОМС на осуществление медицинской деятельности при отсутствии лицензии на данную деятельность, не является нецелевым использованием средств ОМС; расходование средств ОМС на заработную плату помощника врача-эпидемиолога соответствовало целям, определенным Тарифными соглашениями и иными нормативными актами в сфере охраны здоровья граждан, не могут быть приняты во внимание, как несостоятельные и не учитывающие требования Тарифных соглашений.
Суды пришли к правильным выводам о том, что помощнику врача-эпидемиолога в данном учреждении заработная плата не могла выплачиваться за счет именно средств фонда ОМС, поскольку в лицензии учреждения данный вид деятельности не указан. В силу правильно применяемых судами положений Тарифных соглашений на 2016 год, на 2017 год расходование средств ОМС на заработную плату в 2016-2017 годах должно было осуществляться в соответствии с утвержденным штатным расписанием персонала, участвующего в оказании услуг по этим территориальным программам; в упомянутое штатное расписание включались должности в соответствии с видами работ, предусмотренными лицензией учреждения. Поскольку в имеющейся у учреждения лицензии медицинские услуги врача-эпидемиолога (его помощника) не предусмотрены, средства ОМС в данном случае не могли быть направлены на эти цели.
Ссылка Учреждения на то, что введение штатных единиц врача-эпидемиолога и помощника врача-эпидемиолога обусловлено приказом Минздрава России N 220, не влияет на правильность данных выводов судов.
Названный приказ Минздрава России от 17.09.1993 N 220 предписывает министрам здравоохранения республик, входящих в состав Российской Федерации, руководителям органов здравоохранения краев, областей, автономных образований, г.г. Москвы и Санкт-Петербурга при формировании территориальных программ развития здравоохранения введение в штат лечебно-профилактических учреждений, прежде всего, республиканских (краевых, областных) и многопрофильных городских больниц должностей эпидемиологов и помощников эпидемиологов. Однако не регулирует способы, размер и структуру оплаты медицинской помощи, применяемые в Иркутской области в рамках реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляемые в соответствии с Тарифными соглашениями.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако поскольку они не свидетельствуют о нарушении судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, направлены, по сути, исключительно на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых судебных актов, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 августа 2018 года по делу N А19-9078/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 октября 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М. М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 января 2019 г. N Ф02-6331/18 по делу N А19-9078/2018