город Иркутск |
|
31 января 2019 г. |
Дело N А74-20155/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кулик А.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Хакасия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Конопелько Е.А., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарём судебного заседания Яскиной Н.М.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Хакасия представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Темеревой Т.В. (доверенность от 12.12.2018); Министерства экономического развития Республики Хакасия Малишевой И.А. (доверенность от 26.12.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 29 июня 2018 года по делу N А74-20155/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Коршунова Т.Г.; суд апелляционной инстанции: Юдин Д.В., Борисов Г.Н., Иванцова О.А.),
установил:
Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее - Госкомтарифэнерго Хакасии) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России, антимонопольный орган) N 04-9888 от 21.12.2017 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" (далее - ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ", общество).
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 05 февраля 2018 года в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия на его правопреемника - Министерство экономического развития Республики Хакасия (далее - Министерство).
Определением от 28 февраля 2018 года Арбитражный суд Республики Хакасия объединил дело N А74-20155/2017 с делом N А74-731/2018, возбужденным по заявлению ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" к Министерству о признании незаконным решения о несоответствии общества критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным электросетевым организациям (уведомления от 25.10.2017 N ГКТЭ-2892/Э), присвоив объединенному делу N А74-20155/2017.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 29 июня 2018 года требование Министерства удовлетворено, признано недействительным предупреждение Хакасского УФАС России N 04-9888 от 21.12.2017, в удовлетворении заявления ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2018 года решение суда от 27 сентября 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Хакасское УФАС России ставит вопрос о проверке законности судебных актов, указывая на соответствие выданного им предупреждения требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции); полагает, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и собранным по делу материалам; просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" в отзыве на кассационную жалобу полагает её доводы заслуживающими внимания.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Хакасского УФАС России поддержала доводы кассационной жалобы
Представитель Министерства считает судебные акты не подлежащими отмене.
ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицу, участвующему в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие. Общество заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Проверив правильность применения судами двух инстанции норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 15.11.2017 в Хакасское УФАС России поступило обращение акционерного общества "Хакасэнергосбыт" и заявление ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" на действия Госкомтарифэнерго Хакасии о нарушении антимонопольного законодательства в части принятия им решения об отсутствии оснований для введения государственного регулирования в отношении услуг по передаче электрической энергии на 2018 год в связи с несоответствием ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" пункту 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 (далее - Критерии).
По результатам рассмотрения заявления на основании представленных Госкомтарифэнерго Хакасии (экспертное заключение) и ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" документов, антимонопольный орган пришел к выводу о наличии в действиях Комитета признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
21.12.2017 Хакасским УФАС России Госкомтарифэнерго Хакасии выдано предупреждение (исх. N 04-9888) о необходимости прекращения указанных действий, для чего провести анализ соответствия ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" пункту 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям с учетом всех представленных ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" документов и содержания настоящего предупреждения. Срок для совершения указанных действий установлен до 09.01.2018.
Министерство (правопреемник Комитета) оспорило предупреждение в Арбитражном суде Республики Хакасия; ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" также обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании недействительным уведомления от 25.10.2017 Министерства об отсутствии оснований для установления обществу тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год.
Удовлетворяя заявление Министерства, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Согласно части 4 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение антимонопольного органа должно содержать: выводы о наличии оснований для его выдачи; нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение; перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения.
В предупреждении от 21.12.2017 Хакасское УФАС России указало, что действиях Госкомтарифэнерго Хакасии имеются признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в принятии решения (путем направления уведомления) о несоответствии ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" пункту 2 Критериев и, как следствие, отсутствии оснований для государственного регулирования деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии.
В силу пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Пунктом 30.1 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила 1178) предусмотрено, что орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов ежегодно, до 1 ноября года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, опубликовывает на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о территориальных сетевых организациях, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования, а также о территориальных сетевых организациях, оказывающих услуги по передаче электрической энергии в текущем расчетном периоде регулирования, в отношении которых не устанавливаются (не пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования, с указанием полного и сокращенного (при наличии) наименования и организационно-правовой формы организации, идентификационного номера налогоплательщика (кода причины постановки на учет), адреса официального сайта организации в сети Интернет и выделенного организацией абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению.
Постановлением N 184 утверждены Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Пунктом 2 Критериев установлено требование для организации в целях приобретения статуса территориальной сетевой организации - владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1-20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.
Согласно пункту 24 Правил N 1178 основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
Суды, оценив имеющиеся в деле доказательства, в том числе, представленные обществом в рамках открытого регулирующим органом дела N 2-Э/18 "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год" в отношении ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ", пришли к мотивированным выводам об отсутствии в действиях Министерства признаков нарушения запрета, установленного пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Так, суды указали, что на момент направления обществу уведомления от 25.10.2017 требуемый пакет документов представлен не в полном объеме. Указанные обстоятельства обществом не опровергнуты.
26.10.2017 ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" в электронном виде направило возражения на уведомление о несоответствии его критериям отнесения к территориальным сетевым организациям с приложением пакета документов в подтверждение наличия в законном владении и пользовании объектов электросетевого хозяйства необходимой протяженности, в том числе запрашиваемые регулирующим органом письмом от 19.09.2017 и ранее не представлявшиеся.
При этом, как установили суды, согласно акту о результатах проверки наличия документов или других вложений в почтовых отправлениях (документов, поданных в электронном виде) от 26.10.2017 при осмотре сотрудниками Госкомтарифэнерго Хакасии поданных в электронном виде документов от ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" от 26.10.2017 и проверки наличия приложенных документов установлено отсутствие указанных в приложении документов (пункты 1 - 1 указанного письма) в полном объеме.
С учётом изложенного суды, мотивированно посчитали, что срок представления дополнительных документов ограничен и решение регулирующего органа о несоответствии общества пункту 2 Критериев не могло быть пересмотрено (пункт 30.1 Правил N 1178), поскольку его принятие ограничено временными рамками.
Установив отсутствие в действиях Министерства признаков нарушения антимонопольного законодательства, суды пришли к правильным выводам о несоответствии выданного предупреждения Закону о защите конкуренции.
Доводы кассационной жалобы Хакасского УФАС России состоят в изложении правовой позиции Управления, высказанной им ранее в предупреждении; заявитель считает, что дополнительно представленные обществом 26.10.2017 документы не рассматривались и не анализировались.
Между тем, судами был учтён и отражен в судебных актах факт непоступления этих документов.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводами судов о том, что законодательством не предусмотрена возможность пересмотра решения регулирующего органа, однако, в кассационной жалобе не приведено обоснование со ссылками на нормы права, разрешающими регулирующему органу совершать такие действия. Кроме того, судами верно отмечено, что названный подход приведёт к образованию необоснованных положительных условий для недобросовестных организаций.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Хакасия и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 29 июня 2018 года по делу N А74-20155/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 января 2019 г. N Ф02-6298/18 по делу N А74-20155/2017
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6298/18
24.01.2019 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-20155/17
27.09.2018 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4454/18
21.09.2018 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-20155/17
29.06.2018 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-20155/17