город Иркутск |
|
28 июня 2018 г. |
Дело N А10-2820/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июня 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Левошко А.Н., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н. Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Пунцуковой А.Т., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Лахиной Е.В.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия Коренева Евгения Анатольевича (паспорт), представителей: публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" Очировой Е.Б. (доверенность от 01.01.2018 N 158), Никитиной В.П. (доверенность от 01.01.2018 N 155); муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной жилищной инспекции администрации г. Улан-Удэ" Жаргалова В.В. (доверенность от 13.06.2018 N 39),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 сентября 2017 года по делу N А10-2820/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Борхонова Л.В., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Каминский В.Л., Никифорюк Е.О.),
установил:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889, г. Улан-Удэ; далее - ПАО "ТГК-14", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействительным и отмене предписания муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной жилищной инспекции администрации г. Улан-Удэ" (далее - Управление, Жилищная инспекция) от 03.04.2017 N 320-ПР.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, привлечен Коренев Евгений Анатольевич.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 сентября 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2018 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО "ТГК-14" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой и дополнениями к жалобе, в которых просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 539, 540, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о законности ненормативного правового акта Управления, ссылаясь на то, что между обществом и потребителем существуют договорные отношения по теплоснабжению в соответствии со статьей 540 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента первого фактического подключения абонента к присоединенной сети; актом обследования обществом установлена площадь отапливаемого помещения - 176 кв. м, пристрой и надстрой подключены к системе центрального отопления, второй этаж находится в едином тепловом контуре с первым этажом, между ними имеется технологический переход (лестничная площадка); факт отсутствия или наличия радиаторов не является основанием для освобождения от оплаты коммунальных услуг; предписание не содержит четких формулировок и конкретных действий, обязывает при начислении платы учитывать достоверную площадь, однако не указано, какую; по данным БТИ площадь жилого дома составляет 48, 2 кв. м, однако, собственник не отрицает, что пристрой площадью 32, 2 кв. м подключен к системе центрального отопления; предписание вынесено органом муниципального жилищного контроля в отсутствие у него на то соответствующих полномочий; начисление платы за услугу отопления с учетом второго этажа общество начало производить с 01.01.2016, то есть у Жилищной инспекции отсутствовали полномочия по проверке правильности произведенных начислений за период с 01.02.2016 по 31.12.2016.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители ПАО "ТГК-14" в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе; представитель Жилищной инспекции и Коренев Е.А. указали на законность и обоснованность судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от 02.03.2017 N 320-П/328/17-Ж Жилищной инспекцией проведена внеплановая документарная по обращению Коренева Е.А., проживающего по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Дунайская, д. 1/1, о нарушении законодательства при начислении платы за услугу отопления.
В ходе проверки Управлением было установлено, что расчет платы за отопление, производился обществом, исходя из недостоверных сведений об общей площади указанного жилого дома согласно представленному ПАО "ТГК-14" акту от 13.02.2016 фактическая площадь дома N 1/1 по ул. Дунайская составляет 176 кв. м. Из акта, представленного Кореневым Е.А. от 15.12.2016 N16/к- 000049, составленного ПАО "ТГК-14", общая площадь дома составляет 160, 9 кв. м.
Из финансового лицевого счета N 404164 видно, что начисление платы за услугу отопления по указанному адресу производится ПАО "ТГК-14" исходя из общей площади дома - 176 кв. м.
Таким образом, ПАО "ТГК-14" при расчете платы за услугу отопления применяет недостоверные данные об общей площади жилого дома N 1/1 по ул. Дунайская.
Кроме того, актом от 05.12.2016 N 16/к- 000049 установлено, что к существующему жилому дому площадью 48,8 кв. м сделан пристрой площадью 32, 2 кв. м, который подключен к системе центрального отопления, установлены радиаторы отопления. Также сделан надстрой площадью 80, 5 кв. м, который подключен от автономного источника отопления - электрокотла. Электрокотел смонтирован в подвале жилого дома. Врезок теплопровода системы отопления от электрокотла на второй этаж от системы центрального отопления нет.
Следовательно, второй этаж (надстрой) дома N 1/1 по улице Дунайская отапливается от автономного источника - электрокотла.
В свою очередь при начислении платы за услугу отопления общество включает в общую площадь дома площадь второго этажа.
Таким образом, Жилищной инспекцией установлены следующие нарушения:
- частей 1 и 2 статьи 539, части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации - собственнику жилого дома N 1/1 по ул. Дунайская начисляется плата за услугу отопления второго этажа дома, которая в указанное помещение не предоставляется;
- пункта 42 Правил N 354, подпункта "а" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 - при расчете платы за услугу отопления применяются недостоверные данные об общей площади жилого дома.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 03.04.2017 N 320-А.
В соответствии с Предписанием от 03.04.2017 N 320-А ПАО "ТГК-14" необходимо в срок до 25.05.2017 исключить начисление платы за услугу отопления второго этажа дома из лицевого счета дома N 1/1 по ул. Дунайская г. Улан-Удэ (пункт 1); при начислении платы за услугу отопления применять достоверные (фактические) данные общей площади первого этажа дома (пункт 2).
ПАО "ТГК-14", полагая, что названное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый акт Управления не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям сторон, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, подлежат применению предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств (в том числе актов ПАО "ТГК-14" от 13.02.2016 и от 05.12.2016, справки БТИ, выписки из лицевого счета) и доводов сторон суд первой инстанции установил, что площадь дома согласно справке БТИ составляет 48, 2 кв. м; к существующему жилому дому N 1/1 по ул. Дунайская г. Улан-Удэ площадью 48,8 кв. м сделан пристрой площадью 32,2 кв. м, который подключен к системе центрального отопления, установлены радиаторы отопления. Надстрой площадью 80,5 кв. м подключен от автономного источника отопления - электрокотла; врезок теплопровода системы отопления от электрокотла на второй этаж от системы центрального отопления нет.
ПАО "ТГК-14" производит начисление платы за отопление исходя из общей площади дома (176 кв. м), включая площадь второго этажа. При этом согласно пояснениям общества замеры были произведены им по внешним стенам дома со стороны улицы. Технологическое присоединение системы теплоснабжения второго этажа дома отсутствует.
Как правильно отметил суд, действующим законодательством не предусмотрена возможность определения площади помещения указанным способом (по внешним стенам дома со стороны улицы); иных доказательств верного определения площади помещения дома, указанного в расчетах, ПАО "ТГК-14" не представлено.
Таким образом, поскольку услуга по отоплению в помещения второго этажа фактически не предоставляется, суд признал, что у общества отсутствовали основания при расчете платы за услугу отопления включать площадь второго этажа.
Выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии у общества оснований для начисления платы за коммунальную услугу исходя из площади, превышающей площадь дома, указанную в справке БТИ 48, 2 кв. м., не соответствуют содержанию оспариваемого предписания и акта проверки, которыми установлено неправомерное начисление платы за услугу отопления только второго этажа дома, в который эти услуги не предоставляются.
Вместе с тем, апелляционный суд, как и суд первой инстанции пришел к выводу о неправильном начислении потребителю платы за предоставленную коммунальную услугу в связи с неправильным определением площади жилого дома.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что предписание не содержит четких формулировок и конкретных действий, поскольку обязывает при начислении платы учитывать достоверную площадь, без указания, какую, не влияют на правильность приведённых суждений судов.
Из буквального содержания предписания следует, что обществу необходимо исключить начисление платы за услугу отопления второго этажа дома из лицевого счета и при начислении платы применять достоверные (фактические) данные общей площади первого этажа дома.
При таких обстоятельствах правильным является вывод судов о том, оспариваемое предписание Жилищной инспекции не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод общества об отсутствии у органа муниципального жилищного контроля соответствующих полномочий на вынесение спорного предписания проверен и признан несостоятельным, поскольку орган местного самоуправления муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ", уполномоченный в сфере муниципального жилищного контроля, наделен государственными полномочиями, в том числе по организации и осуществлению государственного жилищного надзора Законом Республики Бурятия от 25.11.2016 N 2157-V "О наделении органа местного самоуправления муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ" отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля", действующим с 01.01.2017. Проверка проведена в период действия Закона, и предписанием не предусмотрена корректировка платы за услугу отопления за предыдущие периоды.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционной суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 сентября 2017 года по делу N А10-2820/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М. М. Шелёмина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.