город Иркутск |
|
04 июля 2018 г. |
Дело N А33-9045/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июля 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Левошко А.Н., Юшкарёва И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация лесопромышленников Дзержинского района" на определение Арбитражного суда Красноярского края от 16 апреля 2018 года по делу N А33-9045/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Болуж Е.В., суд апелляционной инстанции: Морозова Н.А., Иванцова О.А., Юдин Д.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ассоциация лесопромышленников Дзержинского района" (ОГРН 1152450000845, ИНН 2410004281, с. Дзержинское, Красноярский край; далее - ООО "АЛДР", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Министерства лесного хозяйства Красноярского края (далее - Министерство, административный орган) от 27.03.2018 N N 264-03-пст/лн, 265-03-пст/лн, 266-03-пст/лн, 267-03-пст/лн, 268-03-пст/лн, 269-03-пст/лн, 270-03-пст/лн, 271-03-пст/лн, 272-03-пст/лн, 273-03-пст/лн, 274-03-пст/лн, 275-03-пст/лн, 276-03-пст/лн, 277-03-пст/лн о назначении административного наказания.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 16 апреля 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2018 года, отказано в принятии заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 127.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ООО "АЛДР" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы считает неправомерными выводы судов о неподведомственности данного спора арбитражному суду, ссылаясь на то, что объективной стороной вменяемого правонарушения являются действия общества, совершенные коммерческой организацией в ходе осуществления своей предпринимательской деятельности путем заключения и исполнения договоров купли-продажи лесных насаждений, направленной на получение прибыли от покупки и перепродажи лесных насаждений; несмотря на то, что объектом посягательства являются общественные отношения в области природопользования, нарушение совершено непосредственно в ходе исполнения заключенных с Министерством договоров, то есть в процессе хозяйственной (экономической) деятельности.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения открытых аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для обеспечения государственных и муниципальных нужд между Министерством и ООО "АЛДР" заключены договоры купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины.
Постановлениями Министерства от 27.03.2018 N N 264-03-пст/лн, 265-03-пст/лн, 266-03-пст/лн, 267-03-пст/лн, 268-03-пст/лн, 269-03-пст/лн, 270-03-пст/лн, 271-03-пст/лн, 272-03-пст/лн, 273-03-пст/лн, 274-03-пст/лн, 275-03-пст/лн, 276-03-пст/лн, 277-03-пст/лн общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в Арбитражный суд Красноярского края с названным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в принятии заявления общества в соответствии с частью 1 статьи 127.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из итого, что данное дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку рассматриваемое административное правонарушение, совершенное в области охраны окружающей среды и природопользования, не связано с осуществлением обществом экономической деятельности.
Третий арбитражный апелляционный суд признал выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Пунктом 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 N 40) разъяснено, что жалобы лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункте 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
В соответствии с пунктом 10 раздела VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, для отнесения дел об обжаловании постановлений административных органов о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности к компетенции арбитражных судов законодатель в данной норме установил необходимость в каждом конкретном случае учитывать следующие критерии: 1) административное правонарушение совершено определенным в КоАП РФ субъектом (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), выступающим участником хозяйственного оборота;
2) административное правонарушение совершено этим лицом в процессе осуществления им предпринимательской или иной экономической деятельности, то есть административное правонарушение связано с осуществлением такой деятельности и выражается в несоблюдении законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих отношения, в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и устанавливающих правила, запреты, ограничения и административную ответственность в этой сфере для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем, если объективная сторона административного правонарушения, совершенного юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда, жалобы на постановления административных органов о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункте 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в любом случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции.
Глава 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в которую включена статья 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливает ответственность за нарушение норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
Суды правильно исходили из того, что рассматриваемое административное правонарушение представляет собой нарушение норм публичного права, а именно правил, регулирующих общественные отношения по поводу охраны окружающей среды и природопользования, выполнение которых не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность.
Наличие у субъекта правонарушения статуса юридического лица и осуществление им предпринимательской или иной экономической деятельности, как верно указали судебные инстанции, само по себе не является безусловным основанием для отнесения спора к компетенции арбитражного суда.
Как установили суды, оснований полагать, что вмененное административное правонарушение было совершено обществом исключительно в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, не имеется.
При таких обстоятельствах, суды пришли к выводу о том, что настоящий спор по характеру правоотношений не имеет экономической основы, следовательно, заявление общества об оспаривании постановлений Министерства не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Данные, свидетельствующие о том, что общество обращалось с аналогичным заявлением в суд общей юрисдикции и получило отказ в его принятии, судами не установлены и в материалах дела отсутствуют.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на судебную практику по иным делам не влияет на правильность вывода судов, основанного на разъяснениях Верховного Суда Российской Федерации.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем определение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Красноярского края от 16 апреля 2018 года по делу N А33-9045/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М. М. Шелёмина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация лесопромышленников Дзержинского района" на определение Арбитражного суда Красноярского края от 16 апреля 2018 года по делу N А33-9045/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Болуж Е.В., суд апелляционной инстанции: Морозова Н.А., Иванцова О.А., Юдин Д.В.),
...
Постановлениями Министерства от 27.03.2018 N N 264-03-пст/лн, 265-03-пст/лн, 266-03-пст/лн, 267-03-пст/лн, 268-03-пст/лн, 269-03-пст/лн, 270-03-пст/лн, 271-03-пст/лн, 272-03-пст/лн, 273-03-пст/лн, 274-03-пст/лн, 275-03-пст/лн, 276-03-пст/лн, 277-03-пст/лн общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
...
Согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
...
Глава 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в которую включена статья 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливает ответственность за нарушение норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 июля 2018 г. N Ф02-3028/18 по делу N А33-9045/2018