город Иркутск |
|
17 декабря 2018 г. |
Дело N А74-6997/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б., Сонина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабак Д.В.,
при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи, присутствующих в Арбитражном суде Республики Хакасия представителей министерства финансов Республики Хакасия - Руденко Е.А (доверенность от 29.12.2017), а также администрации муниципального образования Ширинский район - Кудряшовой О.Ю. (доверенность от 15.05.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства финансов Республики Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 12 апреля 2018 года по делу N А74-6997/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Бова Л.В., суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Борисов Г.Н., Севастьянова Е.В.),
установил:
администрация муниципального образования Ширинский район (ИНН 1911000663, ОГРН 1031900879768, далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к министерству образования и науки Республики Хакасия (ИНН 1901022065, ОГРН 1021900523039, далее - министерство образования) о взыскании 13 766 217 рублей субсидии.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 01 июня 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление промышленности, энергетики, связи, строительства и транспорта администрации муниципального образования Ширинский район (ИНН 1911005742, ОГРН 1031900881374, далее - управление), министерство финансов Республики Хакасия (ИНН 1901019947, ОГРН 1021900521785, далее - министерство финансов).
Определением от 25 июля 2017 года к производству арбитражного суда принято встречное исковое заявление министерства образования о взыскании с администрации 3 233 783 рублей субсидии.
14 августа 2017 года Арбитражным судом Республики Хакасия принято к производству исковое заявление администрации к министерству образования о признании недействительным соглашения от 28.03.2016 в части (дело N А74-11606/2017).
Протокольным определением суда от 28 сентября 2017 дела N А74-6997/2017 и N А74-11606/2017 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер дела А74-6997/2017.
Решением Арбитражного суда Республика Хакасия от 12 апреля 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2018 года, исковые требования администрации удовлетворены частично, с Республики Хакасия в лице министерства образования за счет средств казны Республики Хакасия в пользу администрации взыскана невыплаченная субсидия в сумме 13 766 217 рублей, в удовлетворении искового заявления администрации о признании недействительным соглашения от 28.03.2016 в части пунктов 1.1, 2.1, 3.3.4 отказано, в удовлетворении встречного искового заявления министерства образования отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, просит судебные акты отменить, в удовлетворении требований администрации отказать.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что приостановление размещения муниципального заказа антимонопольным органом произошло по вине администрации, которой также нарушены условия соглашения о предоставлении субсидии, капитальный ремонт не завершен, 7 дополнительных мест для дошкольников не введены в эксплуатацию, необходимые значения показателей результативности использования субсидии не достигнуты.
Министерство финансов считает необоснованным вывод судов о том, что субъект Российской Федерации в лице уполномоченных органов фактически принял на себя обязательства по предоставлению субсидии, в то время как весь объем капитального ремонта изначально не предполагал возможность его завершения ввиду недостаточности выделенных средств.
По мнению заявителя кассационной жалобы, решение Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-4439/2017 не является относимым доказательством по настоящему спору.
Оплата за счет муниципального бюджета при реализации муниципального контракта расходов по авторскому надзору не была предусмотрена соглашением от 28.03.2016 о предоставлении субсидии и не может являться доказательством соблюдения администрацией условия о софинансировании.
Обязанность по выдаче субсидии не может следовать из акта от 06.03.2018 N 3 внеплановой выездной проверки, проведенной министерством финансов, а вытекает из соглашения от 28.03.2016 и связана, прежде всего, с выполнением со стороны администрации его условий. Более того, данный акт в деле отсутствует.
Министерство финансов указывает, что судом апелляционной инстанции не дана оценка доводам относительно отсутствия в дополнительном соглашении от 30.11.2016 к муниципальному контракту от 01.09.2018 N 3-э ссылки на локально-сметный расчет и безосновательном увеличении его цены. Считает вывод суда о технической ошибке при указании в дополнительном соглашении даты муниципального контракта (01.09.2016 вместо 31.08.2016) несостоятельным.
Заявитель кассационной жалобы полагает арифметически неверным расчет задолженности и считает, что ее взыскание должно производиться непосредственно с министерства образования, а не казны Республики Хакасия.
В отзыве на кассационную жалобу администрация отклонила её доводы как несостоятельные, просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Представитель министерства финансов в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы, представитель администрации поддержал позицию, изложенную в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена в установленном порядке в сети "Интернет" по адресам http://fasvso.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru, однако своих представителей в заседание суда не направили, в связи с чем рассмотрение жалобы проведено в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на неё, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в целях реализации на территории Республики Хакасия мероприятий, определенных постановлением Правительства Республики Хакасия от 17.03.2016 N 101 "Об утверждении распределения субсидии бюджетам муниципальных образований на модернизацию региональных систем дошкольного образования на 2016 год", постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 N 556 утверждена государственная программа Республики Хакасия "Развитие образования в Республики Хакасия" (2016-2020 годы)", содержащая подпрограмму "Развитие дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования", в рамках которой предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам на возмещение затрат на приобретение, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий муниципальных образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, в том числе приобретение оборудования для вновь строящихся зданий в целях введения дополнительных мест для дошкольников.
Постановлением администрации от 23.11.2015 N 473 утверждена муниципальная программа "Развитие дошкольного образования муниципального образования Ширинский район на 2016-2018 годы", в которой предусмотрен капитальный ремонт МБДОУ детский сад N 5 "Теремок" с открытием одной группы кратковременного пребывания на 7 мест.
Между министерством образования и администрацией 28.03.2016 заключено соглашение о предоставлении в 2016 году субсидии из бюджета Республики Хакасия бюджету муниципального образования Ширинский район на модернизацию региональных систем дошкольного образования (далее - соглашение), по условиям которого субсидия предоставляется для проведения капитального ремонта детского сада "Теремок" в селе Шира, в целях введения не менее 7 дополнительных мест для дошкольников в 2016 году (пункт 1.1 соглашения); министерство образования обязуется направить средства в виде субсидии в бюджет муниципального образования Ширинский район в размере 17 000 000 рублей (пункты 1.02, 3.1.1 соглашения).
Получатель субсидии обязан в срок до 07.04.2016 предоставить в министерство образования сведения о нормативных правовых актах муниципального образования, утверждающих расходные обязательства по софинансированию из бюджета муниципального образования Ширинский район ремонтных работ, поэтапный план по введению дополнительных мест для реализации программ дошкольного образования с указанием стоимости каждого такого места (по мероприятиям, связанным с капитальными вложениями) (пункт 3.1.1 соглашения), выполнить работы, указанные в пункте 2.1. соглашения, в соответствии с графиком.
Также получатель обязан своевременно направлять в министерство образования заявки на выделение финансовых средств по форме и в сроки, установленные министерством (пункт 3.3.3), в срок до 01.09.2016 выполнить все запланированные мероприятия и ввести не менее 7 дополнительных мест в каждой дошкольной организации, указанной в предмете соглашения (пункт 3.3.4); провести работы, указанные в пункте 2.1 соглашения на условиях софинансирования из средств бюджета муниципального образования Ширинского района, в объеме не менее 171 720 рублей (пункт 3.3.5); предоставлять в министерство образования ежемесячные отчеты по использованию финансовых средств, полученных в рамках соглашения по формам, установленным министерством (пункт 3.3.6 соглашения).
В силу пункта 3.3.7 соглашения получатель субсидии обязуется достичь следующих значений показателей эффективности: проведение капитального ремонта детского сада "Теремок" в селе Шира в целях введения не менее 7 дополнительных мест для дошкольников - 100%.
В силу пункта 3.3.9 соглашения получатель субсидии обязался предоставлять министерству в установленном порядке отчет о расходовании средств субсидии, в том числе копии платежных поручений об оплате средств муниципального бюджета, заверенные формы и документы, подтверждающие выполнение условий предоставления субсидии (формы КС-2 и КС-3, акты о проведении строительного контроля, выполненные независимой специализированной организацией и др.).
Исполнителем по соглашению определено управление, привлеченное к участию в настоящем деле в качестве третьего лица.
В целях исполнения указанного соглашения между управлением и подрядчиком (ООО "Сиббазисстрой") по итогам проведенного электронного аукциона в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заключен муниципальный контракт от 31.08.2016 N 3-э, предметом которого является капитальный ремонт здания МБДОУ детского сада N 5 "Теремок", расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, с. Шира, ул. Орловская, д. 1 А.
Принимая во внимание дополнительное соглашение от 30.11.2016 N 1, стоимость работ по контракту составила 17 171 720 рублей, из них 17 000 000 рублей - сумма из республиканского бюджета в рамках заключенного с министерством образования соглашения; 171 720 рублей - сумма из районного бюджета муниципального образования Ширинский район.
В рамках исполнения соглашения из бюджета Республики Хакасия министерством образования администрации поступили денежные средства в общей сумме 3 233 783 рублей (платежные поручения от 14.11.2016 N 154526, от 14.11.2016 N 154528).
Фактически по контракту произведена оплата работ на сумму 3 405 503 рублей, из них 3 233 783 рублей - за счет средств республиканского бюджета; 171 720 рублей - за счет средств районного бюджета муниципального образования Ширинский район. Кредиторская задолженность составляет 13 766 217 рублей.
17.11.2016 министерством образования в адрес администрации направлено письмо N 100-7723 о предоставлении документов, подтверждающих выполнение условий соглашения по достижению показателей эффективности использования субсидии, в срок не позднее 16.12.2016. В письме указано, что в силу пункта 15 Порядка формирования, предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия местным бюджетам, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.04.2015 N 202 (далее - Порядок N 202) нарушение получателем субсидии обязательств по соглашению, связанных с недостижением показателей эффективности использования субсидии, влечет взыскание субсидии в бюджет Республики Хакасия.
Администрация представила министерству образования предусмотренные соглашением документы в подтверждение фактического выполнения работ по капитального ремонту здания детского сада в целях введения дополнительных мест, а также письмами от 25.11.2016 N 4218, от 14.02.2017 N 488, от 14.02.2017 N 489 обращалась за выделением остальных необходимых денежных средств. Предусмотренное соглашением финансирование в виде субсидии на сумму 13 766 217 рублей предоставлено не было со ссылкой на то, что не достигнуты показатели результативности использования средств субсидии по осуществлению капитального ремонта детского сада "Теремок", выполненные работы лишь частично удовлетворяют условиям соглашения.
Поскольку субсидия из бюджета Республики Хакасия предоставлена не в полном объеме, стоимость капитального ремонта детского сада "Теремок" в селе Шира не компенсирована, администрация обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании за счет казны Республики Хакасия средств субсидии в размере 13 766 217 рублей, а также о признании недействительными условий соглашения, возлагающих на администрацию обязанность ввести не менее 7 дополнительных мест для дошкольников. Министерство образования предъявило встречный иск о взыскании с администрации 3 233 783 рублей полученной субсидии.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требование администрации о взыскании субсидии и отказывая в удовлетворении встречного требования о возврате полученной части субсидии, пришли к выводу о выполнении соглашения со стороны администрации и незаконном бездействии со стороны министерства образования, выразившемся в не перечислении бюджетных средств их получателю, отсутствии оснований для возврата полученной части субсидии, использованной по целевому назначению.
При этом доводы администрации о недействительности пунктов 1.1, 2.1 и 3.3.4 соглашения в части возложения на администрацию обязанности ввести не менее 7 дополнительных мест для дошкольников при рассмотрении вопроса о взыскании субсидии и встречного иска о возврате полученной части субсидии отклонены со ссылкой на то, что такое условие законодательству не противоречит, однако подлежит исполнению после завершения капитального ремонта дошкольного учреждения в целом. Исковые требования о признании недействительными указанных условий соглашения как оспоримой сделки отклонены со ссылкой на применение срока исковой давности по заявлению другой стороны.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов в силу следующего.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласующиеся между собой доказательства, представленные в материалы дела, руководствуясь статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 69, 78, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия местным бюджетам на модернизацию региональных систем дошкольного образования, утвержденными Постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 N 556, Порядком N 202 и разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации",, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований администрации о взыскании средств субсидии, исходя из доказанности факта и размера причиненного ущерба, возникших и документально подтвержденных на стороне администрации убытков, подлежащих возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации - Республики Хакасия, установленных признаков противоправности в бездействии министерства образования, наличия причинно-следственной связи между бездействием министерства и невыплатой администрации субсидии.
В частности, судами установлено, что в материалы дела представлен муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту детского сада "Теремок" в селе Шира, дополнительное соглашение к нему, а также документы о проведении открытого аукциона на заключение указанного контракта и о фактическом выполнении предусмотренных контрактом работ (акты о приемке выполненных работ, справки по формам КС-2 и КС-3, сопутствующая документация на материалы и оборудование, платежные поручения о частичном получении средств субсидии на сумму 3 233 783 рублей). Фактическое выполнение и стоимость указанных работ не оспариваются.
Довод о не достижении в результате проведенного капитального ремонта целей выделения субсидии в виде создания 7 дополнительных мест для детей дошкольного возраста правильно отклонен при рассмотрении дела исходя из следующего.
Буквально толкуя условия соглашения в их совокупности и взаимной связи, а также с учетом норм Порядка N 202, и установив, что стоимость всего необходимого ремонта здания превышает 40 миллионов рублей, суды пришли к обоснованному выводу, что недостижение показателя эффективности по результатам выполнения части работ в настоящем случае не может являться основанием для отказа в предоставлении субсидии на финансирование фактически выполненного объема работ, целью которых является капитальный ремонт детского сада и создание дополнительных мест для детей.
Нарушению срока размещения муниципального заказа в связи с рассмотрением антимонопольным органом соответствующих жалоб судами дана надлежащая правовая оценка, по результатам которой сделан обоснованный вывод о том, что в настоящем случае заказчик на данное обстоятельство повлиять не мог.
Исходя из того, что размер убытков, фактически понесенных администрацией, подтвержден надлежащими доказательствами, а обязательство по предоставлению субсидии министерством не исполнено, суды обоснованно взыскали в пользу администрации 13 766 217 рублей и отказали министерству образования в удовлетворении встречного требования о возврате выданной субсидии в сумме 3 233 783 рублей.
Вопреки доводам кассационной жалобы, акт от 06.02.2018 N 3 проведенной министерством финансов внеплановой выездной проверки соблюдения управлением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в материалах дела имеется - представлен управлением (третьим лицом) в установленном порядке по системе "Мой арбитр" 22.02.2018, что подтверждается соответствующей распечаткой входящего контроля (т.9 л.д.97). Электронный образ акта доступен в разделе "Электронное дело".
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 22 мая 2017 года по делу N А74-4439/2017 о взыскании с управления в пользу ООО "Сиббазисстрой" задолженности по муниципальному контракту от 31.08.2016 N3-э учтено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела в совокупности с имеющимися в деле первичными документами о выполнении соответствующих подрядных работ, а также с учетом отсутствия доказательств, опровергающих факт их реального выполнения.
Довод министерства финансов о неполном выполнении администрацией условия соглашения по софинансированию расходных обязательств (что выразилось в отнесении на фактически понесенные за счет муниципального бюджета затраты стоимости авторского надзора) правильно отклонен апелляционным судом исходя из наличия в соглашении условия об обязанности муниципального образования провести строительный контроль за результатами выполненных работ. Авторский контроль при капитальном ремонте зданий и сооружений является частью строительного контроля (пункт 1.1 раздела 1, пункт 4.1 раздела 4 Положения об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений утвержденного Приказом Минстроя России от 19.02.2016 N 98/пр).
Вывод судов о том, что указание в дополнительном соглашении от 30.11.2016 неправильной даты муниципального контракта (01.09.2016 вместо 31.08.2016) является технической ошибкой, обоснован и согласуется с содержанием дополнительной сметы, предметом муниципального контракта от 31.08.2016 N 3-э и соглашением о предоставлении субсидии. Более того, настаивая на неправильной оценке судами указанных доказательств, министерство финансов не представило доказательств того, что администрация заключала с ООО "Сиббазисстрой" другой муниципальный контракт от 01.09.2016 N 3-э, связанный с ремонтом рассматриваемого дошкольного образовательного учреждения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, законность заключения дополнительного соглашения от 30.11.2016 судами рассмотрена, в том числе и применительно к положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Расчет взысканной суммы судами проверен и является правильным, суд округа повторно проверил расчет задолженности и ошибок в нем не усматривает (17 000 000 рублей - 3 233 783 рубля).
Взыскание спорной задолженности, являющейся расходным обязательством Республики Хакасия, правомерно произведено судом первой инстанции за счет казны указанного субъекта Российской Федерации в лице министерства образования как главного распорядителя бюджетных средств в спорных правоотношениях, что соответствует положениям пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Иные доводы кассационной жалобы уже были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов сделаны при правильном применении норм права, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, суды правомерно удовлетворили требования администрации о взыскании неполученных средств субсидии и отказали министерству образования во взыскании частично выданной субсидии.
Выводы суда первой инстанции, послужившие основанием к отказу в удовлетворении требования администрации о признании соглашения частично недействительным, соответствуют части 2 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации и материалам дела, мотивов несогласия с ними кассационная жалоба не содержит.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 12 апреля 2018 года по делу N А74-6997/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.