город Иркутск |
|
12 февраля 2019 г. |
Дело N А33-5590/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Загвоздина В.Д., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кулик А.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Дьяченко С.П., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарём судебного заседания Борисенко А.В.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителя Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края Терещенко Е.В. (доверенность от 16.01.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 июля 2018 года по делу N А33-5590/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Фролов Н.Н.; суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Иванцова О.А., Юдин Д.В.),
установил:
региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края (ИНН 2466266666, ОГРН 1132468055268; далее - Региональный фонд, региональный оператор) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - Служба) о признании незаконным и отмене предписания N 6455-ж от 07.12.2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "ВостокСибДорСтрой".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18 июля 2018 года заявленные требования удовлетворены, признано недействительным предписание N 6455-ж от 07.12.2017.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2018 года решение суда от 18 июля 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Служба ставит вопрос о проверке законности судебных актов, указывая, что Региональный фонд представил документы, подтверждающие осуществление фондом контроля за качеством и сроками работ, только в суд первой инстанции; считает, что у суда отсутствовали основания для принятия новых документов; полагает, что в этой связи судебные расходы подлежат отнесению на регионального оператора; просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанции норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа и.о. руководителя Службы N 6455-ж от 30.11.2017, в отношении регионального оператора проведена внеплановая выездная проверка с целью осуществления регионального государственного жилищного надзора за соблюдением обязательных требований к деятельности специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в рамках поступившего в Службу обращения N 02-08/11454 от 24.11.2017.
Актом проверки от 07.12.2017 N 6455-ж установлено следующее: согласно краткосрочному плану на 2016 год, утвержденному постановлением Правительства Красноярского края от 01.10.2015 N 502, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Коломенская, д.12, региональным оператором выполняется ремонт крыши.
Согласно приложению N 5 к договору работы по капитальному ремонту крыши должны быть выполнены в срок до 10.09.2017, работы по укреплению чердачного перекрытия - с 27.06.2017 по 25.08.2017.
Проверкой установлено, что работы по капитальному ремонту в сроки, установленные договором N 33-кр от 19.05.2017, не выполнены; в нарушение пункта 3 части 1 статьи 180, пункта 4 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации Региональным фондом недостаточно производится контроль за ходом, качеством и сроками проведения работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома.
Служба выдала Региональному фонду предписание - обеспечить проведение мероприятия по завершению работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Коломенская, 12, в срок до 29.12.2017.
Региональный фонд оспорил в Арбитражном суде Красноярского края предписание от 07.12.2017.
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций исходили из того, что региональным оператором осуществлялся контроль за работами подрядчика, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не опровергнуто Службой.
Пунктом 4 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации на регионального оператора возложена обязанность контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
В силу пункта 3 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации перед собственниками помещений в многоквартирном доме региональный оператор несет ответственность за качество выполненных работ подрядными организациями, привлеченными им, в течение не менее 5 лет с момента подписания акта приемки оказанных и выполненных работ.
Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь положениями статей 180, 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок, товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", суды правомерно признали, что Региональный фонд осуществлял контроль за работой подрядчика; доказательства, представленные Региональным фондом в суд в обоснование заявленных требований, были правомерно приобщены судом первой инстанции к материалам дела, исследованы и им дана надлежащая оценка.
Ссылки Службы на неправомерное принятие судом первой инстанции дополнительных доказательств учтены быть не могут. Региональным фондом представлены в суд не дополнительные доказательства, а доказательства в подтверждение заявленных им доводов, что соответствует требованиям части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Не могут быть учтены и доводы об отнесении на Региональный фонд расходов по уплате государственной пошлины.
Как верно указал в этой связи суд апелляционной инстанции, пункт 78 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", на который ссылалась Служба также и в кассационной жалобе, не имеет отношения к рассматриваемом спору, так как разъясняет возможность наложения судебных расходов на сторону, представившую в суд доказательства, не раскрытые в ходе осуществления мероприятий налогового контроля и досудебного разрешения налогового спора при отсутствии объективных препятствий к их своевременному представлению.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 июля 2018 года по делу N А33-5590/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
...
Как верно указал в этой связи суд апелляционной инстанции, пункт 78 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", на который ссылалась Служба также и в кассационной жалобе, не имеет отношения к рассматриваемом спору, так как разъясняет возможность наложения судебных расходов на сторону, представившую в суд доказательства, не раскрытые в ходе осуществления мероприятий налогового контроля и досудебного разрешения налогового спора при отсутствии объективных препятствий к их своевременному представлению."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 февраля 2019 г. N Ф02-6295/18 по делу N А33-5590/2018