город Иркутск |
|
6 июля 2018 г. |
N А19-16392/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 июля 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей: Белоножко Т.В., Рудых А.И.,
при участии представителей Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации Голубевой Ольги Владимировны (доверенность от 03.07.2018), Ринчинэ Светланы Александровны (доверенность от 30.05.2018), Ефимова Михаила Алексеевича (доверенность от 03.07.2018), Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Тельтевской Екатерины Владимировны (доверенность от 19.02.2018), областного государственного казенного учреждения "Центр Ресурсоснабжения" Котова Сергея Иосифовича (доверенность от 12.03.2018), Министерства финансов Иркутской области Глотовой Юлии Владимировны (доверенность от 29.12.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 декабря 2017 года по делу N А19-16392/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Новокрещенов Д.Н., апелляционный суд: Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),
установил:
Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации (ОГРН 1023801003313, ИНН 3800000220, далее - общество "Иркутскэнерго") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (ОГРН 1083808000671, ИНН 3808171820, далее - Министерство) о признании незаконным действия по несвоевременному утверждению нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии и о взыскании 18 690 763 рублей 40 копеек убытков в виде упущенной выгоды.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований по предмету спора, привлечены областное государственное казенное учреждение "Центр Ресурсоснабжения", Министерство финансов Иркутской области, Служба по тарифам Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 декабря 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2018 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права (статей 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Податель кассационной жалобы указал на следующее: трехмесячный срок на подачу заявления на момент подачи иска не истек; заявитель узнал о нарушении своего права по завершении предоставления государственной услуги - 17.05.2017; письмо, направленное 13.02.2017, заявлением об утверждении нормативов расхода тепловой энергии не является; несвоевременное утверждение ответчиком нормативов удельного расхода топлива повлекло для истца убытки, выраженные в недоучете тарифным органом расходов на топливо; противоправность ответчика и причинно-следственная связи между действиями ответчика и причиненными убытками доказаны.
Представители Министерства и третьих лиц (областное государственное казенное учреждение "Центр Ресурсоснабжения", Министерство финансов Иркутской области) отклонили доводы кассационной жалобы, указав на их несостоятельность.
Служба по тарифам Иркутской области отзыв на жалобу не представила, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы уведомлена надлежащим образом, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направила, что в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность принятых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что 17.05.2017 приказом N 78-мпр Министерством для общества "Иркутскэнерго" утверждены нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии на 2017 год.
Нормативы удельного расхода топлива утверждены несвоевременно. Процедура рассмотрения заявления общества от 16.05.2016 окончена 17.05.2017, тогда как в силу пункта 27 Административного регламента, утвержденного приказом Министерства от 29.05.2015 N 46-мпр, должна быть окончена через 50 дней.
Общество "Иркутскэнерго", считая действия Министерства незаконными как не соответствующие действующему законодательству и нарушающие его права и законные интересы, обратилось в суд с настоящими требованиями (оспаривание действий и взыскание убытков).
В обоснование возникновения убытков в виде упущенной выгоды истец указал на вынужденную реализацию им в 2017 году производимой тепловой энергии по заниженным ценам (тарифам). Установление для общества "Иркутскэнерго" заниженных тарифов на тепловую энергию обусловлено тем, что утверждение нормативов удельного расхода топлива произошло после завершения тарифной компании на 2017 год (Служба по тарифам Иркутской области при установлении тарифов на 2017 год учла минимальное значение среднегодовых фактических удельных расходов условного топлива при производстве тепловой энергии за 3 предыдущих периода). Размер убытков определен истцом как разница между тарифом, утвержденным на 2016 год и измененным тарифом на 2017 год.
Суды признали заявленные требования необоснованными.
Изучив материалы дела и проверив приведенные в кассационной жалобе доводы, суд кассационной инстанции приходи к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" утверждение нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Заявление о признании незаконными действий (бездействий) публичных органов может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанции установили, что обществом "Иркутскэнерго" пропущен срок на обращение с рассматриваемым заявлением об оспаривании действий Министерства, установленный частью 4 статьи 198 названного Кодекса, как с 05.07.2016 или 04.04.2017 - момента, когда должна была быть закончена процедура рассмотрения заявлений общества от 16.05.2016 и от 13.02.2017 об утверждении нормативов, так и с 17.05.2017 - даты получения обществом решения об утверждении нормативов. Доказательства наличия уважительных причин пропуска указанного срока обществом "Иркутскэнерго" не представлены.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Министерства в несвоевременном утверждении нормативов расхода топлива.
Нормы права применены судами правильно.
Судами сделан также обоснованный вывод об отсутствии оснований для взыскания с ответчика убытков.
По смыслу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации упущенной выгодой является неполученный доход, на который увеличилась бы имущественная масса лица, право которого нарушено, если бы нарушения не было.
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В данном случае истец не представил доказательств того, что в результате несвоевременного принятия Министерством решения об утверждении норматива удельного расхода топлива им понесены убытки (упущенная выгода) в заявленном размере. Как обоснованно отмечено судами, в силу пункта 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), учитываются органом регулирования в следующем периоде путем включения их в необходимую валовую выручку.
Оснований не согласиться с данными выводами у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения и постановления либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 декабря 2017 года по делу N А19-16392/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В данном случае истец не представил доказательств того, что в результате несвоевременного принятия Министерством решения об утверждении норматива удельного расхода топлива им понесены убытки (упущенная выгода) в заявленном размере. Как обоснованно отмечено судами, в силу пункта 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), учитываются органом регулирования в следующем периоде путем включения их в необходимую валовую выручку."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 июля 2018 г. N Ф02-2661/18 по делу N А19-16392/2017