город Иркутск |
|
12 июля 2018 г. |
Дело N А69-2939/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Новогородского И.Б., Сонина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа помощником судьи Гончаровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Тыва кассационную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кызыл Республики Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 05 февраля 2018 года по делу N А69-2939/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 мая 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Ханды А.М.; суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Борисов Г.Н., Юдин Д.В.),
установил:
государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кызыл Республики Тыва (ОГРН: 1021700513010, ИНН: 1701025968, г. Кызыл; далее - пенсионный фонд, управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к государственному унитарному предприятию Республики Тыва "Управляющая компания ТЭК 4" (ОГРН: 1041700508475, ИНН: 1701036423, г. Кызыл; далее - ГУП РТ "УК ТЭК 4", предприятие) о взыскании суммы финансовой санкции за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в размере 5 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 05 февраля 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 мая 2018 года, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, по делу принять новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы просит проверить законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильным применением судами норм материального права (пункт 2.2 статьи 11, статьи 15, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), пункты 34, 39, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н (далее - инструкция N 987н)).
По мнению пенсионного фонда, Федеральный закон N 27-ФЗ не содержит положений, позволяющих дополнять сведения по истечении установленного срока предоставления сведений о застрахованных лицах, в отношении которых сведения ранее не представлялись. Инструкция N 987н не подлежит применению в настоящем деле. Действия предприятия правомерно квалифицированы как непредставление в установленный срок сведений о 11 застрахованных лицах, что является самостоятельным составом правонарушения.
Отзыва на кассационную жалобу не представлено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация в сети Интернет на сайтах - fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru, rad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено арбитражными судами, 10.11.2016, в установленный законом срок, предприятие представило в пенсионный фонд "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (исходная) за октябрь 2016 года в отношении 418 застрахованных лиц.
При этом проверка поступившей формы СЗВ-М (исходная) управлением не проводилась.
11.02.2017 предприятие представило в управление "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (доп) за октябрь 2016 года в отношении 11 застрахованных лиц, сведения о которых ранее в форме СЗВ-М (исх) за октябрь 2016 года не были представлены.
Пенсионный фонд, установив факт представления сведений по форме СЗВ-М (доп) за октябрь 2016 года в отношении 11 застрахованных лиц с нарушением установленного срока, пришел к выводу о нарушении предприятием требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, о чем был составлен акт от 27.03.2017 N 018S18170001101 и вынесено решение от 28.04.2017 N 018S19170001332, которым предприятие привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ (за несвоевременность представления сведений) в виде штрафа в размере 5 500 рублей.
Управление требованием от 29.05.2017 N 018S01171249903 предложило предприятию уплатить сумму штрафа в размере 5 500 рублей в срок до 19.06.2017.
Неисполнение предприятием требования управления о добровольной уплате в установленные сроки суммы штрафа явилось основанием для обращения пенсионного фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных пенсионным фондом требований, пришли к выводам об отсутствии вины предприятия во вменяемом правонарушении в связи с реализацией ГУП РТ "УК ТЭК 4" права на самостоятельное выявление и исправление сведений о застрахованных лицах.
Выводы Арбитражного суда Республики Тыва и Третьего арбитражного апелляционного суда являются правомерными и обоснованными в связи со следующим.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с инструкцией N 987н (действовавшей в спорный период).
Статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователя за непредставление в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
При этом статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пунктом 34 Инструкции N 987н определено, что в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Как следует из материалов дела, первоначальные сведения, представленные предприятием по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года, направлены в управление 10.11.2016, то есть в установленный законом срок.
Судами верно установлено, что предприятие самостоятельно выявило ошибку в представленных сведениях о застрахованных лицах и направило уточненные индивидуальные сведения на своих работников.
Доказательства того, что именно пенсионный фонд уведомил страхователя о выявленном несоответствии и предложил представить уточненные данные, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, как правомерно установлено судами, на момент составления акта проверки от 27.03.2017 N 018S18170001101 предприятие уже (11.02.2017) представило уточненные сведения о застрахованных работниках за октябрь 2016 года, в связи с чем у пенсионного фонда не имелось оснований считать представленные откорректированные сведения недостоверными и направленными в управление с нарушением сроков.
В связи с изложенным, суды правильно применили указанные выше положения Федерального закона N 27-ФЗ, инструкции N 987н и пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для применения в отношении предприятия санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, поскольку состав правонарушения отсутствует - страхователь реализовал свое право на исправление представленных сведений путем направления дополняющей формы СЗВ-М в пенсионный фонд.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 05 февраля 2018 года по делу N А69-2939/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 мая 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.