город Иркутск |
|
17 июля 2018 г. |
Дело N А19-17662/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Сонина А.А., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей: межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае - Шаткус И. Н. (доверенность N 5-38/6881 от 23.04.2018); федерального государственного бюджетного научного учреждения "Байкальский музей Иркутского научного центра" (БМ ИНЦ) - Бурченя В. Ф. (доверенность N 112 от 03.05.2018); федерального государственного бюджетного учреждения науки Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук (ЛИН СО РАН) - Кабанова Ю. В. (доверенность от 02.06.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2018 года по делу N А19-17662/2017 Арбитражного суда Иркутской области (суд апелляционной инстанции: Басаев Д. В., Ломако Н. В., Сидоренко В. А.),
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук (ОГРН 1023801757540;
ИНН 3811014433; г. Иркутск; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее - МТУ Росимущества) о признании незаконным решения N ФПВ-38/6625 от 09.06.2017 об отказе в разделе земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093, об обязании МТУ Росимущества принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093 в месячный срок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное агентство научных организаций (далее - ФАНО России), Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Байкальский музей Иркутского научного центра" (далее - ФГБНУ "БМ ИНЦ"), администрация Листвянского муниципального образования - Администрация городского поселения (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05 февраля 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2018 года решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 февраля 2018 года отменено, по делу принят новый судебный акт об удовлетворении требований учреждения.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, МТУ Росимущества обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Согласно доводам кассационной жалобы, судом неверно применены положения статей 11.3, подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); поскольку земельный участок с кадастровым номером 38:06:030111:93, а также предполагаемые к образованию из него земельные участки частично находятся в зоне застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами (ЖЗ-2), в силу подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ новые земельные участки могут быть образованы только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, а не на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить её без удовлетворения, обжалуемое постановление апелляционного суда - без изменения.
В судебном заседании представитель МТУ Росимущества поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители учреждения и ФГБНУ "БМ ИНЦ" - выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте.
ФАНО России и администрация о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение им норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании свидетельства о государственной регистрации права 38АЕ 366094 от 15.04.2014 учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 42 013 кв.м с кадастровым номером 38:06:030111:0093, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, р.п. Листвянка, ул. Академическая, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное строительство: под производственную жилую зону (далее - земельный участок).
ФАНО России принято решение согласовать раздел земельного участка на три земельных участка площадью 5 987 кв.м, 27 941 кв.м, 8 135 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную и жилую зону, а также поручить учреждению обратиться в Росимущество и в Росреестр с соответствующими заявлениями.
12.12.2016 учреждение обратилось в МТУ Росимущества с заявлением N 15356-9317-966 об образовании земельных участков путем раздела земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования с приложением схемы раздела земельного участка, копии свидетельства о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования, согласия ФАНО России на раздел земельного участка, копии приказа о назначении директора учреждения.
По результатам рассмотрения указанного заявления, установив отсутствие необходимых сведений в представленной схеме (отсутствует изображение красных линий, территорий общего пользования, объектов недвижимости, изображение границ существующих частей земельного участка); несоответствие кадастрового плана территории форме КПТ.2.1, установленной приказом Минэкономразвития России от 25.08.2014 N 504; отсутствие документов, позволяющих установить целесообразность и обоснованность раздела федерального земельного участка, возможность разделения земельного участка с соблюдением градостроительных регламентов, принципов сохранения целевого назначения и разрешенного использования земельного участка, обеспечения его рационального использования, доступа к землям общего пользования, а также согласования раздела правообладателями объектов недвижимого имущества, расположенных в границах земельного участка, в том числе заключение кадастрового инженера; отсутствие письменного согласия пользователя земельного участка Листвянского муниципального образования), МТУ Росимущества письмом N ОАА-38/229 от 13.01.2017 сообщило учреждению, что вернется к рассмотрению вопроса об образовании земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093, после устранения указанных замечаний.
Во исполнение письма N ОАА-38/229 от 13.01.2017 учреждение в адрес МТУ Росимущества письмом N 15356-9317-298 от 27.04.2017 представлены дополнительные документы: постановление Президиума СО РАН от 04.12.2000 N 344 "О передаче в муниципальную собственность жилых домов", с актами передачи жилых домов; копия выписки из ЕГРП на здание Байкальского музея; копия заключения кадастрового инженера; согласие на раздел администрации Листвянского МО. Также указано, что во исполнение Постановления Президиума СО РАН от 04.12.2000 N 344 "О передаче в муниципальную собственность жилых домов" учреждение осуществило передачу имущества в соответствии с перечнем имущества, указанным в Приложениях к постановлению N 1, 2, 3, на баланс муниципального предприятия ЖКХ Иркутского района по адресу п. Листвянка, ул. Академическая, в частности 16-ти квартирные жилые дома N 2; 3; 4, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 38:06:030111:0093 и о расположении на вышесказанном земельном участке здания Байкальского музея. Разрешенное использование земельного участка - производственная и жилая зона. Раздел земельного участка позволит разделить земельный участок на зоны производственную и жилую.
Дополнительно учреждение письмом N 15356-9317-339 от 27.04.2017 в адрес МТУ Росимущества предоставило схему расположения земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093 на электронном носителе.
Письмом МТУ Росимущества N ФПВ-38/6625 от 09.06.2017 учреждению сообщено о неустранении замечаний в полном объеме, а именно: не представлена схема расположения земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093, подготовленная в форме документов на бумажном носителе; не представлены документы, позволяющие установить целесообразность и обоснованность раздела федерального земельного участка, возможность разделения земельного участка с соблюдением градостроительных регламентов, принципов сохранения целевого назначения и разрешенного использования земельного участка, обеспечения его рационального использования, доступа к землям общего пользования, а также согласования раздела правообладателями объектов недвижимого имущества, расположенных в границах земельного участка, в том числе заключение кадастрового инженера; отсутствие в представленном пакете документов письменного согласия пользователя земельного участка Листвянского муниципального образования. Также в письме указано на то, что согласно выписке из протокола заседания Комиссии ФАНО России N 24-РИ/16 от 15.11.2016 в границах земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093 площадью 42 013 кв.м расположены объекты капитального строительства, принадлежащие на праве оперативного управления учреждению, ФГБНУ "БМ ИНЦ", жилые дома, принадлежащие Листвянскому муниципальному образованию, а также на порядок образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленный пунктами 1, 3 статьи 11.3 ЗК РФ.
Не согласившись с решением МТУ Росимущества N ФПВ-38/6625 от 09.06.2017, учреждение оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о фактическом отказе МТУ Росимущества в разделе земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093 и о несоответствии изложенных в письме N ФПВ-38/6625 от 09.06.2017 замечаний положениям статьи 11.10 ЗК РФ. Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд сослался на несоблюдение учреждением при обращении с заявлением о разделе земельного участка предусмотренного подпунктом 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ порядка, поскольку применительно к обстоятельствам настоящего дела образование земельных участков должно осуществляться исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, а не на основании схемы расположения земельных участков.
Отменяя решение суда, Четвёртый арбитражный апелляционный суд указал, что оспариваемый акт не соответствует требованиям законодательства, поскольку МТУ Росимущества фактически не было принято одно из надлежащих решений (об утверждении схемы расположения земельного участка или об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа). Кроме того, выводы, положенные судом первой инстанции в обоснование решения об отказе в удовлетворении требований учреждения, не подтверждаются фактическими обстоятельствами настоящего дела.
В силу положений статей 198, 200, 201 АПК РФ требования об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, подлежат удовлетворению при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствия данных актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения этими актами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения ими на заявителя каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из совокупности указанных норм процессуального права следует, что предметом судебной проверки в порядке главы 24 АПК РФ является законность оснований, изложенных в конкретных оспариваемых актах, решениях применительно к фактическим обстоятельствам дела и рассматриваемым правоотношениям.
Пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проекта межевания территории, утвержденного в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектной документацией лесных участков; утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (подпункт 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ).
Согласно пункту 7 статьи 11.4 ЗК РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела документы, в том числе письма МТУ Росимущества N ОАА-38/229 от 13.01.2017, N ФПВ-38/6625 от 09.06.2017, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что изложенная в письме формулировка: "Учитывая изложенное, Территориальное управление вернется к рассмотрению вопроса об образовании земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093, находящемся в пользовании ФГБУН ЛИН СО РАН, после устранения вышеуказанных замечаний" по существу не является как решением об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, так и решением об утверждении схемы расположения земельного участка, то есть МТУ Росимущества фактически не принято ни одно из должных решений, предусмотренных пунктом 7 статьи 11.4 ЗК РФ.
По правилам распределения бремени доказывания, установленным частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений; обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Как верно указал апелляционный суд, приведенные в письме N ФПВ-38/6625 от 09.06.2017 ссылки на наличие на земельном участке с кадастровым номером 38:06:030111:0093 жилых многоквартирных домов, а также на положения пунктов 1, 3 статьи 11.3 ЗК РФ сами по себе, без надлежащего правового обоснования, не свидетельствуют об установленном МТУ Росимущества нарушении учреждением требований земельного законодательства в виде непредставления надлежащего документа для образования земельных участков и не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в утверждении схемы расположения земельных участков.
МТУ Росимущества в оспариваемом письме не сделано каких-либо правовых выводов о необходимости образования земельных участков на основании именно подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ, то есть исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, а также о необходимости устранения соответствующих замечаний, препятствующих утверждению схемы расположения земельных участков.
Кроме того, ранее в письме N ОАА-38/229 от 13.01.2017 таких оснований МТУ Росимущества также не приводилось, учреждению было указано на иные недостатки, связанные с ненадлежащим оформлением схемы раздела земельных участков.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности соответствия выводов МТУ Росимущества, изложенных в письме N ФПВ-38/6625 от 09.06.2017, положениям ЗК РФ, а также о нарушении оспариваемым актом прав и законных интересов учреждения.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы суда основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку и по существу основаны на неправильном толковании приведённых выше норм права и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судом, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебного акта, вследствие чего постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2018 года по делу N А19-17662/2017 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
А.А. Сонин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.