город Иркутск |
|
17 июля 2018 г. |
Дело N А19-18058/2017 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Первушиной М. А.,
судей: Качукова С.Б., Палащенко И.И.,
при участии в судебном заседании непубличного акционерного общества "Вудстар" Сафеева В.В. (доверенность от 02.10.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика- непубличного акционерного общества "Вудстар" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 февраля 2018 года по делу N А19-18058/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Яцкевич Ю.С., суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Ломако Н.В., Сидоренко В.А.),
установил:
Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к непубличному акционерному обществу "Вудстар" (ОГРН 1023800923024, ИНН 3805208695, г.Братск, далее - НАО "Вудстар", общество, ответчик) об обязании возвратить министерству по акту приема-передачи лесной участок, общей площадью 14 042 га, расположенный: Иркутская область, Чунский район, Чунское лесничество, Червянское участковое лесничество, Джиживская дача, кварталы N N 59, 72-81, 96, 97, 144-148 в соответствии с условиями договора, в течение 2-х (двух) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
НАО "Вудстар" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с встречным иском к министерству о признании незаконными решения Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 26.12.2014 N 91-37-8535/14, от 12.11.2015 N 91-35-8968/15, министерства от 15.11. 2016 N 02-91-12219116, выразившихся в не возобновлении договора аренды лесного участка, ранее арендованного по договору N 23/08 от 04.12.2008 на новый срок; об обязании министерства устранить нарушение прав и интересов общества посредством заключения договора аренды лесного участка N 23/08 от 04.12.2008 с номером учетной записи в государственном лесном реестре 430-2008-10 на прежних условиях на срок 49 лет с обязательным внесением соответствующих сведений в Единый государственный реестр прав в отношении недвижимого имущества и сделок с ним.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 февраля 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2018 года, первоначальные исковые требования удовлетворены, производство по встречному иску в части обязания министерства устранить нарушение прав и законных интересов общества посредством заключения договора аренды лесного участка N 23/08 от 04.12.2008 прекращено, в удовлетворении остальной части встречных исковых требований отказано.
НАО "Вудстар", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 06 февраля 2018 года и постановление суда апелляционной инстанции от 24 апреля 2018 года отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении первоначальных исковых требований и удовлетворении встречных исковых требований.
Из кассационной жалобы следует, что суды не дали оценку дополнительному соглашению от 04.05.2009 к договору аренды лесного участка N 23/08 от 04.12.2008, которое является ничтожным, поскольку заключено с нарушением норм права. Судом апелляционной инстанции договор аренды лесного участка N 23/08 от 04.12.2008, в нарушение пункта 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не был проверен на соответствие Лесному кодексу Российской Федерации. Поскольку срок действия договора, установленный пунктом 23 договора, не соответствует статье 72 Лесного кодекса Российской Федерации, то часть соглашения, а в конкретном случае соглашение о сроке, является ничтожным. Стороны не обратились с требованием о расторжении договора, в связи с чем договор является действующим до настоящего времени.
В отзыве на кассационную жалобу министерство считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда- fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 03.08.2004 года между Федеральным государственным учреждением Чунский лесхоз ГУПР И ООС МПР РФ по Иркутской области (арендодатель) и ЗАО "Вудстар" (арендатор) заключен договор аренды участка лесного фонда N 7, в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель обязуется предоставить арендатору в возмездное пользование сроком на пять лет с момента государственной регистрации договора, участок лесного фонда, указанный в пункте 1.2 договора с ЗАО "Вудстар" для осуществления лесопользования, указанного в пункте 1.3 договора.
Согласно пункту 1.2 договора общая площадь участка составляет 14042 га, участок расположен на территории Иркутской области Чунского района в лесах третьей группы Чунского лесхоза: Джиживского лесничества в составе кварталов N N 59, 72-81, 96, 97, 144-148, общий запас насаждений, возможных к эксплуатации 2 749,2 тыс. куб.м., в том числе запас спелых и перестойных насаждений 2147,5 тыс. куб.м., из них хвойное хозяйство - 1818, 9 тыс. куб.м.
Участок лесного фонда предоставляется для осуществления вида лесопользования - заготовка древесины (пункт 1.3 договора).
По акту приема-передачи ЗАО "Вудстар" принят лесной участок, обозначенный в договоре аренды.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Порядком приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденным приказом МПР России от 04.10.2007 года N 258, договор аренды от 03.08.2004 участка лесного фонда N 7 был переоформлен в договор аренды от 04.12.2008 лесного участка N 23/08, заключенный между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству (арендодатель) и ЗАО "Вудстар" (арендатор).
Указанным договором уточнены характеристики лесного участка.
Согласно пункту 2 договора, лесной участок в границах, определенных планом лесного участка с номером учетной записи в государственном лесном реестре 430-2008-10 площадью 14042 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет местоположение: Иркутская область, Чунский район, Чунское лесничество, Червянское участковое лесничество: "Джиживская дача", кварталы N N 59, 72-81, 96, 97, 144-148, эксплуатационные леса.
Пунктом 4 договора предусмотрено, что арендатору передается лесной участок для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины - 38 тыс. куб.м., по хвойному хозяйству - 28 тыс. куб.м.
Пунктом 11 (подпункт "л") договора сторонами установлена обязанность арендатора в случае прекращения действия договора передать лесной участок арендодателю по акту приема-передачи, в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на момент завершения использования лесным участком, в течение 10 дней с момента прекращения договора.
Пунктом 23 договора срок действия настоящего договора устанавливается с 20.09.2004 по 20.09.2009.
Указанный договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области 08.01.2009 года номер регистрационной записи 38 - 38 - 10/014/2008-341.
04.05.2009 между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству и ЗАО "Вудстар" заключено соглашение о внесении изменений в договор аренды лесного участка N 23/08, в соответствии с пунктом 1.1. которого срок действия договора от 04.12.2008 года N 23/08 установлен с 20.09.2004 по 20.09.2014.
Указанное соглашение зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области 02.08.2009 номер регистрационной записи 38 - 38 - 10/005/2009-693.
На основании дополнительного соглашения от 22.10.2010 к договору аренды лесного участка от 04.12.2008 года N 23/08, заключенному между агентством лесного хозяйства Иркутской области, территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству и ЗАО "Вудстар", права и обязанности Чунского лесничества по указанному договору аренды перешли к агентству лесного хозяйства Иркутской области (пункт 1 дополнительного соглашения).
Указанное дополнительное соглашение зарегистрировано Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 11.11.2011года за N 38-38-20/006/2011-237.
Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 N 178-пп агентство лесного хозяйства Иркутской области с 15.06.2016 переименовано в Министерство лесного комплекса Иркутской области.
В связи с истечением срока действия договора аренды N 23/08 от 04.12.2008, общество обратилось в адрес министерства с письмами от 15.12.2014 N 023/5, от 15.09.2015 N 14/2015, от 26.10.2016 N 04/2016 с требованием об оформлении возобновленного договора аренды лесного участка с указанием сроков его заключения.
Письмами от 26.12.2014 N 91-37-8535/14, от 12.11.2015 N 91-35-8968/15, от 15.11.2016 N 02-91-12219116 министерство сообщило обществу о невозможности заключения (возобновления) срока действия договора аренды лесного участка без проведения торгов, ссылаясь на статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой, договор аренды лесного участка заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
14.07.2017 министерство направило обществу требование от 14.07.2017 N 02-91-5390/17 о необходимости освободить и возвратить лесной участок по акту приема-передачи в течение 10 дней с момента получения претензии, которое последним оставлено без исполнения.
Ссылаясь на то, что у общества отсутствуют правовые основания для удержания спорного участка, поскольку правоотношения сторон по ранее заключенному договору аренды прекращены, министерство обратилось в арбитражный суд с исковым требованием о возврате лесного участка.
Полагая, что указанные отказы от заключения (возобновления) договора аренды являются незаконными, НАО "Вудстар" обратилось в арбитражный суд с встречным иском.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя первоначальные исковые требования, исходил из установленного факта прекращения договора аренды лесного участка и отсутствия доказательств его возврата министерству. Придя к выводу о том, что по истечении срока действия ранее заключенного договора аренды участка лесного фонда, продление или заключение нового договора аренды может быть произведено только в порядке, предусмотренном статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации, признал отказ министерства в заключении (продлении) договора аренды без проведения аукциона правомерным. Производство по требованию об обязании министерства устранить нарушение прав и интересов общества посредством заключения договора аренды лесного участка N 23/08 от 04.12.2008 на прежних условиях на срок 49 лет с обязательным внесением соответствующих сведений в Единый государственный реестр прав в отношении недвижимого имущества и сделок с ним прекратил на основании пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения).
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Согласно части 3 указанной статьи, без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса; реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43-46 настоящего Кодекса; нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Суды правильно исходили из того, что спорные правоотношения сторон не подпадают под действие нормы 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации, допускающей заключение договора аренды лесного участка без проведения аукциона.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с Лесным кодексом в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009.
Как установлено судами и следует из материалов дела, договор от 04.12.2008 N 23/08 заключен в порядке переоформления договора от 03.08.2004 N 7.
В силу пункта 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, сфера действия нормы пункта 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации ограничена вышеуказанным условием Федерального закона "О ведении в действие Лесного кодекса РФ".
Как указано в части 1 статьи 74 Лесного кодекса РФ (в редакции, действующей в спорный период), договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
Суды пришли к правильному выводу, что по истечении срока действия договора аренды участка лесного фонда, продление или заключение нового договора аренды производится исключительно в соответствии со статьей 74 Лесного кодекса РФ.
Данный вывод судов подтверждается пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса РФ о договоре аренды", согласно которому в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации) договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора. В нем также указано, что договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, поскольку по истечении срока действия ранее заключенного договора аренды участка лесного фонда продление или заключение нового договора аренды может быть произведено только в порядке, предусмотренном статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации, то есть с соблюдением публичных процедур, суды двух инстанций обоснованно пришли к выводу об отказе в удовлетворении требований о признании незаконными оспариваемых решений.
В силу части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Статьей 622 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку судами установлен факт прекращения договора аренды лесного участка, отсутствия правовых оснований для занятия его ответчиком и доказательств возврата министерству, суды первой и апелляционной инстанций обосновано удовлетворили требований об обязании передать участок лесного фонда арендодателю по акту приема-передачи.
Заявитель кассационной жалобы по результатам ее рассмотрения просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в полном объеме, однако доводов относительно неправомерности прекращения производства по требованию в части обязания министерства устранить нарушение прав и интересов общества посредством заключения договора аренды лесного участка N 23/08 от 04.12.2008 с номером учетной записи в государственном лесном реестре 430-2008-10 на прежних условиях на срок 49 лет с обязательным внесением соответствующих сведений в Единый государственный реестр прав в отношении недвижимого имущества и сделок с ним не приводит.
Поскольку в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность обжалуемых судебных актов в пределах приведенных в жалобе доводов, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части прекращения производства по указанному требованию также подлежит оставлению без изменения.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 февраля 2018 года по делу N А19-18058/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2018 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 февраля 2018 года по делу N А19-18058/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Первушина |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.