город Иркутск |
|
17 июля 2018 г. |
Дело N А33-34392/2017 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Первушиной М. А.,
судей: Качукова С.Б., Палащенко И.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Томашевской Т.Н.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в помещении Арбитражного суда Красноярского края представителя Министерства лесного хозяйства Красноярского края Клюева А.И. (доверенность от 09.01.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика- Министерства лесного хозяйства Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 февраля 2018 года по делу N А33-34392/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Нечаева И.С., суд апелляционной инстанции: Бабенко А.Н., Белан Н.Н., Парфентьева О.Ю.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ДемЛес" (ОГРН 1092468018323, ИНН 2463213070, г.Красноярск, далее - ООО "ДемЛес", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству лесного хозяйства Красноярского края (далее - Министерство, ответчик) о внесении изменений в договор аренды лесных участков от 03.07.2012 N 624-з, обязав ответчика заключить дополнительное соглашение к договору, изложив его условия в редакции истца.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07 февраля 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2018 года, исковые требования удовлетворены.
Министерство, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 07 февраля 2018 года и постановление суда апелляционной инстанции от 18 апреля 2018 года отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд Красноярского края.
Из кассационной жалобы следует, что применение истцом понижающего коэффициента 0,3 для расчета арендной платы по санитарным рубкам является необоснованным. Суд апелляционной инстанции неправомерно применил приказ Министерства лесного хозяйства от 03.05.2017 N 495-од. Вывод суда апелляционной инстанции о том, что применение понижающих коэффициентов является обязательным и правомерным даже в случае если само понятие "степень повреждения лесных насаждений" и порядок ее расчета отсутствует в действующем лесном законодательстве, не соответствует и не основан на действующем законодательстве.
Отзыв общества на кассационную жалобу судом округа не принимается во внимание как направленный в нарушение части 1 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда- fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Министерством заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела копий писем Рослесхоза от 25.05.2018 N НК-09-27/8645 и Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 10.05.2018 N 86-0165.
Судебная коллегия, рассмотрев данное ходатайство, считает его не подлежащим удовлетворению, поскольку в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия по сбору и оценки новых доказательств, а также установления по делу обстоятельств с учетом представленных в суд кассационной инстанции дополнительных доказательств.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и ООО "ДемЛес" (арендатор) заключен договор аренды лесных участков от 03.07.2012 N 624-з, по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола от 06.06.2012 N 5 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование на срок 49 лет лесные участки, определенные пунктом 2 договора (пункт 1 договора).
В пункте 2 договора указаны лесные участки, из состава земель лесного фонда, общей площадью 6 023 га, имеют местоположение: Красноярский край, Бирилюсский район, Таежинское лесничество, Кытатское участковое лесничество, кварталы N N 80, 81, 104, 134, 137, 171, 172, в том числе: площадью 1 688,000 га, отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, расположенный: Красноярский край, Бирилюсский район, Таежинское лесничество, Кытатское участковое лесничество в кварталах: NN 80, 81, с номером учетной записи в государственном лесном реестре N 24-02244-2011-09-3346-1; площадью 3 510,000 га, отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, расположенный: Красноярский край, Бирилюсский район, Таежинское лесничество, Кытатское участковое лесничество в кварталах: NN 104, 134, 171, 172, с номером учетной записи в государственном лесном реестре N 24-02245-2011-09-3346-1; площадью 825,000 га, отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, расположенный: Красноярский край, Бирилюсский район, Таежинское лесничество, Кытатское участковое лесничество в квартале N 137, с номером учетной записи в государственном лесном реестре N 24-02246-2011-09-3346-1, предназначенные для заготовки древесины.
Границы лесных участков определены на кадастровой карте (плане) лесного участка, являющейся неотъемлемой частью договора или на схеме расположения лесного участка согласно приложению N 1; характеристика лесного участка приводится в приложении N 2 (пункт 3 договора).
В соответствии с пунктом 4 договора, арендатору передаются лесные участки для видов использования в целях и объемах согласно приложению N 3.
Ежегодная арендная плата, согласно пункту 5 договора, составляет 432 360 рублей.
Арендатор вносит арендную плату независимо от освоения лесосеки ежеквартально равными частями в размере части годового размера арендной платы с 1 до 15 числа последнего месяца текущего квартала согласно приложению N 4 к договору по реквизитам, указанным арендодателем и представляет в течение 15 дней арендодателю копию платежного поручения (квитанцию), подтверждающую своевременное внесение платежей (пункт 6 договора).
В соответствии с подпунктом "з" пункта 13 договора, арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия), лесовосстановление и уход за лесами на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении N 6.
Арендатор обязан выполнять другие обязанности, предусмотренные законами Российской Федерации, Правилами заготовки древесины, Правилами ухода за лесами, Правилами лесовосстановления, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (подпункт "р" пункта 13 договора).
Согласно пункту 26 договора, срок действия договора устанавливается с 03.07.2012 по 02.07.2061 включительно.
Передача лесного участка осуществляется по акту приема-передачи лесного участка в аренду, предусмотренному приложением N 5 к договору (пункт 30 договора).
В приложении N 1 к договору стороны согласовали схему расположения и границы лесных участков.
В приложении N 2 к договору закреплены характеристики лесных участков и насаждений.
В приложении N 3 к договору закреплены цели и объемы использования лесов на арендуемых лесных участках.
Сроки внесения арендной платы согласованы сторонами в приложении N 4 к договору.
Между сторонами подписан акт приема-передачи лесных участков в аренду (приложение N 5 к договору).
В приложении N 6 к договору стороны согласовали объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемых лесных участках.
Истцом представлены следующие акты лесопатологического обследования лесных насаждений Таежинского лесничества Красноярского края: от 06.10.2017 N 181, согласно которому с целью предотвращения негативных процессов или снижения ущерба от их воздействия в квартале 34 выдела 35 Кытатского лесничества необходимо произвести санитарную рубку деревьев на площади 7,7 га с выбираемым запасом 2 079 куб.м. в срок до 2019 года; в соответствии с приложением N 1.1. акта, доля поврежденных деревьев составляет 53,7 %; от 06.10.2017 N 187, согласно которому с целью предотвращения негативных процессов или снижения ущерба от их воздействия в квартале 134 выделе 5, квартале 137 выделов 7, 8, 16 Кытатского лесничества необходимо произвести санитарную рубку деревьев на площади 122 га с выбираемым запасом 19 400 куб.м. в срок до 2018 года; согласно приложению 1.1. акта, доля поврежденных деревьев составляет 67,6 %.
В соответствии с актами приемки работ по наземному лесопатологическому обследованию инструментальным способом в Таежинском лесничестве от 06.10.2017, комиссией в лице представителей министерства и КГБУ "Таежинское лесничество" установлено, что к квартале 134 выделе 5, квартале 137 выделах 7, 8, 16 на площади 122 га, а также в квартале 104 выделе 35 на площади 7,7 га Кытатского участкового лесничества санитарное состояние насаждения определено верно, причина ослабления (гибели) насаждения определена верно, лесопатологическое состояние насаждений оценено верно.
В письме от 27.10.2017 N млх/2-03353 министерство обратилось к руководителю КГБУ "Таежинское лесничество", в котором на основании акта лесопатологического обследования N 181 разрешило провести сплошную санитарную рубку в эксплуатационных лесах Кытатского участкового лесничества, арендная база - ООО "ДемЛес" (договор аренды от 03.07.2012 N 624-з) в квартале 104 (часть выд. 35) на общей площади 7,7 га с выбираемым запасом древесины в объеме 2 079 кбм.; рубку проводить с обязательным сохранением имеющегося подроста в количестве не менее 70 % от его количества до рубки.
В письме от 01.11.2017 N млх/2-03452 министерство обратилось к руководителю КГБУ "Таежинское лесничество", в котором, на основании акта лесопатологического обследования N 187, разрешило провести сплошную санитарную рубку в эксплуатационных лесах Кытатского участкового лесничества, арендная база - ООО "ДемЛес" (договор аренды от 03.07.2012 N 624-з) в квартале 134 (выд. 5), квартале 137 (выд.: 7, 8, 16) на общей площади 122 га с выбираемым запасом древесины в объеме 19 400 кбм.; рубку проводить с обязательным сохранением имеющегося подроста в количестве не менее 70% от его количества до рубки.
В соответствии со справкой ООО "Сибирская Лесоинжиниринговая Компания" о количественных и качественных характеристиках лесов по данным лесопатологического обследования на лесном участке, переданном в аренду ООО "ДемЛес" Кытатского участкового лесничества Таежинского лесничества, в лесных кварталах 104 (часть выд. 35), 134 (выд. 5), 137 (выд.: 7, 8, 16) Кытатского участкового лесничества Таежинского лесничества проектируемый ежегодный объем заготовки древесины при рубке поврежденных и погибших лесных насаждений на площади 129,7 га составляет: корневой запас - 21 479 куб.м, ликвидный запас - 18 903 куб.м., деловой - 15 486 куб.м. В примечании указано, что рубка поврежденных и погибших лесных насаждений запроектирована на 1 год (2018).
В письме от 23.11.2017 истец обратился к ответчику с предложением внести изменения в договор аренды от 03.07.2012 в части изменения расчетной лесосеки по сплошным санитарным рубкам на основании разрешительных писем от 27.10.2017 N 1лх/2-03353, от 01.11.2017 N млх/2-03452.
В ответе от 30.11.2017 N млх/5-19275 ответчик указал следующее: поскольку арендная плата по договору аренды лесного участка от 03.07.2012 N 624-з будет увеличена в связи с осуществлением санитарно-оздоровительных мероприятий, что относится к существенным изменениям условий аукциона и договора, у ответчика отсутствуют правовые основания для подготовки дополнительного соглашения до принятия решения суда.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что заключение сторонами дополнительного соглашения обусловлено необходимостью проведения сплошной санитарной рубки в эксплуатационных лесах.
Третий арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Согласно статье 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 94 Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и договором аренды участка лесного фонда.
В силу пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В пункте 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Как установлено судами и следует из актов лесопатологического обследования лесных насаждений Таежинского лесничества Красноярского края от 06.10.2017 N 181, N 187, основной причиной повреждения древесины является деятельность полиграфа уссурийского в период с 2015 по 2017 годы, а также деятельность большого черного пихтового усача, а также грибная болезнь - трутовик окаймленный.
В соответствии с письмами ответчика от 27.10.2017 N млх/2-03353 и от 01.11.2017 N млх/2-03452, на основании актов лесопатологического обследования N 181, N 187 разрешено проведение сплошной санитарной рубки в эксплуатационных лесах Кытатского участкового лесничества в зоне арендной базы истца - общества с ограниченной ответственностью "ДемЛес" на площади 129,7 га в кварталах 104 (часть выд. 35), 134 (выд. 5), 137 (выд.: 7, 8, 16) с выбираемым запасом древесины в общем объеме 21 479 кбм.
Ответчик акты лесопатологического обследования от 06.10.2017 N N 181, 187 не оспорил.
Согласно части 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Таким образом, как правильно указали суды, осуществление санитарно-оздоровительных, противопожарных мероприятий, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке является правовой обязанностью лесопользователя, основным условием использования лесного участка, переданного арендатору в аренду для заготовки древесины.
В соответствии с частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент заключения договора, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент заключения договора, при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
В силу части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений", договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Из приведенных норм права следует, что Лесным кодексом Российской Федерации был установлен и продолжает действовать запрет на изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, по волеизъявлению его участников. Такое изменение может быть осуществлено только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований.
В соответствии со статьей 78 Лесного кодекса Российской Федерации, регламентирующей организацию проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении лесных участков или лесных насаждений, о площади и границах лесных участков, об объеме подлежащих заготовке лесных ресурсов, об обременениях лесных участков, об ограничении использования лесов, о кадастровых номерах лесных участков, о видах и об установленных лесохозяйственным регламентом параметрах использования лесов.
Следовательно, организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать достоверные сведения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, санитарное и лесопатологическое состояние лесного участка в Кытатском участковом лесничестве изменилось и требуется проведение сплошной санитарной рубки.
Заключение сторонами дополнительного соглашения обусловлено необходимостью проведения сплошной санитарной рубки в эксплуатационных лесах. В этой связи спор о заключении дополнительного соглашения, вносящего изменения в договор аренды лесных участков, подлежит урегулированию судом.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Пунктом 4 названной статьи предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправомерном применении истцом понижающего коэффициента 0,3 для расчета арендной платы по санитарным рубкам являлись предметом рассмотрения арбитражных судов и правомерно отклонены по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 60.1. Лесного кодекса Российской Федерации, леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам).
Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов - на их ликвидацию (часть 2 статьи 60.1. Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 60.1. Лесного кодекса Российской Федерации, невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками.
Частью 3 статьи 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Правительством Российской Федерации устанавливаются Правила санитарной безопасности в лесах.
В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607 (далее - Правила), ухудшением санитарного состояния лесного участка или отдельного лесного выдела (либо его части) является увеличение объема деревьев следующих категорий состояния: усыхающие, свежий и старый сухостой, свежий и старый ветровал, свежий и старый бурелом, ухудшением лесопатологического состояния лесов является увеличение площади существующих очагов вредных организмов.
Ухудшение санитарного и лесопатологического состояния определяется путем сопоставления показателей, содержащихся в соответствующем акте лесопатологического обследования, форма которого устанавливается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, с показателями, содержащимися в предыдущем акте лесопатологического обследования, а в случае отсутствия такого акта - путем сопоставления с данными проекта освоения лесов, утвержденного в установленном порядке (пункт 9 Правил).
Рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины, рубка аварийных деревьев проводятся в соответствии с настоящими Правилами, а также утвержденными в установленном порядке правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах и правилами ухода за лесами. При заготовке древесины, осуществляемой в порядке проведения сплошных рубок насаждений, поврежденных вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, учитывается степень повреждения лесных насаждений, являющаяся основанием для корректировки ставок платы за единицу объема лесных ресурсов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (пункты 12, 13 Правил).
В обоснование правомерности применения корректирующих коэффициентов истец ссылается на пункт 10 примечаний к таблице 1 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление от 22.05.2007 N 310).
В соответствии с пунктом 10 примечания к таблице 1 приложения к Постановлению от 22.05.2007 N 310, при заготовке древесины в порядке проведения сплошных рубок лесных насаждений, поврежденных вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, ставки корректируются с учетом степени повреждения насаждений путем их умножения на следующие коэффициенты:
0,9 - при степени повреждения лесных насаждений до 10 процентов; 0,8 - при степени повреждения лесных насаждений до 20 процентов; 0,7 - при степени повреждения лесных насаждений до 30 процентов; 0,6 - при степени повреждения лесных насаждений до 40 процентов; 0,5 - при степени повреждения лесных насаждений до 50 процентов;
0,4 - при степени повреждения лесных насаждений до 60 процентов; 0,3 - при степени повреждения лесных насаждений до 70 процентов; 0,2 - при степени повреждения лесных насаждений до 80 процентов; 0,1 - при степени повреждения лесных насаждений до 90 процентов; 0 - при степени повреждения лесных насаждений до 100 процентов.
Таким образом, постановлением от 22.05.2007 N 310 предусмотрено, что понижающие коэффициенты определяются и применяются в зависимости от степени повреждения лесных насаждений выраженной в процентах.
Истец при расчете арендной платы применил корректирующий коэффициент 0,3 %, который согласно пункту 10 примечания к таблице 1 приложения к Постановлению от 22.05.2007 N 310 может применяться при степени повреждения лесных насаждений до 70 % соответственно.
В силу части 1 статьи 60.2 Лесного кодекса Российской Федерации, защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации, меры санитарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, проведение лесопатологических обследований.
Порядок проведения лесопатологических обследований, форма акта лесопатологического обследования устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 60.6 Лесного кодекса Российской Федерации).
Представленные в материалы дела акты лесопатологического обследования от 06.10.2017 N 181, N 187 были составлены в соответствии с действующим приказом Минприроды России от 16.09.2016 N 480 "Об утверждении порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования", в связи с чем, суды двух инстанций обоснованно не приняли доводы ответчика о том, что на момент подачи искового заявления Приказа Рослесхоза от 09.06.2015 N 182 утратил силу (26.01.2017) в ввиду издания Приказа Рослесхоза от 27.10.2016 N 441, вступившего в силу по истечении 10 дней после официального опубликования (16.01.2017).
В соответствии с приложением N 2 к Методике определения краевыми государственными бюджетными учреждениями - лесничествами минимальной стоимости древесины, заготовленной при выполнении работ по охране, защите и воспроизводству лесов в рамках исполнения государственного задания, утвержденной приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 03.05.2017 N 495-од "Об упорядочении процедуры реализации древесины, заготовленной краевыми государственными бюджетными учреждениями - лесничествами при выполнении работ по охране, защите и воспроизводству лесов в рамках исполнения государственного задания" степенью повреждения насаждений является отношение объема дровяной и неликвидной древесины к общему объему древесины на лесосеке, определенной по материалам отвода, выраженной в процентах.
Лесопатологические обследования проводятся в целях получения информации о текущем санитарном (характеристика, которая определяется по количеству деревьев разных категорий состояния) и лесопатологическом (характеристика, которая определяется по количеству вредных организмов и степени повреждения ими деревьев) состоянии лесных участков, а также для обоснования и назначения мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов (пункт 17 приказа Минприроды России от 16.09.2016 N 480 "Об утверждении порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования" (далее - Приказ Минприроды России от 16.09.2016 N 480)).
Пунктом 18 Приказа Минприроды России от 16.09.2016 N 480 установлено, что при лесопатологическом обследовании определяются таксационная характеристика по обследуемому лесотаксационному выделу, при необходимости по лесопатологическому выделу, причины ослабления и гибели насаждений, характер усыхания, распределение деревьев по категориям состояния или степени объедания (доля деревьев на поврежденном лесном участке с визуальными признаками повреждения, выраженная в процентах, или уровень повреждения отдельных частей дерева) в % от запаса насаждения, а также признаков повреждений деревьев и доли поврежденных деревьев с наличием этих признаков.
Лесопатологического обследования от 06.10.2017 N N 181, 187, произведено инструментальным способом.
В соответствии с пунктом 47 приказа Минприроды России от 16.09.2016 N 480, по результатам лесопатологического обследования инструментальным способом в Акте лесопатологического обследования указываются процент выборки деревьев по категориям состояния, назначения мероприятий, степень поражения лесного насаждения, причины повреждения и гибели лесных насаждений.
Из представленных актов лесопатологического обследования от 06.10.2017 N 181, N 187 следует, что доля поврежденных деревьев в кварталах 104 (выд. 35),134 (выд. 5), 137 (выд. 7, 8, 16) составляет 61 % и складывается из среднего значения доли поврежденных деревьев по кварталу 104 (акт обследования N 181) - 53,7 % и кварталам 134, 137 (акт обследования N 187) - 67,6 %.
Принимая во внимание, что в представленных актах лесопатологического обследования от 06.10.2017 N 181, N 187 содержатся сведения о доле поврежденных деревьев; учитывая, что среднее процентное значение поврежденных деревьев превышает 60 %, а в пункте 10 примечания к таблице 1 приложения к Постановлению от 22.05.2007 N 310, при степени повреждения лесных насаждений до 70 % применяется коэффициент в размере 0,3, суды двух инстанций обосновано посчитали возможным применить указанный коэффициент, учитывающий степень повреждения лесных насаждений.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, указанные доводы судами рассмотрены и им дана надлежащая оценка, что нашло свое отражение в судебных актах. Указанные доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушение норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 февраля 2018 года по делу N А33-34392/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2018 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 февраля 2018 года по делу N А33-34392/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Первушина |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.