город Иркутск |
|
20 февраля 2019 г. |
Дело N А78-4198/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сонина А.А.,
судей: Загвоздина В.Д., Новогородского И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 03 августа 2018 года по делу N А78-4198/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2018 года по тому же делу, (суд первой инстанции - Судакова Ю.В., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Басаев Д.В., Ломако Н.В.),
установил:
Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края (далее - министерство труда, министерство) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю (далее - управление) от 14.02.2018 N 91-24-14/20.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство образования и науки Российской Федерации (далее - министерство образования), правительство Забайкальского края (далее - правительство), Министерство территориального развития Забайкальского края (далее - министерство развития), Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 03 августа 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2018 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, министерство, как главный распорядитель средств бюджета, должно было обеспечить установленный уровень софинансирования за счет средств бюджета Забайкальского края в 2016 году, который был определен при принятии решения о предоставлении субсидии из федерального бюджета, а также осуществлять надлежащий контроль за реализацией мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru). Управлением заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без его участия.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, управлением в период с 10 по 22 января 2018 была проведена внеплановая камеральная проверка в Министерстве труда и соцзащиты Забайкальского края по результатам инвентаризации исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), софинансирование которых осуществлялось из федерального бюджета в 2015-2016 годах.
Проверкой выявлено нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации; пункта 3 (2) Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1203 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1534); подпункта 3.4.3 пункта 3.4 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Забайкальского края на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 13 апреля 2016 года N 07.G22.24.0037.
По результатам проверки составлен акт от 22.01.2018.
14.02.2018 управлением в адрес министерства внесено представление N 18-1/1 о выявленных нарушениях, а также о принятии мер по устранению причин и условий их совершения.
Министерство посчитав, что указанное представление нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что в связи с продлением сроков исполнения обязательств по Соглашению от 13.04.2016 в 2017 году по состоянию на 01.01.2018 уровень софинансирования бюджета Забайкальского края на предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа за период реализации Соглашения по итогам 2016 и 2017 годов составляет 35,8%, в связи с чем обязательства Забайкальского края по обеспечению уровня софинансирования за счет средств бюджета Забайкальского края в рамках реализации Соглашения выполнены.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
Согласно статье 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Согласно статье 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Пунктом 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (за исключением субсидий за счет средств резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, не допускается.
Предоставление субсидии бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании Соглашения.
Судами установлено, что Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Забайкальского края 13.04.2016 заключено соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Забайкальского края на софинансирование расходов на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в сумме 282 544 800 рублей 00 копеек N 07.G22.24.0037.
Соглашение заключено в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1203 (далее - Правила).
Предметом Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2016 году субсидии бюджету Забайкальского края на предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в целях создания условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки и софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на основании Закона Забайкальского края от 29.12.2015 N 1289-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2016 год" (далее - Закон N 1289) и государственной программы Забайкальского края "Социальная поддержка граждан на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 10 июня 2014 года N 328.
В соответствии с пунктом 3 (2) Правил и Приказом Минобрнауки России от 31 марта 2016 года N 342 "Об установлении на 2016 год уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений" минимальный уровень софинансирования из бюджета Забайкальского края должен составлять 30%.
Согласно пункту 1.2 Соглашения минимальный объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на исполнение расходных обязательств, составляет 121 090 600 рублей.
Общий объем финансового обеспечения расходного обязательства, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия в рамках Соглашения, составляет 403 635 400 рублей 00 копеек.
В 2016 году бюджету Забайкальского края доведены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств за счет средств субсидии из федерального бюджета в сумме 282 544 800 рублей 00 копеек (КБК 074 10 04 0330750820 521 код цели - 780). Фактически в бюджет Забайкальского края субсидия из Федерального бюджета в 2016 поступила не в полном объеме, предусмотренном Соглашением - 87 829 492 рублей 76 копеек.
В соответствии с Законом Забайкальского края от 29 декабря 2015 N 1289-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2016 год" (ред. от 25.05.2016, 21.07.2016, 11.10.2016, 29.11.2016, 14.12.2016) (далее - Закон ЗК N 1289) софинансирование расходов на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений было предусмотрено в размере 91 090 600 рублей.
Таким образом, бюджетные ассигнования в бюджете Забайкальского края на исполнение расходных обязательств на реализацию подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" государственной программы Забайкальского края "Социальная поддержка граждан на 2014-2020 годы" были предусмотрены.
Распоряжением Правительства Забайкальского края от 03 марта 2016 N 70-р Минтруда и соцзащиты Забайкальского края определено как исполнитель Соглашения.
Дополнительным Соглашением, заключенным между Министерством образования и науки и Правительством Забайкальского края 26.06.2017 N 1 были внесены изменения в Соглашение, продляющие сроки его исполнения на 2017 год.
Дополнительное соглашение было заключено на основании пункта 8.1 Соглашения, которым предусмотрено, что изменение настоящего соглашения осуществляется по инициативе сторон в письменной форме в виде дополнительных соглашений к настоящему соглашению, которые являются его неотъемлемой частью, а также пункта 2.4. Соглашения - при наличии потребности в не использованном на 1 января текущего финансового года остатке субсидий указанный остаток в соответствии с решением Министерства о подтверждении указанной потребности может быть использован получателем в текущем финансовом году на те же цели в порядке, установленном законодательством РФ.
Указанным дополнительным соглашением от 26.06.2017 были внесены изменения в части сроков исполнения основного соглашения N 07.G22.24.0037 от 13.04.2016.
В связи с продлением сроков исполнения обязательств по Соглашению от 13.04.2016 в 2017 году по состоянию на 01.01.2018 уровень софинансирования бюджета Забайкальского края на предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа за период реализации Соглашения по итогам 2016 и 2017 годов составляет 35,8%.
С учетом изложенного, суды правомерно посчитали, что обязательства Забайкальского края по обеспечению уровня софинансирования за счет средств бюджета Забайкальского края в рамках реализации Соглашения выполнены.
Выводы судов основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда кассационной инстанции не имеется с учетом отсутствия в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что при исполнении Соглашения от 13.04.2016 в редакции дополнительного соглашения от 26.07.2017 министерством нарушен пункт 3.4.3 Соглашения об обеспечении софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации
Доводы кассационной жалобы, несмотря на ссылку на нарушение норм материального права, по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 03 августа 2018 года по делу N А78-4198/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Сонин |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 февраля 2019 г. N Ф02-6626/18 по делу N А78-4198/2018