город Иркутск |
|
25 февраля 2019 г. |
Дело N А74-6220/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б., Сонина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления образования Администрации муниципального образования Ширинский район на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 июля 2018 года по делу N А74-6220/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01 октября 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Коршунова Т.Г., суд апелляционной инстанции: Петровская О.В., Белан Н.Н., Радзиховская В.В.),
установил:
Управление образования Администрации муниципального образования Ширинский район (далее - управление образования, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Республики Хакасия в лице Правительства Республики Хакасия и Министерства образования и науки Республики Хакасия убытков в сумме 308 768 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Хакасия.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 июля 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 01 октября 2018 года, в удовлетворении заявления отказано.
Управление образования, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности, просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Заявитель полагает, что отсутствие со стороны казны Республики Хакасия возмещения расходов, связанных с уплатой налога на имущество организаций за счет средств управления образования, является убытком, поскольку муниципальное образование осуществляло выполнение отдельных государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые должны обеспечиваться предоставлением местным бюджетам финансовых средств на указанные цели.
Имущество, находящееся на праве оперативного управления у управления образования, не могло быть включено в состав муниципальной казны.
Министерство финансов Республики Хакасия в отзыве на кассационную жалобу просило оставить принятые по делу судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены по правилам статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения - т.1, л.д. 2-5, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет"), однако представителей для участия в заседании не направили, в связи с чем рассмотрение жалобы проведено в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует и установлено судами, что в рамках реализации государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, путем предоставления названной категории граждан жилых помещений по договорам социального найма муниципальным образованием Ширинский район приобретено 42 жилых помещения за счет субвенций бюджета Республики Хакасия.
На основании распоряжений Управления муниципальным имуществом Администрации муниципального образования Ширинский район жилые помещения переданы управлению образования в оперативное управление.
В связи с отменой с 01.01.2017 на территории Республики Хакасия органам государственной власти Республики Хакасия и органы местного самоуправления Республики Хакасия льготы по уплате налога на имущество организаций Министерством финансов Республики Хакасия проведены совещания (протоколы от 17.10.2016, от 16.11.2016) с главами и руководителями финансовых органов муниципальных образований Республики Хакасия
Также до главы муниципального образования Ширинский район доведена информация о необходимости рассмотрения вопроса включения указанных 42 жилых помещений в состав муниципальной казны (по аналогии с другими муниципальными образованиями республики).
Поскольку до 01.01.2017 находящегося в оперативном управлении истца имущество в казну муниципального образования не передано, у управления образования возникла обязанность по уплате налога на имущество организаций за 1 квартал 2017 года, налоговым органом по месту учета налогоплательщика и выставлено требование об уплате недоимки. Сумма фактически уплаченного за указанный период налога составила 308 768 рублей.
На основании распоряжений Управления муниципальным имуществом Администрации муниципального образования Ширинский район от 23.03.2017 N 88, от 03.04.2017 N 107 (в редакции распоряжения от 27.04.2017 N 158) в отношении спорных жилых помещений прекращено право оперативного управления, данное муниципальное имущество введено в состав казны муниципального образования Ширинский район.
Полагая, что уплата налога на имущество за период нахождения жилых помещений в оперативном управлении является убытком, связанным с исполнением органом местного самоуправления переданных государственных полномочия по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, управление образования обратилось в суд с требованием о взыскании 308 768 рублей.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями государственной власти Республики Хакасия и наступившими неблагоприятными последствиями в виде возникновения обязательства по уплате налога на имущество организации, а также отсутствии вины указанных органов в возникновении убытков муниципального образования.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно применены положения статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 45, 373, 374 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 31, пункта 1 статьи 85, 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 2, 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", подпунктов 14.2, 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", частей 1-2, 5-6 статьи 19, 49 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", положений Закона Республики Хакасия от 09.11.2016 N 78-ЗРХ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в сфере налогообложения и государственной поддержки инвестиционной деятельности", Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 N 85-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
С учетом указанного правового регулирования суды пришли к обоснованному выводу о том, что юридический состав, необходимый для возникновения обязанности у публично-правового образования по возмещению убытков, образуемый по общему правилу совокупностью факта нарушения права, виновного противоправного действия (бездействия), наличия и размера понесенных убытков, причинной связи между нарушением права и возникшими убытками, отсутствует. Наличие вины в возникновении убытков управления образования и причинно-следственной связи между действиями (бездействием) государственных органов Республики Хакасия и наступившими неблагоприятными последствиями судами не установлено.
В рассматриваемом случае обязательство по уплате налога на имущество возникло в связи с нахождением 42 жилых помещений после 01.01.2017 в оперативном управлении заявителя кассационной жалобы (вместо передачи данного имущества в казну муниципального образования), то есть в связи с бездействием самого истца, которое не может быть признано связанным с исполнением органом местного самоуправления переданных государственных полномочий.
Также суды при рассмотрении настоящего дела установили и обоснованно учли, что органами государственной власти Республики Хакасия приняты все меры по своевременному доведению до органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, в том числе Ширинского района, информации об отмене льготы по уплате налога на имущество организаций, необходимости передачи рассматриваемого имущества, находящегося в оперативном управлении, в казну муниципальных образований.
Доводы истца о невозможности передачи жилых помещений в казну муниципального образования противоречат установленным судами фактам такой передачи, состоявшейся в марте и апреле 2017 года.
Необходимость закрепления жилых помещений на праве оперативного управления в целях использования в деятельности управления образования, выполнения возложенных на данное лицо функций органа местного самоуправления, заявителем кассационной жалобы при рассмотрении дела в суда трех инстанций никаким образом обоснована не была.
На основании изложенного суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований управления образования.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, установленным по делу обстоятельствам и сделаны при правильном применении норм права.
По существу доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 июля 2018 года по делу N А74-6220/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01 октября 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами первой и апелляционной инстанций правильно применены положения статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 45, 373, 374 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 31, пункта 1 статьи 85, 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 2, 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", подпунктов 14.2, 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", частей 1-2, 5-6 статьи 19, 49 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", положений Закона Республики Хакасия от 09.11.2016 N 78-ЗРХ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в сфере налогообложения и государственной поддержки инвестиционной деятельности", Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 N 85-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2019 г. N Ф02-6226/18 по делу N А74-6220/2018