город Иркутск |
|
12 марта 2019 г. |
Дело N А33-22148/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" Муратовой З.В. (доверенность от 12.12.2018 N 493-2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 октября 2018 года по делу N А33-22148/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 декабря 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Фролов Н.Н.; суд апелляционной инстанции: Юдин Д.В., Борисов Г.Н., Хабибулина Ю.В.),
установил:
публичное акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (г. Красноярск, ИНН 2466132221, ОГРН 1052460078692, далее - ПАО "Красноярскэнергосбыт", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - Служба) о признании недействительным предписания N 185-пр от 30.05.2018.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10 октября 2018 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 декабря 2018 года решение суда от 10 октября 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ПАО "Красноярскэнергосбыт" ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям не применения норм материального права, подлежащих применению - пунктов 144, 153, 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также применения норм материального права, не подлежащих применению - пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ПАО "Красноярскэнергосбыт" поддержала доводы кассационной жалобы; просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
Служба о времени и месте судебного заседания извещена по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направила, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, в результате проведённой на основании приказа N 5156-ж от 20.09.2017 внеплановой документарной проверки в рамках жилищного надзора Службой выявлено, что ПАО "Красноярскэнергосбыт" с 24.06.2016 начисляло плату за коммунальную услугу по электроснабжению жилого дома, расположенного по адресу: г. Канск, ул. Лесная, д. 21, по показаниям выносного прибора учета SM 101 N 1013008933, установленного и принятого к коммерческому учету сетевой организацией АО "КРАСЭКО" на основании акта N 7467 от 24.06.2016. Данный прибор введен в эксплуатацию с нарушением пункта 81 Правил N 354, а именно: акт ввода в эксплуатацию прибора учета не подписан потребителем, в связи с чем Служба посчитала, что начисление платы за электрическую энергию следовало производить исходя из показаний индивидуального прибора учета N 1034987. Составлен акт проверки N 5158-ж от 13.10.2017.
Предписанием N 5158-ж от 13.10.2017 Служба обязала ПАО "Красноярскэнергосбыт" в срок до 30.11.2018 выполнить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за период с 24.06.2016 по 30.09.2017; актом внеплановой документарной проверки N 1406-пр от 21.12.2017 зафиксировано неисполнение обществом данного предписания.
Предписаниями N 1406-пр от 21.12.2017 и N 185-пр от 30.05.2018 повторно обязала общество выполнить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за период с 24.06.2016 по 30.09.2017.
ПАО "Красноярскэнергосбыт", полагая, что предписание N 185-пр от 30.05.2018 принято с нарушением норм материального права и нарушает права и охраняемые законом интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, оспорило данное предписание в Арбитражном суде Красноярского края.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленного требования, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Основным положениям N 422 установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с настоящим документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное (пункт 146); допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 152).
В соответствии с пунктом 81 Правил N 354 надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена приборов учета должны быть обеспечены собственником жилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Согласно пункту 81(6) Правил N 354 по результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию
Пунктом 81(7) Правил N 354 предусмотрено, что акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.
Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора. При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) (пункт 150 Основных положений N 442).
Общество, как установили суды двух инстанций, осуществило мероприятия по установке прибора учёта электрической энергии с нарушением приведённых норм права.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов о соответствии оспариваемого предписания Службы N 185-пр от 30.05.2018 действующему законодательству.
Заявитель кассационной жалобы, указывая на неприменение судами пунктов 144, 153, 154 Основных положений N 442, считает, что общество выполнило в полном объёме все требования названных пунктов (уведомило Гончаренко Н.Н. о проведении процедуры допуска в эксплуатацию прибора учёта и направило последнему акт приёмки прибора учета), в связи с чем полагает, что правомерно начисляло плату за коммунальные услуги по электроснабжению в соответствии с показаниями выносного прибора учета SM 101 N 1013008933.
Доводы кассационной жалобы проверены, однако, учтены быть не могут в связи со следующим.
Сетевая организация направила в адрес Гончаренко Н.Н. уведомление N 013/4367/245 от 15.06.2016 с извещением о необходимости обеспечить участие в монтаже и приемке в эксплуатацию прибора учета электрической энергии 24.06.2016 в период с 8.00 до 17.00, уведомив, что в случае неявки допуск прибора учета будет осуществлен в отсутствие потребителя.
При таких обстоятельствах, суды пришли к мотивированным выводам о том, что уведомление о составлении акта допуска прибора учета в эксплуатацию не содержит сведений о времени составления акта, указано "в период с 08.00 до 17.00", поскольку фактически указанный период составляет полный рабочий день, время составления акта допуска прибора учета не конкретизировано, акт ввода прибора учёта к эксплуатацию не подписан потребителем, в связи с чем суды верно признали, что общество не имело оснований для учёта расхода электроэнергии на основании показаний установленного прибора учета SM101 N 1013008933.
Довод кассационной жалобы о необоснованном неприменении судами положений пунктов 19, 20, 22, 23 Правил N 354 направлен на переоценку выводов судов двух инстанций.
Названные нормы права содержат обязательные условия, которые должен содержать договор о предоставлении коммунальных услуг и порядок его заключения. Включение в приложение N 2 к договору энергоснабжения жилого дома N 2865 от 22.08.2016 условий о том, что расчёт за поставленный ресурс осуществляется по показаниям прибора учёта SM101 N 1013008933, не свидетельствует, как правильно посчитали суды, об отсутствии обязанности ввода прибора учёта к эксплуатацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выводы судов двух инстанций основаны на установленных по делу обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права. Переоценка выводов судов в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 октября 2018 года по делу N А33-22148/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 декабря 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора. При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) (пункт 150 Основных положений N 442).
...
Заявитель кассационной жалобы, указывая на неприменение судами пунктов 144, 153, 154 Основных положений N 442, считает, что общество выполнило в полном объёме все требования названных пунктов (уведомило Гончаренко Н.Н. о проведении процедуры допуска в эксплуатацию прибора учёта и направило последнему акт приёмки прибора учета), в связи с чем полагает, что правомерно начисляло плату за коммунальные услуги по электроснабжению в соответствии с показаниями выносного прибора учета SM 101 N 1013008933.
...
Довод кассационной жалобы о необоснованном неприменении судами положений пунктов 19, 20, 22, 23 Правил N 354 направлен на переоценку выводов судов двух инстанций."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 марта 2019 г. N Ф02-575/19 по делу N А33-22148/2018