город Иркутск |
|
15 марта 2019 г. |
Дело N А33-16858/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Клепиковой М.А.,
судей: Железняк Е.Г., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Старицыным И.А.,
при участии в судебном заседании представителей: акционерного общества "Канская ТЭЦ" - Егоровой Ирины Николаевны (доверенность от 31.01.2019, паспорт) и Макарова Сергея Ивановича (доверенность от 31.01.2019, паспорт); Министерства обороны Российской Федерации - Кожевниковой Людмилы Дмитриевны (доверенность от 03.12.2018, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края и Арбитражного суда Свердловской области кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 августа 2018 года по делу N А33-16858/2016 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Слесаренко И.В., суд апелляционной инстанции: Петровская О.В., Бутина И.Н., Споткай Л.Е.),
установил:
акционерное общество "Канская ТЭЦ" (ОГРН 1122468025680, ИНН 2460237891, г. Красноярск, далее - АО "Канская ТЭЦ", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Главное управление Жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1095110000325, ИНН 5116000922, г. Москва, далее - АО "ГУ ЖКХ") о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию в размере 2 344 280 рублей 46 копеек за период с марта по май 2016 года, пени в размере 261 045 рублей 50 копеек, а также о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, г. Москва, далее - министерство) 2 205 716 рублей 06 копеек задолженности за поставленную тепловую энергию.
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: открытое акционерное общество "10 Арсенал Военно-Морского Флота" (ОГРН 1102450001246, ИНН 2450027430, г. Канск Красноярского края, далее - ОАО "10 Арсенал ВМФ"), федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037550010519, ИНН 7536029036, г. Чита).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 августа 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2018 года, исковые требования удовлетворены.
Министерство в кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к нему, ссылаясь на нарушение судами норм материального права - статей 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 15, пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктов 2, 55 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель указывает, что суды не дали оценку акту о передаче спорных объектов в порядке приватизации в собственность АО "10 Арсенал ВМФ", согласно которому Российская Федерация не является собственником переданных помещений, и как следствие, не должна нести затраты на их содержание. Кроме того, на министерство необоснованно возложена обязанность по оплате потерь в тепловых сетях.
Истец в отзыве на кассационную жалобу выражает согласие с обжалуемыми судебными актами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании 14.03.2019 представитель министерства доводы кассационной жалобы поддержала, представители истца возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом уведомлены о дате и времени судебного заседания.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р АО "ГУ ЖКХ" определено единственным исполнителем осуществляемых Министерством обороны Российской Федерации в 2015-2016 годах закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, включая электросетевой хозяйство, для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений.
21.09.2015 министерство и АО "ГУ ЖКХ" заключили государственный контракт N 5-ТХ на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Во исполнение данного контракта 04.12.2015 АО "Канская ТЭЦ" (теплоснабжающая организация) и АО "ГУ ЖКХ" (потребитель) заключили договор теплоснабжения и поставки горячей воды N 8877.
Исковые требования к АО "ГУ ЖКХ" в размере 2 344 280 рублей 46 копеек основаны на факте неоплаты потребленной тепловой энергии.
Поскольку часть объектов военных городков не была передана АО "ГУ ЖКХ" в пользование и управление, истец также заявил требование к Российской Федерации в лице министерства о взыскании 2 205 716 рублей 06 копеек задолженности за период март-май 2016 года.
Министерство, возражая против удовлетворения исковых требований, заявленных к Российской Федерации, указало, что собственником объектов, не переданных АО "ГУ ЖКХ", является АО "10 Арсенал ВМФ" в связи с приватизацией.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования к министерству, исходили из отсутствия достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих фактическую передачу спорных объектов АО "10 Арсенал ВМФ", и из отсутствия доказательств, подтверждающих регистрацию права собственности на указанные объекты за АО "10 Арсенал ВМФ".
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округой, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. Имущество вооруженных сил пунктом 2 Приложения N 1 к указанному постановлению отнесено к объектам, относящимся к исключительной федеральной собственности.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов).
Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, министерство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Министерство является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации.
Оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (государственный контракт N 5-ТХ от 21.09.2015; договор теплоснабжения и поставки горячей воды N 8877 от 04.12.2015; приказ Министра обороны Российской Федерации от 31.12.2009 N 1491; передаточные акты имущества от 10.04.2010; письмо временно исполняющего обязанности начальника базы войсковой части 58661 от 01.08.2016; ответ войсковой части N 58661 на судебный запрос; акт инвентаризации инженерных сетей от 08.09.2017; договор безвозмездного пользования N 1/24/2251 от 08.10.2015; заявку АО "ГУ ЖКХ" на заключение договора) суды установили, что спорные объекты, в том числе тепловые сети, предназначены и используются для обеспечения тепловой энергией объектов войсковых частей. Все объекты находятся в пределах охранного периметра базы войсковой части, доступ на который третьим лицам, в том числе ОАО "10 Арсенал ВМФ", ограничен.
Министерством не представлены доказательства финансирования в спорный период АО "ГУ ЖКХ" и третьих лиц в целях теплоснабжения объектов, указанных в расчете, не приведены доказательства исполнения обязанности по передаче в марте-мае 2016 года спорных объектов и тепловых сетей АО "ГУ ЖКХ". С учетом изложенного, суды правомерно возложили обязанность по оплате поставленного истцом коммунального ресурса на Российскую Федерацию в лице министерства.
Доводы министерства о необоснованном взыскании стоимости потерь в тепловых сетях обоснованно отклонены судами, поскольку министерством не предоставлены доказательства передачи тепловых сетей в спорный период.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, они не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права, связаны с оспариванием доказательственной стороны спора и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств. Вместе с тем, суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 августа 2018 года по делу N А33-16858/2016 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Клепикова |
Судьи |
Е.Г. Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округой, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. Имущество вооруженных сил пунктом 2 Приложения N 1 к указанному постановлению отнесено к объектам, относящимся к исключительной федеральной собственности.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов).
Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, министерство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Министерство является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 марта 2019 г. N Ф02-360/19 по делу N А33-16858/2016