город Иркутск |
|
18 марта 2019 г. |
Дело N А58-3284/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Акционерная компания "Железные дороги Якутии" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2018 года по делу N А58-3284/2018 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Устинова А.Н, суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Каминский В.Л., Сидоренко В.А.),
установил:
акционерное общество "Акционерная компания "Железные дороги Якутии" (ОГРН 1021401044500, ИНН 1435073060, г. Алдан Республики Саха (Якутия), далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания N 03-21/18.1-18 от 28.02.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Геофизические технологии" (далее - ООО "Геофизические технологии").
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2018 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить.
Согласно доводам кассационной жалобы, судами неверно применены нормы материального права, а именно пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 N 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства" (далее - Постановление N 20); также судами не учтено, что в документации о закупке предусмотрены условия о соответствии закупаемых работ, в том числе СНиП 11-02-96, согласно пункту 4.16 которых недостающие исходные данные, необходимые исполнителю для разработки программы инженерных изысканий и их выполнения должны быть получены (приобретены) заказчиком или по его поручению исполнителем по его поручению за счет средств заказчика; документация о закупке содержит информацию о порядке получения участниками закупки недостающих данных, которые должны быть получены исполнителем самостоятельно за счет средств заказчика, а соответствующие расходы включены в стоимость предложения на участие в закупке.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган просит оставить её без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 10.02.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) размещены извещение N 31806100138 о проведении запроса коммерческих предложений и документация о проведении запроса коммерческих предложений N 20/2-18 на выполнение работ по сейсмическому микрорайонированию строительной площадки объекта "Строительство объекта "Пусковой комплекс Томмот-Якутск (Нижний Бестях) участка Томмот-Якутск железнодорожной станции Беркакит-Томмот-Якутск" с начальной (максимальной) ценой договора 2 100 000 рублей.
Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке 13.02.2018 в 09-00 часов, время МСК.
09.02.2018 в антимонопольный орган поступила жалоба ООО "Геофизические технологии" на действие (бездействие) заказчика при проведении запроса коммерческих предложений выполнение указанных работ.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Геофизические технологии", изучения документации о закупке, представленных обществом сведений и пояснений антимонопольным органом вынесено решение от 28.02.2018, которым данная жалоба признана обоснованной, решено выдать заказчику предписание об устранении нарушений при организации и проведении закупки.
28.02.2018 антимонопольным органом также выдано предписание, которым обществу предписано внести изменения в извещение и документацию о закупке "Выполнение работ по сейсмическому микрорайонированию строительной площадки объекта: Строительство объекта "Пусковой комплекс Томмот-Якутск (Нижний Бестях) участка Томмот-Якутск железнодорожной станции Беркакит-Томмот-Якутск" в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Акционерная компания "Железные дороги Якутии", утвержденным решением Совета директоров N 6/5 от 25.12.2013, (далее - Положение) с учетом замечаний, изложенных в решении от 28.02.2018.
Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, общество оспорило их в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта нарушения обществом принципа информационной открытости закупки, что выразилось в неразмещении в извещении и документации о закупке предусмотренной законодательством и Положением информации. Кроме того, суд не усмотрел нарушений законодательства в действиях антимонопольного органа по вынесению оспариваемого решения и выдаче оспариваемого предписания.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд признал выводы суда законными и обоснованными.
В силу положений главы 24 АПК РФ требования об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа могут быть удовлетворены при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данных актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими актами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии со статьей 2 применяемого к рассматриваемым правоотношениям Федерального закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке) (часть 1). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2).
Как предусмотрено статьей 4 Федерального закона N 223-ФЗ, в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке (часть 5). В извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг (пункт 3 части 9). В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик (пункты 1 и 3 части 10).
Также согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом информационной открытости закупки.
С учетом установленных судами обстоятельств рассматриваемого спора указанный принцип заключается в необходимости размещения заказчиком полной информации об объеме выполняемых работ, необходимой для подачи заявки на участие в закупке согласно требованиям действующего законодательства.
Однако в ходе судебного разбирательства было установлено невыполнение обществом предусмотренных законодательством и Положением требований к информации, указываемой в извещении и документации о закупке путем проведения запроса коммерческих предложений.
Как верно указали суды, выполнение работ по сейсмическому микрорайонированию строительной площадки объекта "Строительство объекта "Пусковой комплекс Томмот-Якутск (Нижний Бестях) участка Томмот-Якутск железнодорожной станции Беркакит-Томмот-Якутск" предполагает заключение договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, в соответствии с которым согласно пункту 1 статьи 759 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации.
В свою очередь, для подготовки необходимой проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства требуется проведение инженерно-геологических изысканий согласно утвержденному Постановлением N 20 Перечню видов инженерных изысканий.
Пунктом 2.7 приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 к работам в составе инженерно-геологических изысканий отнесены, в том числе сейсмологические и сейсмотектонические исследования территории, сейсмическое микрорайонирование.
Кроме того, Положением о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства (утв. Постановлением N 20) предусмотрено, что инженерные изыскания выполняются на основании договора между заказчиком (застройщиком) и исполнителем, к которому прилагаются техническое задание и программа выполнения инженерных изысканий. Заказчик (застройщик) и исполнитель определяют состав работ, осуществляемых в ходе инженерных изысканий как основных, так и специальных видов, их объем и метод выполнения с учетом специфики соответствующих территорий и расположенных на них земельных участков, условия передачи результатов инженерных изысканий, а также иные условия, определяемые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Требования о предоставлении заказчиком материалов, документов и исходных данных, необходимых для выполнения работ, содержатся также в пунктах 4.12, 4.13, 4.16 "СП 47.13330.2016. Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1033/пр).
Пунктом 12 Технического задания на выполнение работ по сейсмическому микрорайонированию строительной площадки объекта: "Выполнение работ по сейсмическому микрорайонированию строительной площадки объекта: Строительство объекта "Пусковой комплекс Томмот-Якутск (Нижний Бестях) участка Томмот-Якутск железнодорожной станции Беркакит-Томмот-Якутск", являющегося приложением N 1 к документации о закупке, (далее - Техническое задание) установлено, что материалами, представляемыми заказчиком, являются генплан, исходные данные по инженерно-геологическим изысканиям. При этом Техническое задание не содержит условий и порядка передачи материалов, представляемых заказчиком; проект договора, являющийся неотъемлемой частью документации о закупке, также не содержит условий и порядка передачи заказчиком исходных материалов.
Кроме того, сметная документация, являющаяся согласно статье 24 проекта договора приложением 10 к договору, фактически к проекту договора не приложена и не размещена на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок.
Руководствуясь вышеизложенными нормами права, пунктами 1.8.1, 4.2.3, 4.3.1 Положения, изучив представленную в материалы дела техническую документацию, Техническое задание, пояснения общества (N 435 от 28.02.2018), арбитражные суды обоснованно согласились с выводами антимонопольного органа о нарушении обществом требований части 1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ, выразившемся в отсутствии в извещении и документации о закупке сведений, предусмотренных законодательством о проведении инженерных изысканий. Отсутствие сведений об объеме выполняемых работ, характеристик объекта строительства "Пусковой комплекс Томмот-Якутск (Нижний Вестях) участка Томмот-Якутск железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск", в частности, данных о границах и площади, в пределах которых необходимо выполнить работы по сейсмическому микрорайонированию, схем и карт расположения объекта строительства, как правильно указали суды, исключает возможность потенциальным участникам закупки оценить необходимые трудовые затраты, стоимость и сроки выполнения работ, что, в свою очередь, свидетельствует о нарушении обществом требований Федерального закона N 223-ФЗ.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что вышеизложенные выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Доводы, изложенные обществом в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили надлежащую правовую оценку и по существу основаны на неправильном толковании приведённых выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2018 года по делу N А58-3284/2018 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 марта 2019 г. N Ф02-443/19 по делу N А58-3284/2018