город Иркутск |
|
20 марта 2019 г. |
Дело N А33-18902/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 августа 2018 года по делу N А33-18902/2018 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Кошеварова Е.А., суд апелляционной инстанции: Юдин Д.В., Иванцова О.А., Севастьянова Е.В.),
установил:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Красноярскому краю (далее - казначейство) о признании незаконными действий по принятию к исполнению исполнительного листа серия ФС N 016678410 от 10.05.2018, выданного Арбитражным судом Красноярского края по делу N А33-27534/2017; о признании незаконным и отмене уведомления N УПЛ-18-3135 от 15.05.2018 о принятии исполнительного листа серия ФС N 016678410 от 10.05.2018, выданного Арбитражным судом Красноярского края по делу N А33-27534/2017; об обязании управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью СК "Совтехнострой" (далее - ООО СК Совтехнострой") путем возврата незаконно взысканных денежных средств в размере 229 751 рубля 76 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО СК "Совтехнострой" и Краевое государственное казенное учреждение "Управление капитального строительства" (далее - КГКУ "Управление капитального строительства").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22 августа 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2018 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Согласно доводам кассационной жалобы, судами неверно применены нормы бюджетного законодательства, а также нормы законодательства о применении мер ответственности за вред, причиненный незаконными постановлениями, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя; согласно статьям 165, 242.2, 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в органы Федерального казначейства может быть предъявлен исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника; в данном случае исполнительный лист серия ФС N 016678410 от 10.05.2018, выданный Арбитражным судом Красноярского края по делу N А33-27534/2017, содержит требование обязывающего характера и не предполагает какого-либо обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 марта 2018 года по делу N А33-27534/2017 заявление ООО СК "Совтехнострой" удовлетворено в части признания незаконными действий судебного пристава-исполнителя ОСП по Железнодорожному району г. Красноярска, выразившихся в направлении в ПАО Сбербанк России требования о списании с лицевого счета ООО СК "Совтехнострой" 229 751 рубля 76 копеек без предоставления возможности на добровольное исполнение исполнительного документа; бездействия, выразившегося в непредоставлении возможности на добровольное исполнение исполнительного документа. В ходе судебного разбирательства было установлено, что 25.09.2017 на депозитный счет ОСП по Железнодорожному району г. Красноярска поступили указанные денежные средства от должника (ООО СК "Совтехнострой") и 28.11.2017 были перечислены взыскателю (КГКУ "Управление капитального строительства").
Указанным решением арбитражного суда на управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО СК "Совтехнострой" путем возврата незаконно взысканных денежных средств в размере 229 751 рубля 76 копеек.
10.05.2018 для принудительного исполнения решения суда выдан исполнительный лист серия ФС N 016678410.
14.05.2018 ООО СК "Совтехнострой" предъявило исполнительный лист к исполнению в казначейство.
Уведомлением N УПЛ-18-3135 от 15.05.2018 казначейство сообщило управлению о поступлении исполнительного листа серия ФС N 016678410 от 10.05.2018 и необходимости представления в течение 10 рабочих дней после получения настоящего уведомления следующих документов: информации в письменном виде об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года; платежного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа.
Определением от 24 мая 2018 года по делу N А33-27534/2017 Арбитражный суд Красноярского края отказал в удовлетворении заявления о разъяснении порядка и способа исполнения исполнительного документа серия ФС N 016678410, указав, что в предмет доказывания по делу не входили и судом не устанавливались обстоятельства, за счет каких источников денежных средств должно исполняться решение суда; установление данных обстоятельств относится к компетенции органа, наделенного полномочиями исполнения исполнительного документа.
Определением от 26 июня 2018 года по делу N А33-27534/2017 Арбитражный суд Красноярского края отказал в удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения требования исполнительного документа.
Письмом от 18.04.2018, адресованным начальнику ОСП по Железнодорожному району г. Красноярска, КГКУ "Управление капитального строительства" указало на отсутствие возможности возвратить ООО СК "Совтехнострой" полученные денежные средства ввиду особенностей его финансирования.
Письмом N 24915/18/20246-ВВ от 23.05.2018 управление запросило дополнительное финансирование, а письмом N 24915/18/20258-ВВ от 23.05.2018 предоставило в казначейство информацию об источнике образования задолженности.
Требования исполнительного листа серия ФС N 016678410 от 10.05.2018 исполнены в полном объеме согласно платежному поручению N 187795 от 13.08.2018 и уведомлению о возврате полностью исполненного исполнительного документа N УИС-18-2602 от 13.08.2018.
Полагая незаконными решение казначейства, выраженное в уведомлении N УПЛ-18-3135 от 15.05.2018, и действия по принятию к исполнению исполнительного листа ФС N 016678410 от 10.05.2018, управление оспорило их в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемые решение и действия казначейства являются законными, не нарушают права и законные интересы управления, в связи с чем не установили наличия предусмотренных статьёй 201 АПК РФ оснований для признания решения и действий незаконными.
В соответствии с требованиями статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу положений пунктов 2 и 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
Руководствуясь вышеизложенными нормами, а также положениями пункта 2 статьи 160.1, статей 242.1-242.3 БК РФ, устанавливающих порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, пунктом 29 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений (утв. Приказом Минфина Российской Федерации от 22.09.2008 N 99н), исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ доказательства по делу, в том числе исполнительный лист серия ФС N 016678410 от 10.05.2018 по делу N А33-27534/2017, арбитражные суды обоснованно указали, что данный исполнительный документ, содержащий указание на обязанность управления возвратить ООО СК "Совтехнострой" незаконно взысканные денежные средства в размере 229 751 рубля 76 копеек, содержит требования имущественного характера, соответствует нормам законодательства об исполнительном производстве и подлежит исполнению путем предъявления в орган Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет получателя бюджетных средств (управления).
Данные выводы судов также подтверждаются разъяснениями, изложенными в письме Федерального казначейства N 42-7.4-05/9.3-366 от 10.06.2010 "Об исполнительных документах, содержащих требования обязывающего характера", о том, что исполнительный документ, обязывающий получателя бюджетных средств выплатить денежные средства гражданину или организации, по своему смыслу аналогичен исполнительному документу, предусматривающему взыскание денежных средств. Как следствие, такой исполнительный документ следует принимать к исполнению в том же порядке, что и исполнительные документы, содержащие требования о взыскании денежных средств.
При указанных обстоятельствах, поскольку у казначейства не имелось предусмотренных главой 24.1 БК РФ оснований для возврата исполнительного листа серия ФС N 016678410 от 10.05.2018 без исполнения, указанный исполнительный лист правомерно принят казначейством к исполнению и исполнен в пределах предоставленных ему полномочий и с соблюдением установленного соответствующим законодательством порядка.
Следовательно, суды правильно отказали в удовлетворении требований управления о признании незаконными действий казначейства по принятию к исполнению исполнительного листа и уведомления о принятии исполнительного листа.
Доводы о неправомерности выводов судов по данному делу, изложенные управлением в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили соответствующую правовую оценку и по существу основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 августа 2018 года по делу N А33-18902/2018 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу положений пунктов 2 и 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
...
Данные выводы судов также подтверждаются разъяснениями, изложенными в письме Федерального казначейства N 42-7.4-05/9.3-366 от 10.06.2010 "Об исполнительных документах, содержащих требования обязывающего характера", о том, что исполнительный документ, обязывающий получателя бюджетных средств выплатить денежные средства гражданину или организации, по своему смыслу аналогичен исполнительному документу, предусматривающему взыскание денежных средств. Как следствие, такой исполнительный документ следует принимать к исполнению в том же порядке, что и исполнительные документы, содержащие требования о взыскании денежных средств.
При указанных обстоятельствах, поскольку у казначейства не имелось предусмотренных главой 24.1 БК РФ оснований для возврата исполнительного листа серия ФС N 016678410 от 10.05.2018 без исполнения, указанный исполнительный лист правомерно принят казначейством к исполнению и исполнен в пределах предоставленных ему полномочий и с соблюдением установленного соответствующим законодательством порядка."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 марта 2019 г. N Ф02-474/19 по делу N А33-18902/2018
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-474/19
21.11.2018 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5643/18
19.09.2018 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4267/18
22.08.2018 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-18902/18
16.07.2018 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-18902/18