город Иркутск |
|
27 марта 2019 г. |
Дело N А33-13501/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 марта 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СД Альфа Капитал" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 сентября 2018 года по делу N А33-13501/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 декабря 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Чурилина Е.М., суд апелляционной инстанции: Борисов Г.Н., Петровская О.В., Юдин Д.В),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СД Альфа Капитал" (ОГРН 1142468114580, ИНН 2466158149, г. Красноярск; далее - ООО "СД Альфа Капитал", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Департамента градостроительства администрации г. Красноярска (далее - Департамент) об отказе в выдаче разрешения на строительство, изложенного в письме от 16.05.2018 N 01/1937-дг.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - Красноярское УФАС России, антимонопольный орган).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10 сентября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 декабря 2018 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
ООО "СД Альфа Капитал" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами норм материального права, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды не учли, что с заявлением о предоставлении разрешения на строительство обществом был представлен полный пакет документов; Департамент обязан был рассмотреть заявление по существу; отказ в выдаче разрешения по основаниям, не перечисленным в статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не допускается.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения администрации г. Красноярска (далее - Администрация) от 27.02.2015 N 1125-недв обществу предварительно согласовано место размещения парка и здания спортивно-оздоровительного комплекса на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 24 364 кв. м, в том числе 1 505 кв. м - охранная зона инженерных сетей, расположенном по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 Мая - ул. Водопьянова; утвержден акт о выборе вышеназванного земельного участка от 26.02.2015; передан в аренду на срок до одного года земельный участок из земель населенных пунктов площадью 24 364 кв. м, расположенный по названному адресу, для проведения изыскательских работ.
Распоряжением Администрации от 24.07.2015 N 3659-недв ООО "СД Альфа Капитал" предоставлен в аренду на три года земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0400067:2947 площадью 24 364 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. 9 Мая - ул. Водопьянова, для строительства парка и здания спортивно-оздоровительного комплекса и инженерного обеспечения объекта. Пунктом 4 указанного распоряжения признаны утратившими силу пункты 1, 3 распоряжения администрации города от 27.02.2015 N 1125-недв о предварительном согласовании места размещения объекта.
На основании распоряжения Администрации от 24.07.2015 N 3659-недв между Департаментом и ООО "СД Альфа Капитал" заключен договор от 04.08.2015 N 1184 аренды земельного участка с категорией земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер 24:50:0400067:2947, находящегося по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 9 Мая - ул. Водопьянова, для использования в целях строительства парка и здания спортивно-оздоровительного комплекса и инженерного обеспечения в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 24 354 кв. м, в том числе 1 505 кв. м охранная зона инженерных сетей.
По акту приема-передачи от 24.07.2015 указанный земельный участок передан обществу.
ООО "СД Альфа Капитал" 04.05.2018 обратилось в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта: "Парк и здание спортивно-оздоровительного комплекса с инженерным обеспечением на упомянутом земельном участке.
Департамент письмом от 16.05.2018 N 01/1937-дг сообщил обществу об отказе в выдаче разрешения на строительство указанного объекта капитального строительства со ссылкой на часть 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и на то, что в данное время Красноярским УФАС России рассматривается дело о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Администрации по факту неисполнения предупреждений антимонопольного органа от 12.01.2018 об отмене распоряжений Администрации от 27.02.2015 N 1125-недв и от 24.07.2017 N 3659-недв, изданных с нарушением статей 11, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации; то есть в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400067:2947 имеется спор о праве, что является препятствием для выдачи разрешения на строительство объекта.
ООО "СД Альфа Капитал", полагая, что названный отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый отказ Департамента не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства (часть 2). В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются, в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок (часть 7). Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11). Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка (часть 13).
Аналогичные положения содержатся в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство объекта, внесению изменений в разрешение на строительство объекта, утвержденном распоряжением Администрации от 12.01.2012 N 21-ж.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что в качестве правоустанавливающих документов на земельный участок к заявлению о выдаче разрешения на строительство обществом приложены договор аренды земельного участка от 04.08.2015 N 1184, распоряжения Администрации от 27.02.2015 N 1125-недв, от 24.07.2015 N 3659-недв, на основании которых заключен упомянутый договор аренды.
Решением Красноярского УФАС России от 22.05.2018 по делу N 22-15-18 (резолютивная часть вынесена 15.05.2018) Администрация признана нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части издания распоряжения от 24.07.2015 N 3659-недв с нарушением требований статей 11, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, следствием чего стало заключение договора аренды земельного участка от 04.08.2015 N 1184, что привело к нарушению прав на равный доступ хозяйствующих субъектов к получению в пользование земельных участков муниципальной (государственной) собственности, следствием чего стало (могло стать) ограничение конкуренции за право предоставления в аренду земельных участков для целей строительства в территориальных границах города Красноярска, что свидетельствует о нарушении публичного порядка, обеспечивающего конкуренцию (пункт 1).
Согласно предписанию Администрации необходимо отменить распоряжение от 24.07.2015 N 3659-недв, принять исчерпывающие меры, направленные на возврат имущества - земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400067:2947; принять исчерпывающие меры, направленные на расторжение договора аренды от 04.08.2015 N 1184.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 августа 2018 года по делу N А33-17203/2018, оставленным без изменения постановлениями Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 ноября 2018 года и Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 февраля 2019 года, обществу отказано в удовлетворении требования о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
На основании изложенного суды обоснованно признали, что при наличии указанного решения антимонопольного органа, установившего предоставление обществу земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400067:2947 в аренду с нарушением статей 11, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации и требований законодательства о защите конкуренции, права общества на данный земельный участок, на котором предполагается осуществление строительства, не подтверждены, в связи с чем у Департамента отсутствовали основания для выдачи разрешения на строительство на этом земельном участке, а заявитель не доказал нарушение оспариваемым решением об отказе в выдаче разрешения на строительство, своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 сентября 2018 года по делу N А33-13501/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 декабря 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением Красноярского УФАС России от 22.05.2018 по делу N 22-15-18 (резолютивная часть вынесена 15.05.2018) Администрация признана нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части издания распоряжения от 24.07.2015 N 3659-недв с нарушением требований статей 11, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, следствием чего стало заключение договора аренды земельного участка от 04.08.2015 N 1184, что привело к нарушению прав на равный доступ хозяйствующих субъектов к получению в пользование земельных участков муниципальной (государственной) собственности, следствием чего стало (могло стать) ограничение конкуренции за право предоставления в аренду земельных участков для целей строительства в территориальных границах города Красноярска, что свидетельствует о нарушении публичного порядка, обеспечивающего конкуренцию (пункт 1).
...
На основании изложенного суды обоснованно признали, что при наличии указанного решения антимонопольного органа, установившего предоставление обществу земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400067:2947 в аренду с нарушением статей 11, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации и требований законодательства о защите конкуренции, права общества на данный земельный участок, на котором предполагается осуществление строительства, не подтверждены, в связи с чем у Департамента отсутствовали основания для выдачи разрешения на строительство на этом земельном участке, а заявитель не доказал нарушение оспариваемым решением об отказе в выдаче разрешения на строительство, своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 марта 2019 г. N Ф02-823/19 по делу N А33-13501/2018