город Иркутск |
|
28 марта 2019 г. |
Дело N А58-4439/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Загвоздина В.Д., Сонина А.А.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Муравьевой Изабеллы Николаевны на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2018 года по делу N А58-4439/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Устинова А.Н.; суд апелляционной инстанции: Никифорюк Е.О., Басаев Д.В., Каминский В.Л.),
установил:
Муравьева Изабелла Николаевна (далее - Муравьева И.Н., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435029737, ОГРН 1051402036146; далее - налоговый орган, регистрирующий орган) о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее- ЕГРЮЛ) записи об исключении из реестра общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор АИФ-Якутск" (далее - ООО "Региональный оператор АИФ-Якутск").
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена участник и директор общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор АИФ-Якутск" Булатова Валентина Михайловна (далее - Булатова В.М., третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2018 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Муравьева И.Н, не согласившись с вышеуказанными судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и удовлетворить заявленное требование.
Согласно доводам, изложенным в кассационной жалобе, судами первой и апелляционной инстанций не исследованы все обстоятельства дела и не учтено, что ООО "Региональный оператор АИФ-Якутск" на момент ликвидации имело неисполненное денежное обязательство в размере 1 370 038 рублей перед Муравьевой И.Н. Действия налогового органа по внесению в ЕГРЮЛ записи об исключении из реестра ООО "Региональный оператор АИФ-Якутск" привели к прекращению исполнительного производства по обращению взыскания на имущество должника. Предоставление ликвидационного баланса, не отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
Налоговым органом представлен отзыв на кассационную жалобу, из которого следует о его согласии с обжалуемыми судебными актами.
Третьим лицом отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 03.05.2017 налоговым органом сформированы справки N 12039-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам ООО "Региональный оператор АИФ-Якутск" или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов; N 12039-О о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (последняя дата представления 11.02.2015).
Регистрирующим органом на основании пункта 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) и пункта 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) принято решение N 756 от 05.05.2017 о предстоящем исключении ООО "Региональный оператор АИФ-Якутск" из ЕГРЮЛ (номер записи 2171447188647).
Решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, а также сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 188 (632) от 10.05.2017.
08.09.2017 регистрирующим органом внесены сведения о юридическом лице ООО "Региональный оператор АИФ-Якутск" о прекращении деятельности в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, номер записи 2171447289770.
Муравьева И.Н., посчитав указанные действия налогового органа незаконными, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 1 - 4, 7 статьи 21.1, пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что регистрирующим органом соблюден порядок исключения из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица; защита имущественных прав заявителя производится в специальном порядке, предусмотренном частью 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
В пункте 2 названной статьи установлено, что при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - решение о предстоящем исключении).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
На основании пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
В пункте 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что основанием для принятия налоговым органом решения о предстоящем исключении ООО "Региональный оператор АИФ-Якутск" из ЕГРЮЛ как фактически недействующего юридического лица, послужили отсутствие сведений о движении денежных средств на банковских счетах, а также непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах Российской Федерации.
Названное решение в соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 188 (632) от 10.05.2017.
Судами также установлено, что нарушения срока опубликования сведений налоговым органом не допущено; в сведениях, опубликованных в "Вестнике государственной регистрации", указан адрес, по которому могут быть направлены заявления заинтересованного лица.
При этом в ходе производства по делу заявитель не привел никаких доказательств того, что он не имел возможности подать соответствующее заявление в срок, установленный пунктом 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, по объективным причинам, не зависящим от него.
Кредитор недействующей организации, осуществляющий добросовестно свои права, предоставленные ему Законом N 129-ФЗ, не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении должника как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Само по себе наличие задолженности у недействующего юридического лица (при условии, что о наличии задолженности в установленном пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ порядке заявлено не было), не свидетельствует в настоящем деле о незаконности действий регистрирующего органа и о том, что юридическое лицо является действующим.
Кроме того, как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года N 3293-О, прекращение исполнительного производства в указанном случае не препятствует взыскателю, не получившему исполнения по исполнительному документу, при обнаружении у ликвидированного должника-организации нереализованного имущества, за счет которого можно удовлетворить требования кредиторов, обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения такого имущества среди лиц, имеющих на это право, в соответствии с пунктом 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации. На это указывает и Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (пункт 39).
Исходя из изложенного, суды пришли к обоснованному выводу, что инспекция в рассматриваемом случае действовала в соответствии с Законом N 129-ФЗ и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод кассационной жалобы о том, что предоставление ликвидационного баланса, не отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации, основан на неправильном толковании норм права, учитывая, что решение о добровольной ликвидации ООО "Региональный оператор АИФ-Якутск" не принималось.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов по делу, Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2018 года по делу N А58-4439/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Само по себе наличие задолженности у недействующего юридического лица (при условии, что о наличии задолженности в установленном пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ порядке заявлено не было), не свидетельствует в настоящем деле о незаконности действий регистрирующего органа и о том, что юридическое лицо является действующим.
Кроме того, как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года N 3293-О, прекращение исполнительного производства в указанном случае не препятствует взыскателю, не получившему исполнения по исполнительному документу, при обнаружении у ликвидированного должника-организации нереализованного имущества, за счет которого можно удовлетворить требования кредиторов, обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения такого имущества среди лиц, имеющих на это право, в соответствии с пунктом 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации. На это указывает и Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (пункт 39).
Исходя из изложенного, суды пришли к обоснованному выводу, что инспекция в рассматриваемом случае действовала в соответствии с Законом N 129-ФЗ и отказали в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 марта 2019 г. N Ф02-783/19 по делу N А58-4439/2018