город Иркутск |
|
28 марта 2019 г. |
Дело N А19-10285/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Белоножко Т.В., Тютриной Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителя министерства финансов Иркутской области Кузаковой М.Ю. (доверенность от 27.12.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 сентября 2018 года по делу N А19-10285/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 декабря 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции Акопян Е.Г.; суд апелляционной инстанции Капустина Л.В., Макарцев А.В., Скажутина Е.Н.),
установил:
администрация Бирюсинского муниципального образования "Бирюсинское городское поселение" (ОГРН: 1053815026066, ИНН: 3815009875, г. Бирюсинск;
далее - администрация) обратилась с иском в Арбитражный суд Иркутской области к Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области (ОГРН: 1083808000154, ИНН: 3808171299, г. Иркутск; далее - министерство) о взыскании расходов, понесенных в связи с обеспечением гражданина-инвалида жилым помещением, в размере 692 480 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации и министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство социального развития).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05 сентября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 декабря 2018 года, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить в связи с нарушение судами норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
По мнению заявителя кассационной жалобы, предоставление гражданам жилых помещений во внеочередном порядке и на условиях социального найма в связи с наличием тяжелых форм хронических заболеваний должно производиться за счет средств бюджета Российской Федерации. Министерство полагает, что возложение на Иркутскую область обязанности по компенсации администрации расходов по приобретению жилого помещения инвалиду в размере, превышающем учетную норму жилья, неправомерно.
В отзывах на кассационную жалобу администрация против доводов заявителя кассационной жалобы возразила, министерство социального развития доводы жалобы поддержало.
В судебном заседании представитель министерства доводы кассационной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, Минаков Илья Юрьевич (далее - Минаков И.Ю.) является инвалидом и страдает заболеванием, попадающим под перечень заболеваний, определенный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (действовал в спорный период; далее - Перечень N 378).
Вступившим в законную силу решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 23.03.2016 на администрацию возложена обязанность по предоставлению Минакову И.Ю. вне очереди жилого благоустроенного помещения площадью не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в г. Бирюсинске Тайшетского района Иркутской области 33 кв.м.
Указанный судебный акт исполнен. Минакову И.Ю. предоставлено жилое помещение (квартира) стоимостью 692 480 рублей (договор социального найма жилого помещения от 05.12.2017 N 537).
Полагая, что расходы в размере 692 480 рублей, связанные с приобретением жилого помещения для гражданина-инвалида Минакова И.Ю., подлежат возмещению за счёт средств субъекта Российской Федерации, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды удовлетворили требования администрации, указав, что заявленная сумма убытков обоснована и подлежит взысканию с Иркутской области в лице министерства за счет казны области.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает выводы судов правомерными в связи со следующим.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди (пункт 4 части 1 статьи 51, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Перечень N 378).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Из системного толкования статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и с учетом разъяснений, изложенных в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Отнесение указанных расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2015 года N 309-ЭС15-11321 и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом 13.04.2016 (вопрос 12).
Учитывая правое регулирование и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о взыскании фактически понесенных истцом расходов за счет Иркутской области в лице министерства как уполномоченного лица.
Факт несения администрацией убытков и их размер подтвержден материалами дела.
Довод министерства о том, что возложение на Иркутскую область обязанности по компенсации администрации расходов по приобретению жилого помещения инвалиду в размере, превышающем учетную норму жилья, неправомерно, отклоняется судом кассационной инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, которые страдают тяжелыми формами хронических заболеваний (включенными в Перечень N 378), имеют право на обеспечение жильем по договору социального найма.
При этом жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне (статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку решением Думы Бирюсинского городского поселения N 144 от 26.04.2007 стандарт социальной нормы площади жилья по Бирюсинскому муниципальному образованию "Бирюсинское городское поселение" на одиноко проживающего человека установлен в размере 28 кв.м, то предоставление гражданину-инвалиду Минакову И.Ю., страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения размером 36,7 кв.м, не противоречит жилищному законодательству.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, оцененным судами по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, указанных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 сентября 2018 года по делу N А19-10285/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 декабря 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из системного толкования статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и с учетом разъяснений, изложенных в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Отнесение указанных расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
...
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, которые страдают тяжелыми формами хронических заболеваний (включенными в Перечень N 378), имеют право на обеспечение жильем по договору социального найма.
При этом жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне (статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 марта 2019 г. N Ф02-385/19 по делу N А19-10285/2018