город Иркутск |
|
03 апреля 2019 г. |
Дело N А10-4518/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сонина А.А.,
судей: Загвоздина В.Д., Новогородского И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Бобылевой М.Ю.,
при содействии судьи Арбитражного суда Забайкальского края Лученко О.А. и при ведении протокола секретарем судебного заседания Вишняковой А.Д.,
при участии в судебном заседании представителя Читинской таможни Пельменевой Д.О. (доверенность от 11.01.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Читинской таможни на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 октября 2018 года по делу N А10-4518/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Ниникина В.С., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Каминский В.Л., Сидоренко В.А.),
установил:
Читинская таможня (далее - таможня, таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Северная лесная компания" (ОГРН 1130327004389, далее - общество, ООО "Северная лесная компания") о взыскании неуплаченного утилизационного сбора в размере 2 850 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 октября 2018 года, с учетом определения об опечатке от 19.10.2018, требования удовлетворены частично.
Суд взыскал с ООО "Северная лесная компания" в пользу Читинской таможни утилизационный сбор в размере 2 700 000 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2018 года решение суда от 18 октября 2018 года оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, таможня обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неверно истолкованы нормы законодательства, определяющие порядок исчисления утилизационного сбора; в целях правильного применения пункта 5 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) при расчете утилизационного сбора должна учитываться также грузоподъемность самоходной машины, которая подлежит суммированию с массой самоходной машины.
В судебном заседании представитель таможни поддержала доводы кассационной жалобы.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Общество о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу, и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на неё, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 15.01.2018 ООО "Северная лесная компания" в таможню поданы декларации:
- на товары N 10612050/150118/0000537, в которой к таможенной процедуре выпуск для внутреннего потребления заявлен товар - автопогрузчик самоходный колесный в количестве 1 штуки, модели Changlin, производитель Sinomach Changlin;
- на товары N 10612050/200118/0000779, в которой в таможенной процедуре выпуск для внутреннего потребления заявлен товар - автопогрузчик вилочный самоходный колесный, в количестве 1 штуки, модели FD50, производитель Heli forklift Co, LTD;
- на товары N 10612050/050218/0001454, в которой в таможенной процедуре выпуск для внутреннего потребления заявлен товар - автопогрузчик вилочный самоходный колесный в количестве 1 штуки, модели FD50, производитель Heli forklift Co, LTD;
- на товары N 10612050/100118/0000309, в которой в таможенной процедуре выпуск для внутреннего потребления заявлен товар - погрузчик самоходный колесный, в количестве 1 штуки, модели Changlin, производитель Sinomach Changlin.
Указанные товары были выпущены в свободный оборот таможенным органом.
14.05.2018 таможней в адрес ООО "Северная лесная компания" направлено уведомление об уплате утилизационного сбора.
В связи с неуплатой обществом в добровольном порядке утилизационного сбора, таможенный орган обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что при расчете коэффициента должна учитываться только масса самоходной машины.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты законными и обоснованными в связи со следующим.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа (пункт 1). Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2). Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые, в том числе осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию (пункт 3). При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (пункт 5).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила), а также Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
В силу указанных Правил взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба (пункт 3), утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем (пункт 5). Уплата утилизационного сбора может осуществляться плательщиком с зачетом излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в порядке, установленном настоящими Правилами (пункт 6).
Разделом VI Перечня определено, что в отношении погрузчиков, классифицируемых по кодам 8429 51, 8427 20 Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, подлежит уплате утилизационный сбор.
Коэффициент расчета размера утилизационного сбора в отношении новых погрузчиков массой: свыше 8 т, но не более 13,5 тонн - 4; свыше 16,5 т, но не более 22 тонн - 5.
В силу примечания 4 к Перечню размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 150 000 рублей.
При этом согласно примечанию 3 к Перечню коэффициент определяется с учетом максимальной технически допустимой массы погрузчика.
Заявленные в декларациях на товары N 10612050/150118/0000537, N 10612050/200118/0000779, N 10612050/050218/0001454, N 10612050/100118/0000309 погрузчики и автопогрузчики классифицированы по кодам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС 8427 20 1909 и 8429 51 9900, следовательно, в
отношении них, в связи с ввозом на территорию России, подлежит уплате утилизационный сбор.
Согласно правовой позиции, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в определении от 26 декабря 2017 года N 305-КГ17-12383, в силу пунктов 4, 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора имеют физические характеристики самоходной машины, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты ею потребительских свойств, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.
Утвержденный Правительством Российской Федерации порядок исчисления утилизационного сбора не содержит нормы, предписывающей определять размер сбора в отношении погрузчиков с учетом такой их технической характеристики как грузоподъемность в дополнение к указанной изготовителем массе самого погрузчика.
Таким образом, именно масса погрузчика необходима для расчета суммы утилизационного сбора. Грузоподъемность, в отличие от массы, не является физической характеристикой.
Материалами дела подтверждается, что масса погрузчика самоходного колесного модели 956 Х составляет 16 700 кг, автопогрузчика вилочного самоходного колесного модели FD50-9 11 560 кг.
В связи с этим, в отношении погрузчиков модели 956 Х применяется коэффициент 5, в отношении погрузчиков модели FD50-4.
С учетом изложенного, судами правильно определен размер утилизационного сбора за 4 ввезенных самоходных машины в размере 2 700 000 рублей (150000 х 4 х 2) + (150000 х 5 х 2).
При таких обстоятельствах суды двух инстанций пришли к верному выводу, о частичном взыскании с общества утилизационного сбор в размере 2 700 000 рублей.
Выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Доводы, изложенные таможней в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили соответствующую правовую оценку и по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права, направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 октября 2018 года по делу N А10-4518/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Сонин |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила), а также Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
В силу указанных Правил взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба (пункт 3), утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем (пункт 5). Уплата утилизационного сбора может осуществляться плательщиком с зачетом излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в порядке, установленном настоящими Правилами (пункт 6).
...
Согласно правовой позиции, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в определении от 26 декабря 2017 года N 305-КГ17-12383, в силу пунктов 4, 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора имеют физические характеристики самоходной машины, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты ею потребительских свойств, устанавливаемые Правительством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 апреля 2019 г. N Ф02-675/19 по делу N А10-4518/2018