город Иркутск |
|
04 апреля 2019 г. |
Дело N А33-9366/2018 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бурковой О.Н.,
судей: Качукова С.Б., Кушнаревой Н.П.,
в судебном заседании участвует представитель индивидуального предпринимателя Марченко Евгения Анатольевича - Кратько А.А. (доверенность от 11.09.2017, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Марченко Евгения Анатольевича на решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 августа 2018 года по делу N А33-9366/2018 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Тимергалеева О.С.; суд апелляционной инстанции: Петровская О.В., Парфентьева О.Ю., Хабибулина Ю.В.),
установил:
индивидуальный предприниматель Марченко Евгений Анатольевич (ОГРН 308246802300267, ИНН 246500718419, г. Красноярск, далее - предприниматель Марченко Е.А., истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к администрации города Красноярска (далее - администрация) о признании недействительной сделки по одностороннему отказу от исполнения договора на размещение временного сооружения от 10.02.2017 N М/272/с, выраженной в уведомлении от 14.04.2017 N 11-2472.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, департамента градостроительства администрации города Красноярска, муниципального казенного учреждения города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" (далее - МКУ "УДИБ", учреждение).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07 августа 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2018 года, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, предприниматель Марченко Е.А. обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по мотиву несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды не дали оценку тому факту, что на момент совершения администрацией односторонней сделки по отказу от исполнения договора в апреле 2017 года у нее отсутствовали основания для направления уведомления в адрес истца, поскольку право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, на котором расположен объект истца, зарегистрировано за МКУ "УДИБ" в мае 2017 года.
Также в кассационной жалобе приведены доводы об отсутствии судебной оценки уведомления администрации от 07.02.2018; кроме того, заявитель кассационной жалобы указывает на то, что, поскольку на момент совершения сделки, объект находился в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, в строке N 681, то, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" (далее - Постановление N 54) односторонний отказ администрации от исполнения договора не влечет юридических последствий, на которые этот отказ был направлен.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Представитель предпринимателя Марченко Е.А. доводы кассационной жалобы подтвердил, представив дополнение к кассационной жалобе, которое судом округа не может быть принято во внимание по причине отсутствия доказательств его заблаговременного направления участвующим в деле лицам.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), иные лица своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 10.02.2017 администрация и предприниматель Марченко Е.А. (владелец) заключили договор N М/272/с на размещение временного сооружения, согласно пункту 1.1 которого администрация предоставляет владельцу право размещения временного сооружения: павильон (далее - временное сооружение), в соответствии с номером 681 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 N 595, по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 129, и эксплуатировать его в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а владелец обязуется установить и эксплуатировать временное сооружение, в установленном законодательством Российской Федерации и настоящим договором порядке в границах, указанных в ситуационном плане земельного участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью.
Пунктом 1.2 договора срок его действия установлен до 01.01.2018.
Пунктом 5.3 договора установлены основания для досрочного расторжения договора, в том числе, в случае наличия у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещено временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством (пункт 5.3.1). Администрация уведомляет владельца в письменной форме о досрочном расторжении договора не менее чем за девяносто календарных дней до даты расторжения договора (последний абзац пункта 5.3).
Распоряжением администрации города Красноярска от 27.03.2017 N 1288-недв администрация предоставила в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:1322 площадью 129 113 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса от ул. Робеспьера до ул. Конституции СССР, в целях эксплуатации сооружения дорожного хозяйства.
В последующем указанный участок вошел в состав земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:252290 площадью 129 510 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. К. Маркса от ул. Робеспьера до ул. Конституции СССР с видом разрешенного использования - автомобильный транспорт. Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:252290 предоставлен учреждению в постоянное бессрочное пользование распоряжением администрации города Красноярска от 08.09.2017 N 3942-недв.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 14.03.2018 N 99/2018/87683068 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:25229 - автомобильный транспорт (код - 7.2); согласно указанной выписке земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:163864 расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:25229.
Согласно вышеуказанной выписке, право постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:252290 зарегистрировано 03.08.2017.
Уведомлением от 14.04.2017 N 11-2472 администрация сообщила предпринимателю Марченко Е.А. об отказе от исполнения договора на размещение временного сооружения от 10.02.2017 N М/272/с с 17.07.2017 со ссылкой на пункт 5.3 договора, указав в обоснование отказа от исполнения договора на предоставление земельного участка по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 129, на котором расположено временное сооружение, в постоянное (бессрочное) пользование учреждению на основании распоряжения администрации города Красноярска от 27.03.2017 N 1288-недв.
Постановлением администрации города Красноярска от 17.07.2017 N 465 внесены изменения в постановление администрации города Красноярска от 10.02.2017 N М/272/с 27.11.2012 N 595 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска", павильон истца под N 681 исключен из схемы нестационарных торговых объектов, постановление вступает в силу с 31.12.2017.
Считая одностороннюю сделку по расторжению договора на размещение временного сооружения от 10.02.2017 N М/272/с, оформленную уведомлением администрации от 14.04.2017 N 11-2472 недействительной, противоречащей положениям статьей 310, 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, препятствующей продлению срока размещения павильона новый срок, истец обратился в арбитражный суд с заявлением о признании указанной сделки недействительной.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд установил наличие у администрации права на односторонний отказ от исполнения договора в соответствии с пунктом 5.3 договора. Учитывая факт передачи земельного участка по адресу: г. Красноярск, ул. К. Маркса от ул. Робеспьера до ул. Конституции СССР на праве постоянного (бессрочного) пользования МКУ "УДИБ" для реализации муниципальных нужд по регулированию дорожной деятельности, а также учитывая исключение из схемы размещения временного сооружения (строка N 681) постановлением от 17.07.2017 N 465, суд не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных в рамках настоящего дела требований.
Кроме того суд отметил, что истец не доказал наличие возможности восстановления действующего права на размещение временного сооружения путем признания оспариваемого им одностороннего отказа администрации недействительным, поскольку срок нахождения временного сооружения в схеме на момент рассмотрения дела в суде истек.
Третий арбитражный апелляционный суд согласился с выводами арбитражного суда, признав их соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены принятых по делу судебных актов.
Порядок использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута урегулирован главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Частями 1, 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядком разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края, утвержденным приказом Министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 N 05-95 определено, что схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в целях повышения доступности товаров для населения (пункт 4). Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, пожарными, санитарными и экологическими нормами и правилами, правилами продажи отдельных видов товаров, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования (пункт 6). Схема утверждается правовым актом органа местного самоуправления, принимаемым в порядке, установленном уставом муниципального образования (пункт 9).
В соответствии с постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 N 595 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска" (в редакции постановлений администрации города Красноярска от 25.07.2016 N 422, от 29.12.2016 N 787) период размещения павильона, указанного в строке N 681, был установлен до 01.01.2018.
Постановлением администрации города Красноярска от 28.11.2014 N 809 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска (далее - Положение N 809), которое устанавливает порядок размещения временных сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Красноярска.
Статьей 10 данного Положения N 809 предусмотрено, что договор на размещение временного сооружения заключается на срок, определенный схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска. При продлении срока размещения временного сооружения договор на размещение временного сооружения заключается на срок не более трех лет.
В пункте 20 Положения N 809 установлены основания для досрочного расторжения договора на размещение временного сооружения, в том числе, наличие у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком, либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством (подпункт 1 пункта 20).
Истолковав условия пункта 5.3 договора N М/272/с на размещение временного сооружения от 10.02.2017, учитывая положения пункта 20 Положения N 809, а также установив факт передачи предоставленного по договору земельного участка МКУ "УДИБ" на праве постоянного (бессрочного) пользования, суды обоснованно пришли к выводу о правомерности в соответствии со статьей 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации одностороннего отказа от исполнения договора, заявленного администрацией.
Суд округа полагает, что судами правильно принято во внимание обстоятельство исключения постановлением от 17.07.2017 N 465 из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска объекта, указанного в строке N 681. К моменту вынесения решения судом первой инстанции по настоящему делу павильон, указанный в строке N 681 был исключен из схемы.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии судебной оценки письма администрации от 07.02.2018 судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку противоречит содержанию постановления суда апелляционной инстанции.
Заявленный в кассационной жалобе со ссылкой на пункт 12 Постановления N 54 довод о том, что при условии нахождения объекта в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска в строке N 681, уведомление администрации об отказе от продления договора на размещение временного сооружения не влечет юридических последствий, на которые этот отказ был направлен, является несостоятельным, поскольку приведенные в пункте 12 Постановления N 54 разъяснения относятся к случаям, когда одностороннее изменение условий обязательства совершено тогда, когда это не предусмотрено законом, иным правовым актом или соглашением сторон.
Между тем право одностороннего отказа от исполнения договора предусмотрено условиями пункта 5.3 договора, правильно истолкованного судами во взаимосвязи с положениями статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции соглашается с данной судом апелляционной инстанции оценкой доводу истца об отсутствии у администрации оснований для направления истцу уведомления об отказе от исполнения договора в апреле 2017 года, до регистрации права учреждения на земельный участок, произведенной в мае 2017 года.
Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:1322 площадью 129 113 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса от ул. Робеспьера до ул. Конституции СССР, впоследствии вошедший в состав земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:252290, предоставлен учреждению на основании распоряжения администрации города Красноярска от 27.03.2017 N 1288-недв, - указанное событие относится к обстоятельствам, поименованным в пункте 5.3.1 договора от 10.02.2017 N М/272/с и предоставляет администрации право на совершение действий, предусмотренных пунктом 5.3 названного договора.
Таким образом, заявленные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению в полном объеме, поскольку направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела и сделанных судами на основании этой оценки выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию окружного суда.
Неправильного применения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 августа 2018 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2018 года по настоящему делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 августа 2018 года по делу N А33-9366/2018 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Буркова |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Истолковав условия пункта 5.3 договора N М/272/с на размещение временного сооружения от 10.02.2017, учитывая положения пункта 20 Положения N 809, а также установив факт передачи предоставленного по договору земельного участка МКУ "УДИБ" на праве постоянного (бессрочного) пользования, суды обоснованно пришли к выводу о правомерности в соответствии со статьей 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации одностороннего отказа от исполнения договора, заявленного администрацией.
...
Заявленный в кассационной жалобе со ссылкой на пункт 12 Постановления N 54 довод о том, что при условии нахождения объекта в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска в строке N 681, уведомление администрации об отказе от продления договора на размещение временного сооружения не влечет юридических последствий, на которые этот отказ был направлен, является несостоятельным, поскольку приведенные в пункте 12 Постановления N 54 разъяснения относятся к случаям, когда одностороннее изменение условий обязательства совершено тогда, когда это не предусмотрено законом, иным правовым актом или соглашением сторон.
Между тем право одностороннего отказа от исполнения договора предусмотрено условиями пункта 5.3 договора, правильно истолкованного судами во взаимосвязи с положениями статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 апреля 2019 г. N Ф02-843/19 по делу N А33-9366/2018