город Иркутск |
|
08 апреля 2019 г. |
Дело N А19-17713/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Белоножко Т.В., Тютриной Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителя министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Петровой М.Г. (доверенность от 06.04.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 июня 2018 года по делу N А19-17713/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции в составе судьи Кшановской Е.А.; суд апелляционной инстанции в составе судей Скажутиной Е.Н., Капустиной Л.В., Юдина С.И.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН: 1163850055929, ИНН: 3849057531, г. Иркутск; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области (ОГРН: 1083808000154, ИНН: 3808171299, г. Иркутск; далее - министерство финансов) о взыскании убытков в виде неполученных доходов от оказанных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению населению поселка Тельма Усольского района Иркутской области в размере 2 658 929 рублей 87 копеек за период отсутствия установленных тарифов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (далее - министерство жилищной политики), cлужба по тарифам Иркутской области (далее - служба).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 июня 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2019 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением и постановлением, министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с нарушением судами норм материального права (статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации), несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает на следующее. Истцом не доказан факт оказания коммунальных услуг потребителям, представленные обществом документы не являются первичными платежными документами и не подтверждают объем оказанных услуг. Судами не принято во внимание, что договор аренды, заключенный между администрацией городского поселения Тельминского муниципального образования и обществом, признан арбитражным судом недействительным. Министерство финансов является ненадлежащим ответчиком по делу.
В отзывах на кассационную жалобу служба доводы заявителя кассационной жалобы поддержала, министерство жилищной политики против доводов заявителя жалобы в части определения ненадлежащего ответчика возразило.
В судебном заседании представитель министерства жилищной политики поддержал возражения, изложенные в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
В соответствием с условиями договора аренды муниципального имущества от 01.06.2016 N 2 (с учетом дополнительного соглашения от 27.03.2017) обществу (арендатор) от администрации городского поселения Тельминского муниципального образования (арендодатель) передано муниципальное имущество (котельные "Совхозная" и "Центральная") для организации услуг в области жилищно-коммунального хозяйства, в том числе для обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителей п. Тельма.
Истец обратился в службу с заявлениями об установлении тарифов на тепловую энергию, на горячую воду 18.08.2016, 08.02.2017 соответственно.
Тарифы на тепловую энергию установлены приказом службы от 22.11.2016 N 308-спр и введены в действие с 25.11.2016, тарифы на горячую воду - приказом от 11.04.2017 N 59-спр и введены в действие с 17.04.2017.
До утверждения тарифов истец с 15.09.2016 по 25.11.2016, с 15.09.2016 по 17.04.2017 (даты отопительного сезона и установления тарифов) осуществлял поставку тепловой энергии, горячей воды населению по тарифам, установленным приказами службы от 04.05.2016 N 57-спр, 17.05.2016 N 68-спр.
Полагая, что поставкой тепловой энергии и горячей воды населению по тарифам ниже их себестоимости причинены убытки, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что отсутствие в спорный период тарифов не освобождает Иркутскую область от обязанности по возмещению обществу фактических потерь.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правомерными и обоснованными в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в Российской Федерации является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
В то же время в силу частей 1 и 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - постановление N 87), и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Судам установлено, что истец приступил к теплоснабжению потребителей с 15.09.2016 в связи с наступлением отопительного сезона и отсутствием иной теплоснабжающей организации в указанный период на территории п. Тельма. У истца отсутствовала возможность отказаться от производства и поставки населению коммунальных ресурсов с момента получения прав пользования объектами коммунального назначения и до установления тарифов, а также имелась обязанность соблюдать расчетную политику с населением по предельному тарифу (льготному) для данной категории потребителей.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о наличии у ответчика обязанности по возмещению обществу выпадающих доходов в результате оказания истцом услуг населению по теплоснабжению и поставке горячей воды.
Размер недополученных доходов за фактически поставленные ресурсы по категории "население" определен экспертом ООО "ФЭС Экспертиза" (заключение эксперта N 8/2018) и составил 2 658 929 рублей 87 копеек.
Оценив заключение эксперта с соблюдением требований главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о подтвержденности размера неполученных истцом доходов при реализации тепловой энергии и горячей воды для нужд населения.
Оснований не согласиться с данными выводами не имеется.
Довод министерства финансов о недоказанности истцом факта оказания и объема коммунальных услуг потребителям не принимается судом кассационной инстанции, поскольку не подтвержден материалами дела.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии у истца права на предъявление требований в связи с признанием недействительным договора аренды, заключенного администрацией городского поселения Тельминского муниципального образования с обществом, правомерно отклонен судами, поскольку данное обстоятельство не опровергает вывод о доказанности факта поставки населению тепловой энергии и горячей воды в спорный период времени.
Довод министерства финансов о привлечении ненадлежащего ответчика по делу необоснован, поскольку ответчиком по данной категории споров является публично-правовое образование. В данном случае ответчиком по делу является Иркутская область (пункт 1 постановления N 87).
Представление интересов в суде от имени Иркутской области осуществляют органы исполнительной власти, к которым и относится министерство финансов.
Возражения министерства финансов о несогласии с оценкой доказательств и установленными по делу фактическими обстоятельствами не могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судами верно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 июня 2018 года по делу N А19-17713/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - постановление N 87), и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
...
Довод министерства финансов о привлечении ненадлежащего ответчика по делу необоснован, поскольку ответчиком по данной категории споров является публично-правовое образование. В данном случае ответчиком по делу является Иркутская область (пункт 1 постановления N 87)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 апреля 2019 г. N Ф02-1079/19 по делу N А19-17713/2017