город Иркутск |
|
08 апреля 2019 г. |
Дело N А19-13974/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Белоножко Т.В., Тютриной Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителей министерства финансов Иркутской области Кузаковой М.Ю. (доверенность от 27.12.2018), муниципального казенного учреждения "Служба городских кладбищ" муниципального образования города Братска Савчука Р.В. (приказ от 26.12.2018 N 16-лс),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 августа 2018 года по делу N А19-13974/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции в составе судьи Ханафиной А.Ф.; суд апелляционной инстанции в составе судей Капустиной Л.В., Макарцева А.В., Скажутиной Е.Н.),
установил:
муниципальное казенное учреждение "Служба городских кладбищ" муниципального образования города Братска (ОГРН: 1133804002177, ИНН: 3804051579, г. Братск; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области (ОГРН: 1133804002177, ИНН: 3804051579, г. Иркутск; далее - министерство финансов) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании 233 255 рублей 64 копеек возмещения затрат на погребение невостребованных умерших за период с мая 2014 года по май 2016 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство социального развития).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 августа 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2018 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить в связи с нарушением судами норм материального права (статьи 84, 85, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
По мнению заявителя кассационной жалобы, министерство финансов является ненадлежащим ответчиком по делу. Заявитель кассационной жалобы утверждает, что оплата работ по погребению невостребованных умерших является расходным обязательством Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации либо Иркутской области в лице министерства социального развития, как главного распорядителя средств областного бюджета на данные цели.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение против доводов заявителя кассационной жалобы возразило. В отзыве на кассационную жалобу министерство социального развития согласилось с доводами заявителя жалобы в части возражений о взыскании денежных средств с Иркутской области, и возразило на довод о том, что надлежащим ответчиком по делу является министерство социального развития.
В судебном заседании представители министерства финансов и учреждения поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Министерство социального развития о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, учреждение является специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования "город Братск" (пункт 1.1 Устава учреждения).
Согласно представленным свидетельствам о смерти, выданным за период с мая 2014 года по май 2016 года, учреждение выполнило 34 погребения невостребованных тел умерших общей стоимостью 233 255 рублей 64 копейки.
При расчете затрат истец руководствовался постановлениями администрации муниципального образования города Братска от 24.02.2015 N 411, N 412, согласно которым стоимость одной услуги по погребению составляет 6 860 рублей 46 копеек.
Личность всех умерших, погребенных истцом, установлена. При этом пенсионерами и лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, они не являлись.
В связи с неисполнением ответчиком обязательств по возмещению стоимости услуг по погребению умерших, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из обоснованности исковых требований по праву и по размеру.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Статьей 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) установлено, что при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела. Стоимость услуг, оказанных специализированной службой, определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона N 8-ФЗ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет различных источников.
При погребении умерших, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности стоимость услуг подлежит возмещению за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (абзац 5 пункта 3 статьи 9 Федерального закона N 8-ФЗ).
Пункт 2 статьи 1 Федерального закона N 8-ФЗ устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего. Услуги по погребению являются мерой социальной защиты граждан, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в том числе, предоставление материальной и иной помощи для погребения.
Оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь указанными выше положениями законов, суды первой и апелляционной инстанций признали доказанным факт несения истцом затрат на погребение невостребованных умерших в предъявленном размере, в связи с чем пришли к выводу об удовлетворении иска за счет средств субъекта.
Довод заявителя кассационной жалобы о привлечении министерства социального развития к участию в качестве лица, представляющего интересы Иркутской области в суде, не может быть принят судом кассационной инстанции во внимание, поскольку в рамках данного спора отсутствуют доказательства того, что в Законе Иркутской области от 11.12.2013 N 113-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в качестве главного распорядителя денежных средств, направленных на компенсацию расходов по погребению невостребованных граждан в спорный период времени, определено министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Министерство финансов Иркутской области в данном случае выступает в судебном процессе от имени ответчика - публичного образования Иркутской области в порядке, определенном статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, оцененным судами по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, указанных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 августа 2018 года по делу N А19-13974/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 2 статьи 1 Федерального закона N 8-ФЗ устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего. Услуги по погребению являются мерой социальной защиты граждан, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в том числе, предоставление материальной и иной помощи для погребения.
...
Министерство финансов Иркутской области в данном случае выступает в судебном процессе от имени ответчика - публичного образования Иркутской области в порядке, определенном статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 апреля 2019 г. N Ф02-980/19 по делу N А19-13974/2017
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-980/19
18.12.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5368/18
08.08.2018 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-13974/17
06.08.2018 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-13974/17