город Иркутск |
|
15 апреля 2019 г. |
Дело N А69-1211/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Загвоздина В.Д., Кадниковой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винокуровой М. Ю.,
при содействии Арбитражного суда Республики Тыва (судья Ханды А. М., секретарь судебного заседания Артык-оол М. А.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Тыва представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва - Хаджиева Ф.А. (руководитель на основании приказа от 07.09.2015, служебное удостоверение),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 января 2019 года по делу N А69-1211/2018 Арбитражного суда Республики Тыва (суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Борисов Г.Н., Севастьянова Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Социальное партнерство" (ОГРН 1175476036416; ИНН 5402030357; г. Новосибирск; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - антимонопольный орган) о признании решений по жалобам N 05-05-06/30-18, N 05-05-06/31-18 о нарушении законодательства о контрактной системе незаконными и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи обязательного для исполнения государственным учреждением - Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва предписания о заключении дополнительных соглашений к государственному контракту N 42, заключенному по результатам электронного аукциона N 0212100001817000153; к государственному контракту N 43, заключенному по результатам электронного аукциона N 0212100001817000154, об изменении цены контракта с учетом предоставления преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 14 августа 2018 года заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 января 2019 года решение Арбитражного суда Республики Тыва от 14 августа 2018 года отменено в части восстановительной меры - возложения на антимонопольный орган обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества путем выдачи обязательного для исполнения предписания учреждению о заключении дополнительных соглашений к государственному контракту N 42, заключенному по результатам электронного аукциона N 0212100001817000153, к государственному контракту N 43, заключенному по результатам электронного аукциона N 0212100001817000154. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, антимонопольный орган обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Согласно доводам кассационной жалобы, судами неверно применены нормы материального и процессуального права; выводы судов о наличии оснований для предоставления обществу преимуществ, предусмотренных статьёй 29 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) и пунктом 2 Правил предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 341) (далее - Правила N 341), не обоснованы, поскольку обществом не доказано соответствие предъявляемым указанными нормами требованиям (наличие фактических трудовых отношений между обществом-работодателем и работниками-инвалидами, оплата труда работников-инвалидов в установленном указанными нормами размере); уплата страховых взносов за работников-инвалидов в государственные внебюджетные фонды обществом не осуществлялась; суд первой инстанции не дал оценку письмам уполномоченных органов в отношении общества, подтверждающих отсутствие у него в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 работающих инвалидов и выплат в их пользу; суд апелляционной инстанции основывал свои выводы на представленных обществом доказательствах, которые не были им представлены в при рассмотрении жалобы на действия заказчика и не могли быть исследованы антимонопольным органом; общество не представило заказчику документы, подтверждающие его соответствие требованиям статьи 29 Федерального закона N 44-ФЗ.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Поскольку постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 января 2019 года решение Арбитражного суда Республики Тыва от 14 августа 2018 года отменено в части, суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность указанного постановления апелляционного суда.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, учреждением 27.12.2017 на официальном сайте ЕИС в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0212100001817000153 на поставку в 2018 году подгузников для обеспечения детей-инвалидов (начальная (максимальная) цена контракта 1 047 800 рублей) и 29.12.2017 размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0212100001817000154 на поставку в 2018 году абсорбирующего белья (впитывающих пеленок) для обеспечения инвалидов (начальная (максимальная) цена контракта 1 056 300 рублей).
В документации об аукционах учреждение установило преимущества, предоставляемые участникам закупки, являющимся организациями инвалидов, в соответствии со статьей 29 Федерального закона N 44-ФЗ и Правил N 341.
Общество, предложившее наименьшую цену контракта и признанное победителем аукциона, представило декларацию, в которой подтвердило, что соответствует требованиям, установленным частью 2 статьи 29 Федерального закона N 44-ФЗ: уставный (складочный) капитал полностью состоит из вкладов Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны", среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 процентов, а доля оплаты инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25 процентов.
Учреждением проведена проверка достоверности продекларированных сведений общества, в связи с чем направлены запросы в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району г. Новосибирска, Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области, Филиал N 3 Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новосибирске.
Согласно представленным сведениям общество не имеет в составе работающих инвалидов; сумма выплат в пользу заявленных обществом работающих инвалидов за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 составляет 0 рублей.
На основании полученных сведений учреждение пришло к выводу о том, что обществом не подтверждено соответствие условиям статьи 29 Федерального закона N 44-ФЗ и Правил N 341 о среднесписочной численности инвалидов по отношению к другим работникам и доли оплаты инвалидов в фонде оплаты труда, на основании чего отказало в предоставлении преимуществ, установленных статьей 29 Федерального закона N 44-ФЗ.
В связи с отказом учреждения в предоставлении преимуществ при заключении государственных контрактов по результатам проведения вышеизложенных электронных аукционов, общество обратилось в антимонопольный орган с заявлениями (вх. N 462, 463 от 06.02.2018) о признании действий учреждения не законными и выдаче обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства при заключении государственного контракта по итогам электронного аукциона N 0212100001817000153 "Поставка в 2018 году подгузников для обеспечения детей-инвалидов", начальная (максимальная) цена контракта 1 047 800 рублей; государственного контракта по итогам электронного аукциона N 0212100001817000154 "Поставка в 2018 году абсорбирующего белья (впитывающих пеленок) для обеспечения инвалидов", начальная (максимальная) цена контракта: 1 056 300 рублей.
По итогам внеплановой документарной проверки антимонопольный орган решениями N 05-05-06/30-18, N 05-05-06/31-18 от 15.02.2018 признал жалобы общества необоснованными.
Не согласившись с указанными решениями антимонопольного органа, общество оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что общество имеет право на предоставление ему преимуществ при определении цены государственных контрактов, поскольку соответствует критериям, установленным частью 2 статьи 29 Федерального закона N 44-ФЗ.
Третий арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемые решения антимонопольного органа не соответствуют требованиям закона и нарушают права и законные интересы общества, однако не согласился с выбранной судом первой инстанции восстановительной мерой, указав на отсутствие у антимонопольного органа в рассматриваемом случае полномочий на выдачу предписаний.
В силу положений главы 24 АПК РФ требования об оспаривании решений антимонопольного органа могут быть удовлетворены при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данных актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими актами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Установив совокупность указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии со статьёй 29 Федерального закона N 44-ФЗ организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в части 3 настоящей статьи (часть 1). Действие настоящей статьи распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов (часть 2). При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки (часть 3).
Порядок предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 процентов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в соответствии с утвержденным перечнем товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, определяется Правилами N 341.
Действие настоящих Правил распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80 процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25 процентов (пункт 2 Правил N 341).
В силу пунктов 3, 4 Правил N 341 для получения преимущества участник закупки, являющийся организацией инвалидов, наряду с документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, заявляет в произвольной форме свое соответствие критериям, установленным частью 2 статьи 29 Федерального закона N 44-ФЗ. Организация инвалидов, признанная победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), представляет заказчику требование, составленное в произвольной форме, о предоставлении преимуществ, установленных в соответствии со статьей 29 Федерального закона N 44-ФЗ.
Руководствуясь вышеизложенными нормами права, а также положениями статьи 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статей 7, 8, 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", статей 50, 90 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что предоставляемые статьей 29 Федерального закона N 44-ФЗ преимущества распространяются и на организации, созданные в форме обществ с ограниченной ответственностью, при условии подтверждения такими организациями соответствия их необходимым критериям.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе: заявки общества на участие в электронных аукционах N 0212100001817000153, 0212100001817000154; протоколы рассмотрения заявок; выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении общества; сведения о среднесписочной численности работников общества за предшествующий календарный год (форма по КНД 1110018); трудовые договоры Ждановой Е.А. и Головачева А.Н.; справки об инвалидности Ждановой Е.А. и Головачева А.Н.; расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 2017 год (форма 4-ФСС); сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2017 год (форма ОДВ-1); сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М) за период с апреля 2017 года по январь 2018 года; расчет по страховым взносам (форма КНД 1151111); выписку по лицевому счету общества за период с 16.04.2017 по 19.04.2018; расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расходам на выплату страхового обеспечения за 1 квартал 2018 года, апелляционный суд обоснованно установил, что общество, уставный капитал которого полностью состоит из вклада общероссийской общественной организации инвалидов - Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны", полностью соответствует требованиям части 2 статьи 29 Федерального закона N 44-ФЗ. В частности, в обществе всего трудоустроено четыре сотрудника, двое из которых являются инвалидами (Жданова Е.А. и Головачев А.Н., что составляет 50% от среднесписочной численности работников общества), а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда общества составила 50%, что больше установленного минимального уровня.
При таких обстоятельствах у антимонопольного органа отсутствовали основания для признания жалоб общества на действия государственного заказчика (учреждения) необоснованными, и, следовательно, оспариваемые обществом решения правомерно признаны судом апелляционной инстанции незаконными.
Кроме того, правильными являются выводы Третьего арбитражного апелляционного суда об отсутствии у антимонопольного органа правомочий по выдаче учреждению предписаний о заключении дополнительных соглашений к государственным контрактам, в связи с чем решение суда первой инстанции в части примененной восстановительной меры отменено правомерно.
Доводы антимонопольного органа, также заявленные в кассационной жалобе, о том, что факт наличия фактических трудовых отношений между обществом (работодателем) и работниками-инвалидами в рассматриваемом случае не подтвердился сведениями уполномоченных органов, являлись предметом судебного исследования, получили соответствующую правовую оценку и были верно отклонены как несостоятельные.
Иные доводы кассационной жалобы также не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебного акта и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях, а также ввиду отсутствия нарушений апелляционным судом норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 января 2019 года по делу N А69-1211/2018 Арбитражного суда Республики Тыва оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе: заявки общества на участие в электронных аукционах N 0212100001817000153, 0212100001817000154; протоколы рассмотрения заявок; выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении общества; сведения о среднесписочной численности работников общества за предшествующий календарный год (форма по КНД 1110018); трудовые договоры Ждановой Е.А. и Головачева А.Н.; справки об инвалидности Ждановой Е.А. и Головачева А.Н.; расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 2017 год (форма 4-ФСС); сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2017 год (форма ОДВ-1); сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М) за период с апреля 2017 года по январь 2018 года; расчет по страховым взносам (форма КНД 1151111); выписку по лицевому счету общества за период с 16.04.2017 по 19.04.2018; расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расходам на выплату страхового обеспечения за 1 квартал 2018 года, апелляционный суд обоснованно установил, что общество, уставный капитал которого полностью состоит из вклада общероссийской общественной организации инвалидов - Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны", полностью соответствует требованиям части 2 статьи 29 Федерального закона N 44-ФЗ. В частности, в обществе всего трудоустроено четыре сотрудника, двое из которых являются инвалидами (Жданова Е.А. и Головачев А.Н., что составляет 50% от среднесписочной численности работников общества), а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда общества составила 50%, что больше установленного минимального уровня."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 апреля 2019 г. N Ф02-889/19 по делу N А69-1211/2018
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1973/20
27.02.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-8578/19
15.04.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-889/19
23.01.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5699/18
14.08.2018 Решение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-1211/18