город Иркутск |
|
16 апреля 2019 г. |
Дело N А58-6514/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кушнаревой Н.П.,
судей: Белоножко Т.В., Бурковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Нерюнгринской районной администрации на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2018 года по делу N А58-6514/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 декабря 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Федорова М.И., суд апелляционной инстанции: Юдин С.И., Капустина Л.В., Скажутина Е.Н.),
установил:
муниципальное образование "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия) в лице Нерюнгринской районной администрации (далее - администрация района) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к администрации муниципального образования "город Нерюнгри" Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности принять в собственность 23 квартиры, расположенные в доме по адресу:
г. Нерюнгри, ул. Чурапчинская, 7, сохранить право найма передаваемых жилых помещений за проживающими в них гражданами путем заключения соответствующих договоров.
Определением суда от 08 ноября 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, привлечены: Холмогоров А.С., Иванов Ю.Н., Русакова Г.О., Артеменко Т.Г., Сидоренко О.Г., Бородий Л.Н., Ярова Ю.А., Нимаева Б.В., Кузьмина З.В., Аригунова В.Б., Лира Т.А., Богачев В.А., Чикмарева А.В., Григоращук С.А., Равдугина Ю.В., Бражникова Ю.А., Попов А.И., Маратканова Е.В., Решетникова Е.Ю., Казанбиева А.М., Батожапова Д.Ж., Оглоблина Н.Б.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 декабря 2018 года, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация района обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права просит их отменить, исковые требования удовлетворить либо направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды не учли, что спорные жилые помещения, находящиеся на территории муниципального образования "город Нерюнгри", в соответствии с действующим законодательством предназначены исключительно для решения вопросов местного значения указанного городского поселения и в этой связи не могут находиться в собственности истца. Несогласие ответчика на принятие квартир в собственность не может носить произвольный характер и являться безусловным основанием для отказа в удовлетворении иска. Судами допущены существенные нарушения норм процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик считает доводы истца несостоятельными, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции - законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, муниципальное образование "Нерюнгринский район" является собственником квартир N N 2-24, расположенных по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, ул. Чурапчинская, 7.
Письмом от 15 февраля 2017 года N З-КЗиИО/627 администрация района предложила администрации города согласовать перечень имущества, подлежащего безвозмездной передаче в собственность муниципального образования "город Нерюнгри", включив в него указанные выше квартиры.
В ответном письме от 01 марта 2017 года ответчик сообщил истцу о необходимости представить правоустанавливающие документы на передаваемые объекты.
Во исполнение указанных требований 09 марта 2017 года администрация района направила ответчику запрашиваемые документы.
Письмом от 20 марта 2017 года ответчик отказался принять жилые помещения в собственность в связи с тем, что дом подлежит капитальному ремонту.
05 апреля 2017 года истец повторно предложил ответчику принять спорные объекты в собственность.
Письмами от 28 апреля и 08 июня 2017 года ответчик вновь отказал истцу в принятии жилых помещений в собственность.
Обращаясь в суд с настоящим иском, администрация района указала, что в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" спорные квартиры не могут находиться в собственности муниципального района и согласно пункту 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закону Республики Саха (Якутия) от 22 июля 2008 года N 590-З N 71-IV подлежат безвозмездной передаче в собственность муниципального образования "город Нерюнгри", которое необоснованно отказалось их принять.
Суд первой инстанции, установив, что спорное имущество не находится в аварийном состоянии, в иске отказал, сославшись на то, что обязанность принять его в муниципальную собственность возникает на основании решения федерального органа исполнительной власти.
Суд апелляционной инстанции признал ошибочными выводы о необходимости наличия решения федерального органа исполнительной власти для передачи имущества в муниципальную собственность, однако оставил решение суда без изменения, указав, что спорные жилые помещения могут находиться как в собственности муниципального района, так и в собственности городского поселения; отсутствие согласия ответчика на принятие названных квартир является препятствием для их передачи.
Между тем судами первой и апелляционной инстанций не учтено следующее.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Статьей 14 упомянутого Федерального закона к вопросам местного значения городского поселения отнесены обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
При этом из содержания статьи 15 Федерального закона следует, что названные вопросы не относятся к компетенции муниципального района.
Таким образом, решение вопросов, связанных с обеспечением проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организацией строительства и содержания муниципального жилищного фонда, отнесено к исключительной компетенции органов местного самоуправления городских поселений. Поэтому именно в собственности городских поселений должны находиться жилые помещения необходимые для решения данных вопросов.
В этой связи вывод суда апелляционной инстанции о том, что спорные жилые помещения могут находиться в собственности истца (муниципального района) противоречит приведенным нормам Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями, в целях обеспечения выполнения требований Закона N 131-ФЗ определен пунктом 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
В соответствии с указанным пунктом разграничение имущества осуществляется между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Закона N 131-ФЗ видами имущества.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу.
Перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иного имущества утверждаются правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче или принятию имущества, в установленный срок после вступления в силу правового акта субъекта Российской Федерации передают или принимают имущество в муниципальную собственность, их уполномоченные лица подписывают передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность.
Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящей частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.
Законом Республики Саха (Якутия) от 22 июля 2008 года N 590-З N 71-IV "О перечне имущества, находящегося в муниципальной собственности, подлежащего безвозмездной передаче между муниципальными районами, городскими, сельскими поселениями, городскими округами в Республике Саха (Якутия)" (далее - Закон Республики Саха (Якутия) N590-З N 71-IV) установлен перечень документов, необходимых для составления перечня имущества, находящегося в муниципальной собственности, подлежащего безвозмездной передаче между муниципальными районами, городскими, сельскими поселениями, городскими округами, порядок согласования перечня указанного имущества и порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти Республики Саха (Якутия), а также определен момент возникновения права собственности на передаваемое имущество.
Согласно статье 1 Закона Республики Саха (Якутия) N 590-З N 71-IV разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, городскими, сельскими поселениями, городскими округами осуществляется распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) на основании согласованных предложений органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
В силу статьи 3 указанного Закона уполномоченный в соответствии с уставом муниципального образования орган местного самоуправления составляет перечень передаваемого имущества и направляет его на согласование в уполномоченный в соответствии с уставом муниципального образования орган местного самоуправления, осуществляющий согласование указанного перечня. Уполномоченный в соответствии с уставом муниципального образования орган местного самоуправления, которому направлен перечень передаваемого имущества, рассматривает и согласовывает его в месячный срок со дня поступления в порядке, установленном уставом соответствующего муниципального образования. Отказ в согласовании оформляется письмом уполномоченного в соответствии с уставом муниципального образования органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования с обязательным указанием несогласованного имущества и с обоснованием отказа в согласовании, мотивированным согласно статье 50 N 131-ФЗ.
В соответствии со статьей 4 названного Закона уполномоченный в соответствии с уставом муниципального образования орган местного самоуправления, осуществляющий передачу имущества, обязан его передать, а уполномоченный в соответствии с уставом муниципального образования орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) в трехмесячный срок после вступления его в силу (в соответствии с передаточным актом).
Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия), которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, городскими, сельскими поселениями, городскими округами. Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим законом, возникает с даты подписания передаточного акта или с даты утверждения передаточного акта в одностороннем порядке.
С учетом названных норм правильными являются суждения суда апелляционной инстанции об ошибочности выводов нижестоящего суда о том, что обязанность принять объект в муниципальную собственность возникает на основании решения федерального органа исполнительной власти. В рассматриваемом случае судом первой инстанции не учтено, что разграничение имущества осуществлялось между муниципальными образованиями без участия органов государственной власти, а постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года N 374 к спорным правоотношениям не применимо.
В то же время суд апелляционной инстанции пришел к выводу о несоблюдении порядка передачи имущества из муниципальной собственности муниципального района в собственность городского поселения, сославшись на отсутствие согласия ответчика принять спорное имущество в собственность.
Как отмечено выше, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и поселениями осуществляется на основании согласованных предложений органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в определениях от 07 декабря 2006 года N 542-О, 04 декабря 2007 года N 828-О-П и 7 февраля 2012 года N 234-О-Р, и применимых к настоящему делу, положения части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества, предполагают соблюдение определенной процедуры, которая проводится в результате согласованных действий сторон с учетом волеизъявления органа местного самоуправления. Согласование позиций органов должно осуществляться с учетом финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения. При этом арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
Статьей 3 Закона N 590-З N 71-IV определено, что отказ в согласовании оформляется письмом уполномоченного в соответствии с уставом муниципального образования органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования с обязательным указанием несогласованного имущества и с обоснованием отказа в согласовании, мотивированным согласно статье 50 Закона N 131-ФЗ.
Таким образом, решение органа местного самоуправления об отказе согласования передачи имущества не должно быть произвольным и препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом. В таком случае обоснованность отказа подлежит судебной проверке, что прямо предусмотрено действующим законодательством.
Однако суды не учли приведенную правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации и в нарушение статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) N 590-З N 71-IV не оценили правомерность отказа ответчика в принятии спорного имущества в собственность. Суд первой инстанции отклонил доводы ответчика об аварийном состоянии передаваемого имущества, однако мотивов в обоснование такого вывода в решении не привел.
Поскольку судебные акты, принятые по результатам рассмотрения настоящего спора, не отвечают требованиям процессуального законодательства, судами допущена неполнота исследования фактических обстоятельств спора, не дана оценка всем представленным в материалы дела документам, решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2018 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 декабря 2018 года на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, полно и всесторонне исследовать обстоятельства дела, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценить представленные сторонами доказательства, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2018 года по делу N А58-6514/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 декабря 2018 года по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Кушнарева |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в определениях от 07 декабря 2006 года N 542-О, 04 декабря 2007 года N 828-О-П и 7 февраля 2012 года N 234-О-Р, и применимых к настоящему делу, положения части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества, предполагают соблюдение определенной процедуры, которая проводится в результате согласованных действий сторон с учетом волеизъявления органа местного самоуправления. Согласование позиций органов должно осуществляться с учетом финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения. При этом арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
Статьей 3 Закона N 590-З N 71-IV определено, что отказ в согласовании оформляется письмом уполномоченного в соответствии с уставом муниципального образования органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования с обязательным указанием несогласованного имущества и с обоснованием отказа в согласовании, мотивированным согласно статье 50 Закона N 131-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 апреля 2019 г. N Ф02-906/19 по делу N А58-6514/2017
Хронология рассмотрения дела:
13.08.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6926/17
02.12.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4934/20
30.07.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6926/17
20.11.2019 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-6514/17
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-6514/17
04.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-6514/17
16.04.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-906/19
19.12.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6926/17
29.06.2018 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-6514/17
14.12.2017 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6926/17