город Иркутск |
|
18 апреля 2019 г. |
N А10-4812/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей: Белоножко Т.В., Соколовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зейналовой Р.А.,
при участии представителей от истца - Адактуевой Светланы Петровны (доверенность от 21.03.2019), от ответчика - Селиной Елены Викторовны (доверенность от 09.01.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия кассационную жалобу Администрации города Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 октября 2018 года по делу N А10-4812/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции: Мантуров В.С., апелляционный суд: Скажутина Е.Н., Капустина Л.В., Юдин С.И.),
установил:
Администрация г. Улан-Удэ (ОГРН 1020300979192, ИНН 0323076085) обратилась в арбитражный суд с иском к Республике Бурятия в лице Министерства финансов по Республике Бурятия (ОГРН 1020300967257, ИНН 0323054892) о взыскании 2 216 292 рублей убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований по предмету спора, привлечена Приспешкина Наталья Васильевна.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 октября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2019 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых по делу судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права (статей 13, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По мнению подателя кассационной жалобы обеспечение жильем лиц, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (Республики Бурятия).
Ответчик отклонил доводы кассационной жалобы, указав на их несостоятельность (письменный отзыв от 06.03.2019).
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель ответчика их отклонил и просил оставить принятые судебные акты без изменения.
Третье лицо отзыв на жалобу не представило, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлено в соответствии с требованиями статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, распоряжениями Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от 14.03.2017 N 268 и от 06.07.2017 N 817 Приспешкина Н.В. и ее дочь (инвалид) приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 14.09.2017 по делу N 2-2647/2017 на Администрацию г. Улан-Удэ возложена обязанность предоставить Приспешкиной Н.В. на состав семьи 2 человека во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение. Определением суда от 19.03.2018 изменен способ и порядок исполнения решения от 14.09.2017 путем взыскания с Администрации г. Улан-Удэ в пользу Приспешкиной Н.В. денежных средств в размере 2 216 292 рубля.
Указанные судебные акты исполнены. Администрация г. Улан-Удэ перечислила 2 216 292 рубля на приобретение жилого помещения Приспешкиной Н.В., дочь которой страдает заболеванием, включенными в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 (далее - Перечень N 378).
Полагая, что выплаченные на приобретение жилья денежные средства являются для органа муниципального образования убытками, которые подлежат взысканию с казны субъекта Российской Федерации, истец обратился в суд с настоящими иском.
Суд первой инстанции признал иск необоснованным.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Между тем вывод арбитражных судов о том, что расходы на исполнение решений суда общей юрисдикции должны осуществляться именно за счет средств местного бюджета, не основаны на нормах права.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди (пункт 4 части 1 статьи 51, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Перечень N 378).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Из анализа статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, разъяснений, приведенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Отнесение указанных расходов к расходным обязательствам муниципального образования противоречит статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2015 года N 309-ЭС15-11321 и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом 13.04.2016 (вопрос 12).
В рассматриваемом случае основанием для понуждения Администрации предоставить семье Приспешкиных жилое помещение, а впоследствии выплатить денежные средства на приобретение жилья, послужил факт наличия у ребенка тяжелых хронических заболеваний, попадающих под перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание членов семьи в одной квартире.
Учитывая установленные обстоятельства и вышеприведенное законодательство, фактически понесенные истцом расходы подлежат возмещению за счет Республики Бурятия в лице Министерства финансов как уполномоченного лица.
Довод ответчика о том, что семья инвалида не подпадает под действие Закона N 181-ФЗ, не принимается судом кассационной инстанции во внимание, поскольку действующее жилищное законодательство не запрещает принятие граждан-инвалидов, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2016 N 16-КГ16-35.
Поскольку судами неправильно применены нормы материального права, обжалуемые судебные акты на основании пункта 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует определить размер убытков, с учетом установленного принять законное и обоснованное решение, распределить между сторонами судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 октября 2018 года по делу N А10-4812/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2019 года по тому же делу отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из анализа статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, разъяснений, приведенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Отнесение указанных расходов к расходным обязательствам муниципального образования противоречит статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
...
Довод ответчика о том, что семья инвалида не подпадает под действие Закона N 181-ФЗ, не принимается судом кассационной инстанции во внимание, поскольку действующее жилищное законодательство не запрещает принятие граждан-инвалидов, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2016 N 16-КГ16-35."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 апреля 2019 г. N Ф02-1123/19 по делу N А10-4812/2018