город Иркутск |
|
18 апреля 2019 г. |
Дело N А78-11896/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Левошко А.Н., Новогородского И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кулик А.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Забайкальского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Алферова Д.Е., при ведении протокола отдельного процессуального действия помощником судьи Шумаковой Л.М.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Забайкальского края представителя публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" Обуховой О.В. (доверенность от 10.12.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 октября 2018 года по делу N А78-11896/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции: Колосова Л.А.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (г. Чита, ИНН: 2460069527, ОГРН: 1052460054327, далее - ПАО "МРСК Сибири", общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к администрации муниципального района "Борзинский район" (далее - администрация), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (далее - Управление Росреестра по Забайкальскому краю, Управление) о признании незаконными действий администрации и Управления по снятию с кадастрового учета земельных участков N 75:04:160113:314, N 75:04:160113:315, расположенных по адресу: Забайкальский край, Борзинский район, г. Борзя, и об обязании Управления Росреестра по Забайкальскому краю внести изменения в Едином государственном реестре недвижимости о земельных участках N 75:04:160113:314, N 75:04:160113:315, расположенных по адресу: Забайкальский край, Борзинский район, г. Борзя, в части статуса сведений с "аннулированные" на статус "актуальные".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата).
Протокольным определением Арбитражного суда Забайкальского края от 03 октября 2018 года судом приняты уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество просит признать незаконными действия, выразившиеся в подаче заявления о снятии с кадастрового учета земельных участков N 75:04:160113:314, N 75:04:160113:315, незаконными действия Управления Росреестра по Забайкальскому краю по снятию с кадастрового учета земельных участков N 75:04:160113:314, N 75:04:160113:315, расположенных по адресу: Забайкальский край, Борзинский район, г. Борзя, незаконным решения ФГБУ "ФКП Росреестра" N 75/12-13254 от 25.06.2012 и об обязании Управления Росреестра внести изменения в Едином государственном реестре недвижимости о земельных участках N 75:04:160113:314, N 75:04:160113:315, расположенных по адресу: Забайкальский край, Борзинский район, г. Борзя, в части статуса сведений с "аннулированные" на статус "актуальные".
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 23 октября 2018 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными действия администрации, выразившиеся в подаче заявления о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 75:04:160113:314 и 75:04:160113:315 как не соответствующие Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ (здесь и далее в действовавшей редакции).
Признано незаконным решение ФГБУ "ФКП Росреестра" N 75/12-13254 от 25.06.2012 как не соответствующее Федеральному закону N 221-ФЗ.
На Управление Росреестра по Забайкальскому краю возложена обязанность восстановить в Государственном кадастре недвижимости аннулированные сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 75:04:160113:315 и 75:04:160113:314, расположенные по адресу: Забайкальский край, Борзинский район, г. Борзя.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2019 года решение суда от 23 октября 2018 года в обжалуемой ФГБУ "ФКП Росреестра" части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" ставит вопрос о проверке законности судебных актов в части признания незаконным его решения N 75/12-13254 от 25.06.2012 в связи с неправильным истолкованием судами норм материального права; выражает несогласие с выводами судов о том, что спорные земельные участки не могли быть в данном случае сняты с кадастрового учёта; полагает, что заявитель кассационной жалобы при принятии оспариваемого решения непосредственно руководствовался положениями части 5 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ, допускающими в совокупности с частью 1 статьи 25 Закона возможность исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о "временных" земельных участках; просит в обжалуемой части судебные акты отменить, принять в отменённой части новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу ПАО "МРСК Сибири" полагает её доводы необоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ПАО "МРСК Сибири" считает судебные акты законными и обоснованными.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между ПАО "МРСК Сибири" (арендатор) и администрацией (арендодатель) заключены договоры аренды земельных участков N 94 и N 95 от 03.05.2012, согласно которым предметом договоров является предоставление арендатору для размещения объектов энергетики (производственная база) из земель населенных пунктов земельных участков с кадастровыми номерами 75:04:160113:315 и 75:04:160113:314, расположенных по адресу: Забайкальский край, г. Борзя, сроком до 30.03.2032.
В целях заключения вышеназванных договоров аренды земельные участки поставлены на кадастровый учет, что подтверждается кадастровыми паспортами N 75/202/12-466 от 12.01.2012 и N 75/202/12-465 от 12.01.2012.
В адрес ПАО "МРСК Сибири" от администрации поступило письмо N 3878 о необходимости заключения дополнительных соглашений к договорам аренды в связи с новой кадастровой оценкой земель.
В процессе заключения дополнительных соглашений письмом N 332 от 02.02.2018 администрация известила общество о необходимости представления выписок из ЕГРП, содержащих сведения о земельных участках, для дальнейшего расчета арендной платы и подготовки дополнительных соглашений, так как на государственном кадастровом учете данные земельные участки отсутствуют.
На запрос ПАО "МРСК Сибири" администрация письмом N 5-120/4 от 30.05.2018 сообщила, что основания снятия и мотивы действия сотрудника администрации, подавшей заявление о снятии с кадастрового учета земельных участков, в отношении которых заключены договоры аренды, администрации пояснить не может в связи с увольнением указанного сотрудника.
ПАО "МРСК Сибири" оспорило действия администрации в Арбитражном суде Забайкальского края и в ходе судебного разбирательства обществу стало известно о наличии решения органа кадастрового учета от 25.06.2012 375/12-13/254 о снятии с учета объектов недвижимости, в связи с чем общество дополнило заявление в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суды двух инстанций правомерно восстановили срок на оспаривание упомянутых выше действий администрации и признали соблюдённым срок для оспаривания решения ФГБУ "ФКП Росреестра", поскольку общество узнало о данном решении 2012 года только 14.09.2018.
При этом суды верно исходили из следующих фактических обстоятельств дела.
Администрацией постановлением N 1133 от 26.07.2011 "Об образовании земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 75:04:160113:4 и входящих в его состав земельных участков с кадастровыми номерами 75:04:160113:2 и 75:04:160113:3" образованы и поставлены на кадастровый учет земельные участки N75:04:160113:314, площадью 25310+/-56 кв.м. и N75:04:160113:315, площадью 4186+/-23 кв.м. для размещения объектов энергетики.
Заключенные между администрацией и обществом договоры аренды N 94 и N 95 от 03.05.2012 зарегистрированы в установленном законом порядке.
Кроме того, обществом представлены свидетельства о государственной регистрации права на объекты недвижимости, расположенные на вышеназванных земельных участках.
При этом администрация обратилась с заявлением о снятии с кадастрового учета спорных земельных участков, сведения о которых носили временный характер.
Орган кадастрового учета по данному заявлению в 2012 году исключил сведения о земельных участках из государственного кадастра недвижимости.
Частью 1 статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ было предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер.
Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ такие сведения до утраты ими в установленном Законом о кадастре порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
К таким сведениям применялись правила, установленные частью 4 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ, в соответствии с которыми внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Как установили суды, оценивая представленные в материалы дела доказательства (материалы кадастровых дел в отношении спорных земельных участков), на момент обращения 20.06.2012 администрации с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков сведения о них, внесенные в государственный кадастр недвижимости, имели статус временных.
Суды пришли к мотивированным выводам о том, что администрация, совершая оспариваемые действия, зная о заключении с обществом договоров аренды, получая добросовестное исполнение от заявителя арендных обязательств, не могла не знать, что исключение органом государственного кадастрового учета на основании части 4 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ сведений о земельных участках, в отношении которых заключены договоры аренды, повлечет снятие с государственного кадастрового учета и прекращение их существования как объектов гражданских правоотношений, а следовательно, как предмета договора аренды, и, соответственно, возникновение безусловного основания для прекращения действия указанных договоров аренды в части передачи в аренду земельных участков, сведения о которых аннулированы.
В силу правовых позиций, изложенных в пункте 26 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, суд может признать незаконным аннулирование и исключение временных сведений из государственного кадастра недвижимости по заявлению органа государственной власти или местного самоуправления, если будет установлено, что такое исключение сведений осуществлено с целью воспрепятствовать третьему лицу в оформлении права на земельный участок.
Выводы судов о незаконности указанных выше действий администрации последней в судах апелляционной и кассационной инстанций не обжаловались.
Решение ФГБУ "ФКП Росреестра" N 75/12-13254 от 25.06.2012 основано на незаконных действиях администрации, в связи с чем как вытекающее из этих действий правомерно было признано судами незаконным.
Кроме того, суды применительно к решению ФГБУ "ФКП Росреестра" не согласились с его доводами о том, что у уполномоченного органа на момент принятия оспариваемого решения имелись основания для снятия спорных земельных участков с учёта, что следует из статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Правило, содержащееся в диспозиции части 5 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ подлежало применению в совокупности с иными положениями Закона о кадастре, в частности в соответствии с частью 2 статьи 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
В силу части 6 статьи 27 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Федерального закона N 221-ФЗ особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Судами по настоящему делу не установлено, что спорные земельные участки являлись преобразуемыми, в связи с суды правомерно признали, что решение о снятии земельных участков с кадастрового учета принято ФГБУ "ФКП Росреестра" в отсутствие к тому правовых оснований, так как необходимость аннулирования и исключения из ЕГРН временных сведений о спорных объектах недвижимости до истечения двухгодичного срока отсутствовала.
Правовой подход заявителя кассационной жалобы основан на ином толковании приведённого законодательства и не отменяет правильные по существу выводы судов о том, что у ФГБУ "ФКП Росреестра" при установленных обстоятельствах не имелось правовых и фактических оснований для аннулирования сведений о земельных участках.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 октября 2018 года по делу N А78-11896/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правило, содержащееся в диспозиции части 5 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ подлежало применению в совокупности с иными положениями Закона о кадастре, в частности в соответствии с частью 2 статьи 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
В силу части 6 статьи 27 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Федерального закона N 221-ФЗ особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 апреля 2019 г. N Ф02-1330/19 по делу N А78-11896/2018