город Иркутск |
|
25 апреля 2019 г. |
Дело N А74-13029/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу некоммерческой организации "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 октября 2018 года по делу N А74-13029/2018 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 января 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Зайцева Н.М.; суд апелляционной инстанции: Юдин Д.В., Борисов Г.Н., Севастьянова Е.В.),
установил:
некоммерческая организация "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (ИНН 1901101327, ОГРН 1131900000704, далее - фонд) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с требованием к Управлению Федерального казначейства по Республике Хакасия (ИНН 1901020149, ОГРН 1021900538076, далее - управление, УФК по РБ) о признании недействительными пункта 2 предписания от 28.06.2018 N 80-11-99/18-16-24 и пункта 2 представления от 28.06.2018 N 80-11-99/18-16-23.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 октября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 января 2019 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, фонд обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Как следует из кассационной жалобы, судами не учтено, что в период начисления процентов за пользование денежными средствами спорные денежные средства, находящиеся на счете, счетах регионального оператора, к средствам фонда капитального ремонта не относились и источником его образования не являлись; спорные денежные средства являются дополнительным доходом регионального оператора и могут использоваться им на собственные нужды; проценты, начисленные банком за пользование денежных средств, находящиеся на счете регионального оператора, фактически получены не от собственников помещений в многоквартирных домах, к общему имуществу собственников не относятся, их происхождение производно от имущества регионального оператора.
Управление отзыв на кассационную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам выездной проверки использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта у региональных операторов в 2017 году, управлением в действиях фонда установлены нарушения бюджетного законодательства в связи с использованием процентов, полученных за размещение средств собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Фонду выдано предписание от 28.06.2018 N 80-11-99/18-16-24, в пункте 2 которого указано на нарушение части 1 статьи 174, статьи 177, части 3 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 3.6, 3.7, 6.2.3.8 Устава фонда, выразившееся в неправомерном расходовании со счета фонда капитального ремонта остатка процентов, полученных за размещение средств собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, на расходы, не связанные с проведением капитального ремонта. Нарушение в денежном выражении (причиненный ущерб) составило 2 461 416 рублей 79 копеек.
В соответствии с указанным предписанием фонд в срок не позднее 120 дней с даты его получения обязан устранить нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения - возместить остаток процентов, полученных за размещение средств собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в общей сумме 2 461 416 рублей 79 копеек.
Согласно вынесенного представления от 28.06.2018 N 80-11-99/18-16-23, в пункте 2 которого указано на нарушение фондом части 1 статьи 174, статьи 177, части 3 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 3.6, 3.7, 6.2.3.8 Устава фонда, выразившееся в неправомерном расходовании со счета фонда капитального ремонта остатка процентов, полученных за размещение средств собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, на расходы, не связанные с проведением капитального ремонта. В представлении содержится требование о рассмотрении информации об указанных в нем нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также о принятии мер к устранению причин и условий совершения нарушения в срок на позднее 30 дней с даты получения представления, о результатах исполнения проинформировать управление не позднее 3 рабочих дней с даты исполнения представления.
Полагая, что пункты 2 предписания и представления нарушают его права и законные интересы, фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды двух инстанций, отказывая фонду в удовлетворении его требований, исходили из того, что оспариваемые пункты предписания и представления выданы управлением в пределах предоставленных ему полномочий при наличии законных оснований.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
В рамках спорных правоотношений контрольные полномочия УФК, их реализация определены положениями статей 265, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о Федеральном казначействе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703), Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092).
Фонд является специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете (часть 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.
В силу частей 2 и 3 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации имущество регионального оператора используется для выполнения его функций в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается. Региональный оператор вправе размещать временно свободные средства фонда капитального ремонта, формируемого на счете регионального оператора, в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным статьей 176 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. При этом доходы, полученные от размещения временно свободных средств, могут использоваться только в целях, указанных в части 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации функциями регионального оператора являются: аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета.
Согласно уставу фонда, утвержденному постановлением Правительства Республики Хакасия от 17.09.2013 N 513, фонд является некоммерческой организацией, осуществляет соответствующие функции в целях проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов: аккумулирует взносы на капремонт, для чего открывает на свое имя счета; является техническим заказчиком работ по капитальному ремонту, финансирует расходы на капремонт общего имущества в домах в пределах средств фонда капремонта с привлечением средств из иных источников, в том числе из областного бюджета; управляет временно свободными денежными средствами на счетах (пункты 1.1, раздел 2 Устава).
В пункте 3.4. Устава указано, что средства, полученные фондом от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах фонда, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов фонда, не допускается.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 31.10.2014 между фондом и открытым акционерным обществом "Сбербанк России" заключен договор об открытии региональным оператором счета, счетов для аккумулирования взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора. Пунктом 3.11 договора предусмотрено начисление годового процента на сумму неснижаемого остатка на счете и годового процента на среднемесячный остаток на счете.
Протоколом заседания правления фонда от 27.05.2016 N 10 (пункт 4) утверждена смета расходов фонда на 2016 год в объеме ассигнований 27 699 436 рублей 09 копеек, из которых 22 134 000 рублей - средства республиканского бюджета Республики Хакасия, 5 565 436 рублей 09 копеек - внебюджетные средства (проценты, начисляемые публичным акционерным обществом "Сбербанк России" на имущество регионального оператора и средства, образовавшиеся от ненадлежащего исполнения договоров подряда). Определено использовать внебюджетные средства на уплату налога на прибыль, а также ведение судебной работы в отношении неплательщиков (государственная пошлина для направления исков).
Протоколом заседания правления фонда от 06.07.2016 N 11 (пункт 7) определены цели расходования средств, образовавшихся в результате исполнения условий договора по открытию и ведению счетов регионального оператора в публичном акционерном обществе "Сбербанк" в сумме 3 528 584 рублей 52 копейки на статью - печать и доставка платежных документов.
Факт использования дохода в виде процентов от размещения полученных от собственников помещений многоквартирных домов средств, на счете в кредитной организации на цели, не связанные с осуществлением капитального ремонта в этих многоквартирных домах, подтверждается материалами дела и по существу фондом не оспаривается.
Исходя из изложенного и учитывая единую правовую природу всех денежных средств, образующих фонд капитального ремонта, суды обоснованно пришли к выводу о том, что проценты, начисленные банком по договору, являются средствами фонда капитального ремонта, в связи с этим их расходование на осуществление финансово-хозяйственных расходов противоречит положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, отказав в удовлетворении заявленных фондом требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
Расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 октября 2018 года по делу N А74-13029/2018 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 января 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации функциями регионального оператора являются: аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета.
...
Факт использования дохода в виде процентов от размещения полученных от собственников помещений многоквартирных домов средств, на счете в кредитной организации на цели, не связанные с осуществлением капитального ремонта в этих многоквартирных домах, подтверждается материалами дела и по существу фондом не оспаривается.
Исходя из изложенного и учитывая единую правовую природу всех денежных средств, образующих фонд капитального ремонта, суды обоснованно пришли к выводу о том, что проценты, начисленные банком по договору, являются средствами фонда капитального ремонта, в связи с этим их расходование на осуществление финансово-хозяйственных расходов противоречит положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, отказав в удовлетворении заявленных фондом требований."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 апреля 2019 г. N Ф02-1468/19 по делу N А74-13029/2018
Хронология рассмотрения дела:
25.04.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1468/19
15.01.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6626/18
11.01.2019 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-13029/18
25.10.2018 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-13029/18