город Иркутск |
|
25 апреля 2019 г. |
Дело N А19-14810/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Левошко А.Н., Новогородского И.Б.,
при участии в судебном заседании представителя Министерства имущественных отношений Иркутской области Рябининой А.В. (доверенность от 26.07.2018 N 02-51-11273/18),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 ноября 2018 года по делу N А19-14810/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции: Назарьева Л.В.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
дачное некоммерческое товарищество "Лондон Парк" (г. Иркутск, ИНН: 3849029301, ОГРН: 1133850020413, далее - ДНТ "Лондон Парк", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Иркутской области (далее также - Министерство) в предварительном согласовании предоставления в собственность товариществу земельного участка площадью 23377 кв. м, образованного в результате раздела земельного участка категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под садоводство, площадь 71040 кв. м., расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутская район, 500 м западнее д. Лебединка, выраженный в письме N 02-51-5388/18 от 10.04.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство лесного комплекса Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 ноября 2018 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Министерства в предварительном согласовании предоставления в собственность ДНТ "Лондон Парк" земельного участка площадью 47663 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутская район, 500 м западнее д. Лебединка, выраженный в письме N 02-51-5388/18 от 10.04.2018. Суд возложил на Министерство обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2019 года решение суда от 15 ноября 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство ставит вопрос о проверке законности судебных актов, указывая на то, что им было доказано отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда; полагает, что суды в этой связи не учли, что Министерство не наделено полномочиями по распоряжению спорным земельным участком; отмечает преждевременность выводов о том, что земельный участок был изъят из земель государственного лесного фонда и предоставлен кооперативу "Коллектив", а в последующем - заявителю по делу; просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Министерства поддержала доводы кассационной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления администрации Иркутского районного муниципального образования от 12.02.2014 N 679 ДНТ "Лондон Парк" предоставлен земельный участок общей площадью 78000 кв. м с кадастровым номером 38:06:144003:2250, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутская район, 500 м западнее д. Лебединка, для дачного строительства бесплатно в безвозмездное срочное пользование на срок до утверждения проекта организации и застройки территории и предоставления земельных участков в собственность граждан - членов товарищества; уточнены площади земельного участка с 78000 кв. м, до 71040 кв. м.
26.10.2017 утвержден Проект организации и застройки территории товарищества без предоставления земельных участков в собственность граждан - членов товарищества. Земельный участок с кадастровым номером 38:06:144003:2250 площадью 71040 кв. м, разделен на два участка, из которых 47663 кв. м - площадь под застройку и 23377 кв. м определена площадь земель общего пользования.
14.03.2018 ДНТ "Лондон Парк" обратилось в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность товариществу земельного участка с кадастровым номером 38:06:144003:2250, площадью 47663 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутская район, 500 м западнее д. Лебединка.
Министерство письмом N 02-51-5388/18 от 10.04.2018 отказало товариществу в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 47663 кв. м.
ДНТ "Лондон Парк" оспорило названный отказ в Арбитражном суде Иркутской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
Министерство, рассмотрев указанное заявление ДНТ "Лондон Парк", письмом N 02-51-5388/18 от 10.04.2018 отказало в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом Министерство, сославшись в оспариваемом решении на то, что в его компетенцию не входят полномочия по распоряжению землями лесного фонда, тем не менее, отказало в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка.
Следовательно, как верно посчитали суды, рассмотрело заявление по существу, а не возвратило заявителю.
В силу подпункта 29 пункта 7 Положения о Министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 N 264/43-пп, Министерство имущественных отношений Иркутской области в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет от имени Правительства Иркутской области в соответствии с законодательством необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе: принятие решений об отказе в предоставлении земельных участков, а также возврат заявления, не соответствующего требованиям законодательства, в случаях, указанных в пункте 3 статьи 39.15, пункте 3 статьи 39.17, пункте 7 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из части 2 статьи 9 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, Министерство не имеет полномочий на предварительное согласование предоставления земельного участка, если земельный участок располагается на землях лесного фонда, являющихся федеральной собственностью.
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации правом принятия решения об отказе в предварительном согласовании земельного участка наделён уполномоченный орган.
В силу пункта 3 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
При таких условиях суды двух инстанций пришли к правильным выводам о том, что если вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка не находится в компетенции органа, в который обратились с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, то такой орган возвращает заявление заявителю.
Рассмотрение в этом случае по существу заявления товарищества о предварительном согласовании предоставления земельного участка (в отсутствие соответствующих полномочий), как верно признали суды, нарушает права ДНТ "Лондон Парк" в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, создавая необоснованное препятствие к реализации права на приобретение земельного участка в установленном порядке.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких условиях отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка по мотивам, указанным в оспариваемом решении, противоречит требованиям пункта 3 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которого, полагая себя неуполномоченным органом, Министерство обязано было возвратить заявление товариществу, а не отказывать в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к оценке доказательств отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда и отсутствию у Министерства соответствующих полномочий и учтены быть не могут. Названные доводы подлежат рассмотрению по существу в рамках ответа, предусмотренного пунктом 3 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (о возврате заявления, поданного в неуполномоченный орган). Однако, Министерство не возвратило заявление, а рассмотрел его по существу.
В этой связи суд первой инстанции правомерно обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества путём рассмотрения (или возврата) поданного ДНТ "Лондон Парк" заявления.
Судом кассационной инстанции не установлено неправильного применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 ноября 2018 года по делу N А19-14810/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких условиях отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка по мотивам, указанным в оспариваемом решении, противоречит требованиям пункта 3 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которого, полагая себя неуполномоченным органом, Министерство обязано было возвратить заявление товариществу, а не отказывать в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к оценке доказательств отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда и отсутствию у Министерства соответствующих полномочий и учтены быть не могут. Названные доводы подлежат рассмотрению по существу в рамках ответа, предусмотренного пунктом 3 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (о возврате заявления, поданного в неуполномоченный орган). Однако, Министерство не возвратило заявление, а рассмотрел его по существу."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 апреля 2019 г. N Ф02-1352/19 по делу N А19-14810/2018