город Иркутск |
|
06 июня 2024 г. |
Дело N А10-7038/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Курочкиной И.А.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Иванчиковым В.А.,
при участии представителей Министерства внутренних дел по Республике Бурятия Пансаловой Б.Н. (доверенность N Д/18 от 12.01.2024, паспорт, диплом), общества с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" Филатовой Е.А. (доверенность N 05 от 08.01.2024, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством системы веб-конференции кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 декабря 2023 года по делу N А10-7038/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" (ОГРН 1083808010846, ИНН 3808182124, далее - ООО "ЭкоАльянс", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству внутренних дел по Республике Бурятия (ОГРН 1020300979820, ИНН 0323055529, далее - Министерство) о признании недействительным отказа N 3/235410512847 от 08.09.2023 в предоставлении сведений о зарегистрированных гражданах, об обязании предоставить сведения.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 декабря 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2024 года, требования удовлетворены.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые судебные акты и принять постановление об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению Министерства, действующее законодательство не обязывает Министерство предоставлять просителю, являющемуся оператором, запрашиваемую информацию, если ее предоставление противоречит нормативным правовым актам, регулирующим его деятельность; сбор, обработка, передача, распространение персональных данных допускается лишь с согласия субъекта этих данных, при этом согласие должно быть конкретным; у общества имеется возможность получения запрашиваемых сведений о потребителях коммунальной услуги у других лиц, в том числе у управляющей компании; обществом не доказано нарушение его прав и законных интересов; решение суда является неисполнимым, поскольку Министерством осуществляется учет и хранение сведений о гражданах Российской Федерации, а не о местах их пребывания (ведется личностный, а не адресный учет).
В отзыве ООО "ЭкоАльянс" не согласилось с доводами кассационной жалобы, полагает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы кассационной жалобы, представитель общества возражал по доводам отзыва.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 09.08.2023 ООО "ЭкоАльянс" обратилось в Министерство с запросом о предоставлении сведений о зарегистрированных гражданах за период с 01.04.2019 по настоящее время с указанием их даты и места рождения, паспортных данных в отношении жилых помещений (100 помещений по списку).
В ответ на запрос получен отказ в предоставлении запрашиваемых сведений (от 08.09.2023 N 3/235410512847).
Общество, полагая, что в данном случае со стороны Министерства имеет место незаконный отказ в предоставлении информации, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований общества, признал незаконным отказ в предоставлении информации о зарегистрированных гражданах от 08.09.2023 N 3/235410512847, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов общества обязал Министерство предоставить запрашиваемые сведения.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, признал их законными и обоснованными.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (пункт 2 статьи 3 Закона N 152-ФЗ).
В силу положений части 8 статьи 9 Закона N 152-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 названного Федерального закона.
Пункт 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ в числе случаев обработки персональных данных устанавливает обработку персональных данных для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
В определении от 17.07.2018 N 1810-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что пункт 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ, допуская обработку персональных данных, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, направлен на реализацию принципа надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации), обеспечивает защиту прав участников договорных отношений, в том числе, по предоставлению коммунальных услуг.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с соглашениями об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Республики Бурятия от 14.05.2018 (зона N 1) и от 20.06.2018 (зона N 2, зона N 3), заключенными между Министерством природных ресурсов Республики Бурятия и ООО "ЭкоАльянс", обществу присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет и с 01.04.2019 ООО "ЭкоАльянс" в соответствии с типовым договором оказывает услуги по обращению с ТКО.
Также ООО "ЭкоАльянс" включено в реестр операторов персональных данных - рег. N 3-18-001007 (что подтверждается общедоступными сведениями Роскомнадзора на интернет-сайте https://pd.rkn.gov.ru/operators-registry/operators-list/), то есть является оператором персональных данных абонентов - физических лиц, являющихся стороной публичного договора по оказанию услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что у общества, как у регионального оператора по обращению с ТКО, должны быть сведения, позволяющие идентифицировать собственников/нанимателей помещений в многоквартирных домах, а также сведения, необходимые для осуществления обществом своей уставной деятельности, в частности, исполнения условий публичного договора оказания услуг по вывозу ТКО, в целях реализации защиты прав и интересов как потребителей в целях комфортного проживания, так и самого общества по вопросу получения платы за оказанные услуги, соответственно, общество имеет право запрашивать и получать сведения, которые являются персональными данными абонентов - физических лиц, в целях и объеме, установленном действующим законодательством.
Соответственно, правильным является вывод судов о том, что ООО "ЭкоАльянс" вправе обрабатывать персональные данные потребителей, в том числе запрашивать их персональные данные.
Вопреки доводам Министерства, наличие у общества возможности получить у других лиц запрашиваемые сведения о потребителях коммунальной услуги не отменяет права общества получить такие сведения у Министерства.
Информация о количестве зарегистрированных в жилых помещениях (в том числе жилых домах) по месту пребывания и по месту жительства граждан в силу пункта 8 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ).
Состав информации, передаваемой федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции, и его территориальными органами, установлен приказом Минкомсвязи России N 18, приказом Минстроя России от 28.01.2016 N 34/пр.
Передаваемая в ГИС ЖКХ информация формируется на основе обработки сведений, содержащихся в базовом государственном ресурсе регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и государственной системе миграционного учета.
Судами установлено и ответчиком не оспаривается, что Министерство является территориальным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции на поднадзорной территории.
Таким образом, судами обоснованно указано, что обязанность по внесению запрашиваемых сведений в государственную информационную систему, равно как и по предоставлению указанных сведений, возложена на органы миграционного учета (в состав Министерства входит отделение по вопросам миграции).
При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали оспариваемый отказ Министерства в предоставлении запрошенных сведений незаконным, нарушающим права и законные интересы общества.
С учетом изложенного подлежит отклонению как несоответствующий положениям Федерального закона N 209-ФЗ довод заявителя кассационной жалобы о том, что решение суда является неисполнимым.
Кроме того, уполномоченный орган вправе указать на отсутствие каких-либо сведений. Однако в данном случае Министерство отказало в предоставлении запрашиваемых сведений в полном объеме, ссылаясь на персональные данные.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе доводы были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание выводов судов, касающихся фактических обстоятельств спора, что в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального права, как и нарушений процессуальных норм, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.05.2024 приостановлено исполнение решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 декабря 2023 года по делу N А10-7038/2023, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2024 года по тому же делу до окончания производства в кассационной инстанции.
В соответствии с частью 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов приостанавливается на срок до принятия арбитражным судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 283, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 декабря 2023 года по делу N А10-7038/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 декабря 2023 года по делу N А10-7038/2023, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2024 года по тому же делу, принятые определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 мая 2024 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Курочкина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконным отказ государственного органа в предоставлении информации о зарегистрированных гражданах, необходимой для выполнения обязательств по оказанию коммунальных услуг, и обязал его предоставить запрашиваемые сведения, подтвердив право оператора на обработку персональных данных в рамках действующего законодательства.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 июня 2024 г. N Ф02-2534/24 по делу N А10-7038/2023