город Иркутск |
|
17 мая 2019 г. |
Дело N А19-5865/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кушнаревой Н.П.,
судей: Бурковой О.Н., Первушиной М.А.,
при участии в судебном заседании представителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае - Вегера А.А. (доверенность от 11.03.2019 N 3-38/4518, паспорт) и представителя федерального государственного бюджетного научного учреждения "Байкальский музей Иркутского научного центра" - Бурченя В.Ф. (доверенность от 03.05.2018 N 112, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 декабря 2018 года по делу N А19-5865/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Рукавишникова Е.В., суд апелляционной инстанции: Никифорюк Е.О., Каминский В.Л., Ломако Н.В.),
установил:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее - управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению "Байкальский музей Иркутского научного центра" (далее - музей) об освобождении части земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:93 площадью 3258,23 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, р.п. Листвянка, ул. Академическая, путем демонтажа деревянной тропинки с перилами и беседки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Лимнологический институт Сибирского отделения Российской Академии Наук (далее - институт), Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее - министерство), Министерство имущественных отношений Иркутской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее - Управление Росреестра по Иркутской области).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 декабря 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2019 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что факт самовольного занятия ответчиком земельного участка подтвержден совокупностью представленных доказательств, которым судами надлежащая оценка не дана. Выводы судов о недостоверности сведений о координатах самовольно занятого земельного участка являются необоснованными.
Присутствующие в судебном заседании представитель управления Росимущества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель музея просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:93, площадью 42013 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, р.п. Листвянка, ул. Академическая.
06 февраля 2001 года указанный земельный участок предоставлен институту в постоянное (бессрочное) пользование.
В результате проведенных управлением Росреестра по Иркутской области в 2016-2017 годах проверок установлен факт самовольного занятия музеем части вышеназванного земельного участка.
Обращаясь в суд с настоящим иском в защиту имущественных интересов Российской Федерации, истец сослался на то, что музей продолжает самовольно занимать часть земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:93, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование институту.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела достоверных доказательств, подтверждающих факт самовольного занятия земельного участка с указанием соответствующих границ и координат.
По результатам повторного рассмотрения дела апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал, дополнительно указал, что освобождение занятого земельного участка не отвечает интересам Российской Федерации, поскольку институт не намерен его использовать, а музей, напротив, использует его в уставных целях.
Оснований не согласиться с указанными выводами суд кассационной инстанции не усматривает.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В иске управление Росимущества просило суд возложить на ответчика обязанность освободить самовольно занятую часть земельного участка и демонтировать деревянную тропинку с перилами и беседку.
Исходя из характера заявленных требований, следует сделать вывод о том, что названный иск подлежит квалификации как негаторный и вытекает из требований упомянутой нормы гражданского законодательства.
Фактически управление Росимущества предъявило иск в защиту владения института, которому спорный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование. Вместе с тем в ходе судебного разбирательства институт занял пассивную позицию, в судебные заседания его представитель не являлся, отзыв на иск не представлялся, о нарушении права постоянного (бессрочного) пользования со стороны музея институтом не указывалось.
В этой связи не имеется оснований для выводов о нарушении прав института на земельный участок в результате размещения на нем деревянной тропинки и беседки.
С учетом этого правильными являются выводы судов о том, что заявленное требование не направлено на защиту и восстановление прав и законных интересов Российской Федерации, института как собственника и законного владельца земельного участка соответственно.
При этом судами обоснованно учтены обстоятельства, связанные с намерением института разделить земельный участок с кадастровым номером 38:06:030111:93 и передать один из вновь образованных земельных участков музею (письмо института от 27 октября 2014 года N 15356/-9317-608, схема расположения земельных участков, утвержденная решением Федерального агентства научных организаций от 15 ноября 2016 года и т.д.).
Кроме того, суд отмечает, что в силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Росимущество и его территориальные подразделения осуществляют функции по управлению федеральным имуществом, включая земельные участки, за исключением случаев, когда указанные полномочия осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти (пункт 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432).
В соответствии с пунктами 1, 4.3.22, 4.12 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 года N 682, Министерство осуществляет функции по управлению государственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности; функции и полномочия учредителя научных и иных организаций, подведомственных Министерству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями; обращается в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам управления и распоряжения федеральным имуществом, закрепленным за Министерством и подведомственными ему организациями.
Ранее указанные полномочия возлагались на Федеральное агентство научных организаций.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 27 июня 2018 года N 1293-р музей и институт подведомственны Министерству науки и высшего образования Российской Федерации (ранее ФАНО на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 2591-р). Соответственно, полномочия собственника и учредителя музея и института осуществляются названным Министерством. Следовательно, полномочиями по защите прав и законных интересов упомянутых научных организаций и, как следствие, Российской Федерации (в том числе путем обращения в суд), обладает Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
По настоящему делу иск предъявлен управлением Росимущества, к компетенции которого не отнесена защита имущественных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам управления и распоряжения федеральным имуществом, закрепленным за научными организациями.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды дали надлежащую оценку, представленным доказательствам. Основания для их переоценки у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 декабря 2018 года по делу А19-5865/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Кушнарева |
Судьи |
О.Н. Буркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 1, 4.3.22, 4.12 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 года N 682, Министерство осуществляет функции по управлению государственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности; функции и полномочия учредителя научных и иных организаций, подведомственных Министерству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями; обращается в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам управления и распоряжения федеральным имуществом, закрепленным за Министерством и подведомственными ему организациями.
...
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 27 июня 2018 года N 1293-р музей и институт подведомственны Министерству науки и высшего образования Российской Федерации (ранее ФАНО на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 2591-р). Соответственно, полномочия собственника и учредителя музея и института осуществляются названным Министерством. Следовательно, полномочиями по защите прав и законных интересов упомянутых научных организаций и, как следствие, Российской Федерации (в том числе путем обращения в суд), обладает Министерство науки и высшего образования Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 мая 2019 г. N Ф02-1164/19 по делу N А19-5865/2018