город Иркутск |
|
17 мая 2019 г. |
Дело N А19-13133/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Левошко А.Н., Сонина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы государственного жилищного надзора Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 октября 2018 года по делу N А19-13133/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 января 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Ананьина Г.В., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Каминский В.Л.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Наш дом-1" (ОГРН 1083847000368, ИНН 3823031480, г. Вихоревка, Братский район Иркутской области; далее - ООО "Наш дом-1", общество, управляющая компания), в дальнейшем переименованное в общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Шале", обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным предписания Службы государственного жилищного надзора Иркутской области (далее - Служба) от 18.04.2018 N 463/18.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 октября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 января 2019 года, заявленные требования удовлетворены.
Служба обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения пунктов 42(1), 59(1), 60(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает вывод судов о незаконности упомянутого предписания, ссылаясь на то, что многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (ОДПУ), расчет размера платы за коммунальную услугу отопление должен производиться по формуле 3(1) приложения N 2 к Правилам N 354; проведение корректировки возможно по истечении календарного года при наличии совокупного объема потребленной тепловой энергии на нужды отопления по показаниям прибора учета с января по декабрь года, за который производится корректировка, при этом законодательством не предусмотрено наличие ежемесячных показаний данного прибора учета; таким образом, в случае выхода из строя прибора учета, корректировка может быть проведена за те месяцы, в которые прибор учета был допущен к эксплуатации и имеются показания; в случае выхода ОДПУ из строя для расчета корректировки применяется расчетный метод, предусмотренный Правилами N 354; учитывая, что ОДПУ не был допущен к эксплуатации с 04.10.2016 по 20.04.2017, расчет размера корректировки по отоплению за 2016 и 2017 годы в период отсутствия узла учета должен был производиться за октябрь-декабрь 2016 года исходя из объема потребления коммунального ресурса (пункт 59(1) Правил N 354), за январь-апрель 2017 года - исходя из норматива потребления коммунальной услуги (пункт 60(1) Правил N 354); предъявление обществом гражданам суммы, превышающей общий объем потребления теплоэнергии, исходя из норматива потребления, с учетом технических нагрузок, предъявленных ресурсоснабжающей организацией, неправомерно; на момент проверки у Службы отсутствовали сведения о том, что ОДПУ не был введен в эксплуатацию, Служба проводила проверку на основании имеющихся у нее документов.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 19.03.2018 N 463-срп с целью проверки информации, содержащейся в обращениях, поступивших в Службу, о фактах нарушения лицензионных требований, выразившихся в нарушении договора управления, Службой была проведена внеплановая документарная проверка по лицензионному контролю в части нарушения договора управления, предусмотренного частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно начисления платы за коммунальную услугу по отоплению за 2016-2018 года по жилым помещениям NN 3, 6, 60, 66, 76, 77, находящимся в многоквартирном доме по адресу Братский р-н, г. Вихоревка, ул. Маяковского, 2 (далее - МКД N 2).
В ходе проверки Службой установлено, что МКД N 2 оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии ТеРосс-ТМ-50 N 1260/004442/004437. 03.10.2016 ОДПУ вышел из строя, в связи с чем был передан в специализированную организацию для ремонта. Согласно акту приема-передачи от 12.12.2016 ОДПУ возвращен после ремонта. При установке ОДПУ выявлена неисправность прибора, прибор вновь возвращен для ремонта. 14.04.2017 ОДПУ возвращен после ремонта, произведен его монтаж, прибор допущен в эксплуатацию на основании акта от 20.04.2017.
При анализе платежных документов с января 2017 по февраль 2018 года по жилым помещениям N N 3, 6, 60, 66, 76, 77 МКД N 2 Службой было установлено, что в январе 2018 года ООО "Наш дом-1" произведена корректировка платы за отопление за 2017 год.
Служба посчитала, что в нарушение пункта 42(1) Правил N 354 общество неправомерно выполнило корректировку размера платы за потребленную тепловую энергию на нужды отопления по жилым помещениям NN 3, 6, 60, 66, 76, 77 МКД N 2 в январе 2018 года в сторону увеличения.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 01.04.2018 N 463/18.
Согласно предписанию от 18.04.2018 N 463/18 обществу необходимо в срок до 16.07.2018 устранить выявленные нарушения: в нарушение пункта 42(1) Правил N 354 ООО "Наш дом-1" в январе 2018 года выполнило корректировку размера платы в сторону увеличения за потребленную тепловую энергию с 01.01.2017 по 21.12.2017 на нужды отопления по жилым помещениям МКД N 2: квартира N 3- 5 292,01 рублей; квартира N 6 - 4 117,09 рублей; квартира N 60 - 6 536,04 рублей; квартира N 66 - 4 057,88 рублей; квартира N 76 - 6 605,14 рублей; квартира N 77 - 6476,83 рублей. Согласно расчету Службы размер корректировки за 2017 год за потребленную тепловую энергию на нужды отопления по жилым помещениям МКД N 2 составляет в сторону уменьшения: по квартире N 3 - 600,38 рублей; квартире N 6 - 467,09 рублей; квартире N 60 - 741,52 рублей; квартире N 66 - 460,37 рублей; квартире N 76 - 749,36 рублей ; квартира N 77 - 734,80 рублей. Сумма корректировки ООО "Наш дом-1" не соответствует расчету Службы. В целях исполнения предписания обществу необходимо выполнить корректировку платы отопления за 01.01.2017 по 31.12.2017 по жилым помещениям NN 3, 6, 60, 66, 76, 77 МКД N 2 в соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354; предоставить в Службу подтверждающие документы, а именно: платежные документы, подтверждающие перерасчет по жилым помещениям N 3, 6, 60, 66, 76, 77 МКД N 2.
ООО "Наш дом-1", полагая, что названное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт Службы не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Кодекса).
Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за тепловую энергию (часть 4 статьи 154 Кодекса).
В соответствии с пунктом 59(1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Согласно пункту 60(1) Правил N 354 (в редакции, действующей в спорный период) по истечении указанного в пункте 59(1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается за коммунальную услугу по отоплению в порядке, указанном в пункте 42(1) настоящих Правил.
В силу пункта 42(1) Правил N 354 (в действовавшей в спорный период редакции) оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что МКД N 2 оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии ТеРосс-ТМ-50 N 1260/004442/004437, который 03.10.2016 вышел из строя. По мнению Службы, прибор допущен в эксплуатацию после ремонта на основании акта от 20.04.2017; общество полагает, что прибор допущен в эксплуатацию на основании акта от 03.07.2017.
Поскольку прибор учета вышел из строя 03.10.2016 года, плата за три следующих расчетных периодов определяется в порядке, установленном пунктом 59(1) Правил N 354 исходя из рассчитанного среднемесячного за отопительный период объема потребления. Начиная с января 2017 - в порядке, установленном пунктами 60(1), 42(1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу отопления должна определяться исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
При отсутствии ОДПУ стоимость отопления в течение 2017 года ООО "Наш Дом-1" начислялась собственникам жилых помещений в МКД N 2, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, согласно пункту 42 (1) по формуле 3 (1) приложения N 2 Правил N 354. Нарушений в части начисления ООО "Наш Дом-1" платы за коммунальную услугу отопления в течение 2017 года в указанном порядке Службой не вменяется.
Служба полагает, что общество в нарушение требований пункта 42(1) Правил N 354 в январе 2018 года выполнило корректировку размера платы за потребленную тепловую энергию на нужды отопления за 2017 год по жилым помещениям NN 3, 6, 60, 66, 76, 77 МКД N 2 в сторону увеличения.
По мнению Службы, так как многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (ОДПУ), расчет размера платы за коммунальную услугу отопление должен производиться по формуле 3(1) приложения N 2 к Правилам N 354; проведение корректировки возможно по истечении календарного года при наличии совокупного объема потребленной тепловой энергии на нужды отопления по показаниям прибора учета с января по декабрь года, за который производится корректировка.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года по формуле 3(1) (пункт 3(1) Приложения N 2 к Правилам N 354).
Правильно применяя вышеприведённые правовые нормы, суды посчитали, что корректировка размера платы за отопление возможна только при наличии общедомового прибора учета, при этом корректировка платы за отопление осуществляется один раз в календарный год при наличии данных о фактическом потреблении тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета за год. В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется с учетом нормативов потребления, корректировка размера платы на отопление не производится.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что прибор учета в МКД N 2 после ремонта в порядке, установленном действующим законодательством, в эксплуатацию введен не был, в акте от 20.04.2017 отсутствуют сведения об опломбировании ОПДУ. В этой связи суды обоснованно посчитали, что за период с мая по декабрь 2017 года корректировка платы за коммунальную услугу отопления в 2018 году не могла быть осуществлена по формуле 3(2) приложения N 2 Правил N 354 ввиду отсутствия данных о фактическом потреблении тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета за 2017 год.
Таким образом, суды правильно признали неправомерным произведенный Службой расчет корректировки платежей за коммунальную услугу по отоплению за 2017 год.
Судами также установлено, что ООО "Наш дом-1" при проведении корректировки оплаты стоимости отопления за 2017 год предъявило потребителям к оплате стоимость ресурсов в размере, предъявленном к оплате ресурсоснабжающей организацией.
В течение 2017 года ООО "Наш Дом-1" собственникам жилых помещений предъявлено к оплате 879,92 Гкал стоимостью 1 369 217 рублей 76 копеек. Ресурсоснабжающей организацией за 2017 год предъявлен к оплате ресурс в размере 1 183,44 Гкал стоимостью 1 816 456 рублей 16 копеек, что подтверждено представленными накладными. Исходя из норматива потребления, стоимость коммунальной услуги по МКД N 2 составляет 2 290 494 рубля 24 копейки.
Управляющая компания, как исполнитель коммунальных услуг, не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 8 Правил N 307, пункта 13 Правил N 354, предписывающих соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, управляющая компания должна оплачивать коммунальные ресурсы в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на управляющую компанию оплату коммунальных ресурсов в большем объеме, не имеется (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18 августа 2016 года N 305-ЭС16-3833).
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о правомерности предъявления ООО "Наш Дом-1" собственникам помещений МКД N 2 стоимости ресурса в размере, предъявленном к оплате ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, поскольку Служба не доказала соответствие закону оспариваемого предписания, а заявитель представил доказательства нарушения этим актом своих прав и законных интересов, суды, исследовав и оценив в порядке статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями части 2 статьи 201 названного Кодекса правомерно удовлетворили заявленные требования.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 октября 2018 года по делу N А19-13133/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 января 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правильно применяя вышеприведённые правовые нормы, суды посчитали, что корректировка размера платы за отопление возможна только при наличии общедомового прибора учета, при этом корректировка платы за отопление осуществляется один раз в календарный год при наличии данных о фактическом потреблении тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета за год. В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется с учетом нормативов потребления, корректировка размера платы на отопление не производится.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что прибор учета в МКД N 2 после ремонта в порядке, установленном действующим законодательством, в эксплуатацию введен не был, в акте от 20.04.2017 отсутствуют сведения об опломбировании ОПДУ. В этой связи суды обоснованно посчитали, что за период с мая по декабрь 2017 года корректировка платы за коммунальную услугу отопления в 2018 году не могла быть осуществлена по формуле 3(2) приложения N 2 Правил N 354 ввиду отсутствия данных о фактическом потреблении тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета за 2017 год.
...
Управляющая компания, как исполнитель коммунальных услуг, не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 8 Правил N 307, пункта 13 Правил N 354, предписывающих соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, управляющая компания должна оплачивать коммунальные ресурсы в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на управляющую компанию оплату коммунальных ресурсов в большем объеме, не имеется (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18 августа 2016 года N 305-ЭС16-3833)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 мая 2019 г. N Ф02-1498/19 по делу N А19-13133/2018