город Иркутск |
|
03 июня 2024 г. |
Дело N А74-1816/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Курочкиной И.А., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой И.Г.,
при участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции представителей Министерства финансов Республики Хакасия - Бурнаковой Н.П. (доверенность N 43-д от 29.12.2023, паспорт, диплом), Борисовой Ю.А. (доверенность N 50-д от 29.12.2023, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 22 декабря 2023 года по делу N А74-1816/2023 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству финансов Республики Хакасия (далее - министерство) о признании недействительным приказа N 23-од от 03.02.2023 "О проведении контрольного мероприятия".
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 22 декабря 2023 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2024 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просила решение и постановление судов отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, у министерства, как органа внутреннего государственного финансового контроля, отсутствуют полномочия по проверке деятельности администрации в соответствии с приказом N 23-од от 03.02.2023, последняя не может являться объектом контроля, поскольку соглашения NN 95635000-1-2022-002, 95635000-1-2022-003 от 18.02.2022, N 95635000-1-2022-008 от 27.01.2022 действительно заключены между исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия и администрацией, однако перечисление субсидий по данным соглашениям осуществлено из бюджета субъекта Республики Хакасия бюджету муниципального образования Ширинский район (далее - муниципальное образование) на счет финансового управления администрации (реквизиты которого указаны в соглашениях), а не на счет самой администрации; администрация не является главным администратором доходов бюджета муниципального образования по указанным соглашениям и не является получателем межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета; также суды необоснованно провели анализ полномочий министерства непосредственно как органа внутреннего государственного финансового контроля; в пункте 13 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2020 N 208 (далее - Федеральный стандарт N 208), а также пункте 7 Ведомственного стандарта осуществления министерством внутреннего государственного финансового контроля, утвержденного приказом министерства от 04.05.2021 N 108-од (далее - Ведомственный стандарт N 108-од) приведены перечни типовых тем плановых контрольных мероприятий, в которых тема, отраженная в оспариваемом приказе "проверка отдельных вопросов организации бюджетного процесса" не поименована; при назначении контрольного мероприятия в приказе необоснованно приведена ссылка на Соглашение N 1-113 от 01.02.2022 о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципального образования за 2022 год, стороной которого является глава муниципального образования, а не администрация, и на момент вынесения оспариваемого приказа министерства срок действия данного соглашения истек; министерство не уполномочено на осуществление внутреннего государственного контроля за расходованием средств местных (муниципальных) бюджетов; также судами не принято во внимание совпадение вопроса к приказу N 23-од от 03.02.2023 - "проверка использования средств, направленных на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированного фонда", с вопросом к приказу N 22-од от 02.02.2023 о проведении контрольного мероприятия в отношении иного объекта - Управления образования администрации муниципального образования (далее - управление образования).
Министерство в отзыве на кассационную жалобу заявило о согласии с обжалуемыми судебными актами.
Участвующие в судебном заседании представители министерства поддержали доводы отзыва на кассационную жалобу.
Администрация о времени и месте судебного заседания извещена по правилам статей 123, 186 АПК РФ, однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направила.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 03.02.2023 министерством в отношении администрации издан приказ N 23-од о проведении контрольного мероприятия, содержащий, в себе тему контрольного мероприятия - "Проверка отдельных вопросов организации бюджетного процесса", наименование объекта контроля - администрация, проверяемый период - 2022 год, метод контроля - плановая выездная проверка, основание проведения контрольного мероприятия - План контрольных мероприятий по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Тыва на 2023 год, дату начала проведения контрольного мероприятия - 06.02.2023, срок проведения - 37 рабочих дней (по 31.03.2023), в Приложении к которому предусмотрен перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия (программа).
Программой проверки определены следующие вопросы: правовое положение администрации; состояние учета и отчетности; соблюдение требований бюджетного законодательства Российской Федерации при формировании бюджета муниципального образования; оценка осуществления органами местного самоуправления муниципального образования переданных государственных полномочий; обеспечение выполнения соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципального образования бюджета муниципального образования по итогам исполнения за 2022 год по сравнению с уровнем исполнения 2021 года; исполнение бюджета муниципального образования; проверка отдельных вопросов организации бюджетного процесса в Управлении образования, Управлении культуры, молодежной политики, спорта и туризма, Управлении промышленности, энергетики, связи, строительства и транспорта и Управлении муниципальным имуществом администрации муниципального образования.
Приказом министерства N 44-од от 13.03.2023 жалоба администрации на приказ N 23-од от 03.02.3023 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с приказом министерства N 23-од от 03.02.3023, администрация
обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили соответствия оспариваемого приказа действующему бюджетному законодательству, наличия у министерства полномочий на осуществление внутреннего государственного финансового контроля в отношении администрации, а также отсутствия нарушения прав и законных интересов последней.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании принятых органом власти решений может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данных решений закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ). Установив наличие совокупности указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ). При отсутствии совокупности данных условий арбитражный суд отказывает в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, законности его принятия, наличия у органа власти надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган власти, который вынес соответствующие решения. Изложенные положения процессуального закона не освобождают лиц, оспаривающих данные решения, от обязанности доказывания оснований своих требований.
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета; государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий (пункт 1); внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (пункт 3).
Исходя из положений части 3 статьи 32 Закона Республики Хакасия от 07.12.2007 N 93-ЗРХ "О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия" (далее - Закон N 93-ЗРХ) и пункта 1 Положения о Министерстве финансов Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.05.2009 N 151 (далее - Положение N 151), министерство является органом внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений на территории Республики Хакасия.
Согласно пункта 1 статьи 266.1 БК РФ к объектам государственного (муниципального) финансового контроля относятся, в том числе финансовый орган публично-правового образования, бюджету которого предоставлены межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, бюджетные кредиты, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации (местная администрация).
В силу положений пункта 1 статьи 269.2 БК РФ, части 3 статьи 33 Закона N 93-ЗРХ, пункта 4.3.53 Положения N 151 к полномочиям министерства финансов как органа внутреннего государственного финансового контроля относятся, в том числе: контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных учреждений; контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из республиканского бюджета, государственных контрактов; контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета.
Как установлено пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ, внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Федерального стандарта N 208 орган контроля формирует и утверждает документ, устанавливающий на очередной финансовый год перечень и сроки выполнения органом контроля контрольных мероприятий, который содержит: темы контрольных мероприятий, наименования объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля либо групп объектов контроля по каждому контрольному мероприятию, проверяемый период, период (дата) начала проведения контрольных мероприятий.
В пункте 13 указанного стандарта приведен перечень типовых тем контрольных мероприятий.
На основании пункта 14 Федерального стандарта N 208 утвержден Ведомственный стандарт N 108-од в пункте 7 (в редакции приказа от 30.05.2022 N 94-од/а), которого отражены типовые темы плановых контрольных мероприятий, в том числе: проверка соблюдения требований бюджетного законодательства Российской Федерации при формировании бюджета муниципальных образований (детализация подпункта "н" пункта 13 Федерального стандарта N 208); оценка осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований переданных государственных полномочий (детализация подпункта "т" пункта 13 Федерального стандарта N 208); проверка обеспечения выполнения Соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципальных образований по итогам исполнения за проверяемый период по сравнению с уровнями исполнения предыдущего периода (детализация подпункта "ч" пункта 13 Федерального стандарта N 208).
Исследовав и оценив все представленные в материалы дела доказательства, по правилам статьи 71 АПК РФ, правильно применив вышеизложенные нормы материального права, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что приказ N 23-од от 03.02.2023 принят министерством, как уполномоченным органом внутреннего государственного финансового контроля, в пределах его полномочий в отношении конкретного объекта контроля - администрации, являющейся исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия, которому в соответствии с Законом Республики Хакасия от 17.12.2021 N 116-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" и заключаемыми в соответствии с ним соглашениями из бюджета Республики Хакасия выделялись дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и (или) доходов, на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, субвенции на осуществление полномочий по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений, субсидии, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение; оспариваемый приказ содержит властное распоряжение, заключающееся в проведении проверки соблюдения администрацией положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, осуществления финансовой, бухгалтерской, отчетной деятельности при работе с бюджетными средствами, содержит все необходимые реквизиты и сведения; приняли во внимание, что согласно Плану контрольных мероприятий министерства на 2023 год объектами контроля являются в целом органы местного самоуправления муниципального образования, что указывает на комплексный подход в определении министерством контроля за деятельностью в финансово-бюджетной сфере, законностью, эффективностью и целевым характером использования средств, полученных из республиканского бюджета, в муниципальном образовании (администрацией и ее отраслевыми (функциональными) органами), в связи с чем правомерно признали приказ министерства N 23-од от 03.02.2023 "О проведении контрольного мероприятия" законным и не нарушающим права и законные интересы администрации и на основании части 3 статьи 201 АПК РФ не усмотрели правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на надлежащей оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Доводы администрации на отличие формулировок вопросов, изложенных в оспариваемом приказе министерства, от формулировок типовых тем, обозначенных в пункте 13 Федерального стандарта N 208 и в пункте 7 Ведомственного стандарта N 108-од, подлежит отклонению, поскольку изложенные в приказе вопросы сформулированы в рамках соответствующих типовых тем с учетом специфики конкретного контрольного мероприятия и конкретного объекта контроля и не свидетельствуют о допущенном министерством нарушении.
Ссылка заявителя жалобы на совпадение изложенного в приказе N 23-од от 03.02.2023 вопроса - "проверка использования средств, направленных на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированного фонда" (пункт 5.4), с вопросом отраженным в приказе N 22-од от 02.02.2023 о проведении контрольного мероприятия в отношении Управления образования администрации, подлежит отклонению, поскольку орган государственного финансового контроля вправе осуществлять контрольные функции в отношении каждого объекта контроля и в том случае, когда соответствующие вопросы находятся в их совместном ведении как участников бюджетного процесса.
Иные доводы заявителя жалобы сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций по рассматриваемому спору и по существу основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", не входит в полномочия суда округа.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 22 декабря 2023 года по делу N А74-1816/2023 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
И.А. Курочкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил кассационную жалобу на решение о признании законным приказа о проведении контрольного мероприятия в отношении администрации муниципального образования, установив, что министерство финансов имело полномочия на его издание и не нарушило права администрации. Судебные акты первой и апелляционной инстанций были оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 июня 2024 г. N Ф02-2048/24 по делу N А74-1816/2023