г.Иркутск |
|
24 мая 2019 г. |
Дело N А33-1111/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Уманя И.Н.,
судей Бронниковой И.А., Левошко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Потаповой Д.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Красноярского края:
представителя Министерства финансов Красноярского края Стрельцовой Татьяны Егоровны (доверенность от 09.01.2019 и паспорт),
представителя общества с ограниченной ответственностью "Центр правовой стратегии бизнеса" Муромцевой Любови Генриховны, генерального директора (решение от 27.03.2017 и паспорт),
представителя общества с ограниченной ответственностью "Аэропорт Емельяново" Кузнецова Николая Геннадьевича (доверенность от 01.10.2018 и паспорт),
представителя муниципального казенного учреждения "Управление строительства, жилищно-коммунального хозяйства и экологии администрации Емельяновского района Красноярского края" Фейзер Александры Евгеньевны (доверенность от 11.02.2019 и паспорт),
представителя Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края Гриценко Елены Ивановны (доверенность от 14.03.2018 и паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Красноярского края и общества с ограниченной ответственностью "Центр правовой стратегии бизнеса" на определение Арбитражного суда Красноярского края от 17 сентября 2018 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2018 года по делу N А33-1111/2017 (суд первой инстанции - Мухлыгина Е.А.; суд апелляционной инстанции - Радзиховская В.В., Хабибулина Ю.В., Шелег Д.И.),
установил:
производство по делу N А33-1111/2017 о признании несостоятельным (банкротом) товарищества собственников жилья "Аэропорт" (ОГРН 1082411001441, пгт.Емельяново Красноярского края, далее - ТСЖ "Аэропорт", должник) возбуждено на основании заявления общества с ограниченной ответственностью "Аэропорт Емельяново" (далее - ООО "Аэропорт Емельяново", кредитор), принятого определением Арбитражного суда Красноярского края от 30 января 2017 года.
Определением от 18 апреля 2017 года во введении наблюдения отказано, заявление ООО "Аэропорт Емельяново" оставлено без рассмотрения.
Суд перешел к рассмотрению заявления Трояна Сергея Михайловича о признании должника банкротом, которое было признано обоснованным.
С 20.07.2017 в отношении ТСЖ "Аэропорт" осуществлялись мероприятия процедуры наблюдения, а с 16.11.2017 - конкурсного производства, открытого до 16.05.2018, срок которого неоднократно продлевался Арбитражным Красноярского края, последний раз до 02.07.2019 определением от 15 марта 2019 года.
29.08.2017 ООО "Аэропорт Емельяново" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении обособленного спора в суде первой инстанции, о включении в реестр требований кредиторов должника (далее - реестр) требования в размере 17.888.967 рублей 43 копеек.
Определением от 29 марта 2018 года к участию в обособленном споре привлечены Министерство финансов Красноярского края, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, муниципальное казенное учреждение "Управление строительства, жилищно-коммунального хозяйства и экологии администрации Емельяновского района Красноярского края" (далее - МКУ "Управление строительства, жилищно-коммунального хозяйства и экологии администрации Емельяновского района Красноярского края").
Определением от 17 сентября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2018 года, требование в предъявленном к должнику размере включено в третью очередь реестра.
В кассационных жалобах Министерство финансов Красноярского края и общество с ограниченной ответственностью "Центр правовой стратегии бизнеса" (далее - ООО "Центр правовой стратегии бизнеса"), выступающее в деле о банкротстве в качестве конкурсного кредитора на основании определения от 2 июля 2018 года, просят отменить определение от 17 сентября 2018 года и постановление от 28 декабря 2018 года.
Министерство финансов Красноярского края указывает на необходимость исключения из числа доказательств соглашения по фактическим обстоятельствам, подписанного между должником, кредитором и МКУ "Управление строительства, жилищно-коммунального хозяйства и экологии администрации Емельяновского района Красноярского края", как не имеющего правовых последствий в рамках настоящего спора, заключенного неуполномоченным лицом и не способного повлиять на размер подлежащей включению в реестр задолженности, подлежащей определению на основании счетов-фактур.
ООО "Центр правовой стратегии бизнеса" указывает в кассационной жалобе на то, что расчет объема тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, в том числе за летний период, и тепловой энергии на нужды отопления не является законным, неверно применен норматив потребления тепловой энергии (0,021 Гкал на кв.м. вместо 0,018 Гкал на кв.м.); на то, что к цене услуг по поставке холодной воды кредитор добавил стоимость не оказываемой услуги, названной "очистка сточных вод"; на то, что кредитор незаконно начислил налог на добавленную стоимость на полный экономически обоснованный тариф, в том числе на часть, субсидируемую из бюджета; на то, что неверно применен экономически обоснованный тариф без учета отсутствия в домах горячего водоснабжения в летний период времени; на то, что объем тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения должен определяться путем использования данных общедомового прибора учета холодной воды; на то, что требование кредитора превышает сумму дебиторской задолженности должника перед населением.
Отзывы на кассационные жалобы, поступившие от Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, от конкурсного управляющего должника и от кредитора не отвечают требованиям части 1 и части 2 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на необходимость соблюдения которых судом округа указано в определениях от 19 февраля 2019 года и от 26 февраля 2019 года.
Определения от 19 февраля 2019 года и от 26 февраля 2019 года о назначении на 21.03.2019 судебного заседания с применением систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Красноярского края для рассмотрения кассационных жалоб Министерства финансов Красноярского края и ООО "Центр правовой стратегии бизнеса" на определение от 17 сентября 2018 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2018 года по делу N А33-1111/2017 выполнены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного разбирательства в суде округа посредством их размещения 20.02.2019 и 27.02.2019 на общедоступном официальном сайте суда в сети "Интернет".
На основании абзацев первого и второго части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось на 22.04.2019 и 13.05.2019 с размещением соответствующей информации на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
Для участия в заседании суда округа в Арбитражный суд Красноярского края явились представители Министерства финансов Красноярского края Стрельцова Т.Е., ООО "Центр правовой стратегии бизнеса" Муромцева Л.Г., ООО "Аэропорт Емельяново" Кузнецов Н.Г., МКУ "Управление строительства, жилищно-коммунального хозяйства, экологии администрации Емельяновского района Красноярского края" Фейзер А.Е. и Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края Гриценко Е.И.
В судебном заседании на основании частей 1, 2 статьи 163 и части 1 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв с 13.05.2019 до 15 часов 20.05.2019, о чем сделано публичное извещение, размещенное 14.05.2019 на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
В судебное заседание после окончания в нем перерыва явились представители участников обособленного спора не явились.
Кассационные жалобы рассмотрены на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие конкурсного управляющего должника Крепака Вячеслава Владимировича (далее - конкурсный управляющий), в порядке, установленном главой 35 этого же Кодекса.
Представители Министерства финансов Красноярского края Стрельцова Т.Е. и ООО "Центр правовой стратегии бизнеса" Муромцева Л.Г. поддержали в судебном заседании доводы кассационных жалоб, просят отменить обжалуемые судебные акты, направить обособленный спор на новое рассмотрение.
Представитель Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края Гриценко Е.И. высказала солидарность доводам кассационной жалобы, поступившей от Министерства финансов Красноярского края.
Представитель ООО "Аэропорт Емельяново" Кузнецов Н.Г. просит отказать в удовлетворении кассационных жалоб.
Выслушав представителей участников обособленного спора, проверив соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам, правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении спора и принятии обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит кассационные жалобы подлежащими удовлетворению.
Как видно из материалов дела, сумма, предъявленная кредитором в качестве требования, представляет собой неоплаченную сумму за услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, оказанные в отсутствие договорных отношений, для многоквартирных жилых домов, находившихся в управлении должника.
Между должником в лице конкурсного управляющего, кредитором и МКУ "Управление строительства, жилищно-коммунального хозяйства и экологии администрации Емельяновского района Красноярского края" подписано соглашение по фактическим обстоятельствам, согласно которому стороны признают, что общая сумма средств бюджетной субсидии по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению за спорный период с июля по декабрь 2016 года составляет 1.411.401 рубль (всего за 2016 год - 3.065.587 рублей), отсутствие предоставления ТСЖ "Аэропорт" компенсации.
Из пояснений кредитора следует осуществление расчета платы за оказание коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению исходя из показаний приборов учета, переданных должником.
По причине отсутствия приборов учета тепловой энергии до января 2015 года ООО "Аэропорт Емельяново" произвело расчет за услуги по теплоснабжению за соответствующий период исходя из норматива потребления, установленного на основании решения Емельяновского поселкового Совета депутатов Красноярского края от 16.02.2007 N 13-14Р "Об оплате коммунальных услуг, оказываемых открытым акционерным обществом "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" (далее - ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии")", по причине признания решением Арбитражного суда Красноярского края от 4 февраля 2015 года по делу N А33-23540/2013 недействующим решения Емельяновского поселкового Совета депутатов Красноярского края от 28.12.2007 N 19-ЗР "Об оплате коммунальных услуг, оказываемых открытым акционерным обществом "Аэропорт "Красноярск" (далее - ОАО "Аэропорт Красноярск")", а также перехода к ООО "Аэропорт Емельяново" коммунального комплекса от ОАО "Аэропорт Красноярск", являющегося, в свою очередь, правопреемником ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии", ранее оказывавшего услуги по теплоснабжению для идентичного характера объектов коммунальной инфраструктуры.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2018 года установлено, что к включению в реестр кредитором предъявлено также требование в размере 61.257 рублей 25 копеек, составляющем остаток задолженности, взысканной на основании решения Арбитражного суда Красноярского края от 22 октября 2013 года по делу N А33-3750/2012 с ТСЖ "Аэропорт" в пользу ООО "Аэропорт Емельяново".
Признавая требование обоснованным, Арбитражный суд Красноярского края руководствовался статьями 16, 32, 71, 100, 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), статьями 438, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 154, 157.1, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 25 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), пунктами 38, 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), исходил из того, что должником наличие задолженности в 17.888.967 рублей 43 копеек не опровергнуто.
Третий арбитражный апелляционный суд по результатам рассмотрения апелляционных жалоб Министерства финансов Красноярского края и ООО "Центр правовой стратегии бизнеса" определение от 17 сентября 2018 года оставил без изменения постановлением от 28 декабря 2018 года.
Между тем, при рассмотрении обособленного спора по существу не учтено следующего.
В силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой (пункт 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве").
В рассматриваемых правоотношениях по предоставлению услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению ООО "Аэропорт Емельяново" выступает ресурсоснабжающей организацией (в силу абзаца шестого пункта 2 Правил N 124), а ТСЖ "Аэропорт" - исполнителем (согласно абзацу седьмому пункта 2 Правил N 354).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами N 124 и N 354.
В соответствии с частью 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в определении должны быть указаны мотивы, по которым арбитражный суд пришел к своим выводам, принял или отклонил доводы лиц, участвующих в деле, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты.
Судом первой инстанции в нарушение названных норм права в предмет исследования не включены вопросы о периоде времени, за который сформирована предъявленная к включению в реестр задолженность ТСЖ "Аэропорт" перед ООО "Аэропорт Емельяново" за услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению; о правильности расчета задолженности, который в обжалуемом судебном акте не содержится; о том, какое правовое значение для определения размера долга исполнителя перед ресурсоснабжающей организацией имеет величина некомпенсированных выпадающих доходов, размер которых определен соглашением троих участников обособленного спора.
Суд апелляционной инстанции, сославшись на проведение проверки представленных расчетов, в судебном акте таковой так же не привел и не исследовал, период формирования задолженности не установил, при этом указал, что к включению в реестр кредитором предъявлено также требование в размере 61.257 рублей 25 копеек, составляющем остаток долга, взысканного на основании судебного акта, принятого при разрешении другого спора вне рамок дела о банкротстве.
Из материалов дела, поступивших в суд округа, не следует предъявление названного требования в суде первой инстанции, соответствующие выводы отсутствуют и в определении от 17 сентября 2018 года.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, не исследованы в полном объеме, расчет размера предъявленного требования, которому возражает ООО "Центр правовой стратегии бизнеса", не проверен, соответственно, не приведен в обжалуемых судебных актах, что свидетельствует об обоснованности доводов кассационных жалоб, поэтому определение от 17 сентября 2018 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2018 года по делу N А33-1111/2017 подлежат отмене на основании части 1 и части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с направлением обособленного спора на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
При новом рассмотрении в целях проверки обоснованности требования кредитора следует установить предмет и основание требования кредитора, период формирования предъявленной к включению в реестр задолженности ТСЖ "Аэропорт" перед ООО "Аэропорт Емельяново" за услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, проверить расчет задолженности со ссылкой на нормы права применительно к статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установить правовое значение для определения размера долга исполнителя перед ресурсоснабжающей организацией величины некомпенсированных выпадающих доходов, разрешить спор с учетом доводов и возражений его участников.
Руководствуясь статьями 153.1, 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Красноярского края от 17 сентября 2018 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2018 года по делу N А33-1111/2017 отменить.
Обособленный спор направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Н.Умань |
Судьи |
И.А.Бронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой (пункт 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве").
В рассматриваемых правоотношениях по предоставлению услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению ООО "Аэропорт Емельяново" выступает ресурсоснабжающей организацией (в силу абзаца шестого пункта 2 Правил N 124), а ТСЖ "Аэропорт" - исполнителем (согласно абзацу седьмому пункта 2 Правил N 354).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 мая 2019 г. N Ф02-649/19 по делу N А33-1111/2017
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-763/20
11.03.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-825/20
14.02.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-247/20
30.12.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-8114/19
26.11.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6531/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-1111/17
24.05.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-649/19
28.12.2018 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5745/18
12.12.2018 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4116/18
27.03.2018 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-56/18
27.12.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7160/17
23.11.2017 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-1111/17
16.10.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4862/17
27.07.2017 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-1111/17
25.05.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2623/17
18.04.2017 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-1111/17