город Иркутск |
|
29 мая 2019 г. |
Дело N А58-7240/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя Лахтина Владимира Викторовича - Владовой Т.С. (доверенность от 19.12.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Лахтина Владимира Викторовича на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2018 года по делу N А58-7240/2018 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Андреев В.А., суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Желтоухов Е.В., Каминский В.Л.),
установил:
индивидуальный предприниматель Лахтин Владимир Викторович (ОГРНИП 304143514900290; ИНН 143500595261; г. Якутск; далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) (далее - министерство) о признании распоряжения N Р-650 от 28.04.2018 незаконным, о признании права собственности на земельный участок с кадастровым N 14:36:104020:84, расположенный по адресу: г.Якутск, Вилюйский тракт 3 км, общей площадью 42 кв. м.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, предприниматель обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Согласно доводам кассационной жалобы, судами дана неверная оценка представленным в материалы дела доказательствам; в силу норм земельного законодательства при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник; испрашиваемый предпринимателем земельный участок не относится к территории общего пользования, а доказательства, на основании которых суды пришли к выводу о расположении части спорного земельного участка за пределами красных линий, не отвечают требованиям разумности и относимости; судами не дана должная правовая оценка представленному предпринимателем фрагменту генерального плана с обозначением границ спорного земельного участка, границ планируемых к размещению объектов общего пользования; право собственности на объект недвижимого имущества (проходная) возникло у предпринимателя до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), следовательно, применению подлежат нормы земельного законодательства, действовавшие в данный период; каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не расположено, в связи с чем препятствий для предоставления данного земельного участка в собственность предпринимателя не имеется.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить её без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержала доводы кассационной жалобы.
Министерство о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 АПК РФ (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своего представителя в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предприниматель является собственником сооружения, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) как проходная, назначение - нежилое, площадью 15 кв. м, инв. N 16007, литер А, с кадастровым номером 14:36:000000:2004, запись регистрации N 14-01.36- 37.2000-0070.01 от 25.10.2000, основание возникновения права - договор купли-продажи производственных зданий от 08.01.1998.
Между предпринимателем и министерством заключен договор аренды N 9 от 04.02.2016, согласно которому предпринимателю передан в аренду земельный участок площадью 42 кв. м с кадастровым номером 14:36:104020:84.
22.03.2018 предприниматель обратился с заявлением к министерству о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 14:36:104020:84, находящегося по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, Вилюйский тракт, 3 км, общей площадью 42 кв. м, с разрешенным использованием под объекты зоны производственно-коммунальных объектов 5 классов вредности (ПК-4) а границах, указанных в выписке из ЕГРН от 06.04.2018 N 14/001/088/2018-15437.
Министерство распоряжением N Р-650 от 28.04.2018 отказало в предоставлении в собственность предпринимателю указанного земельного участка на основании пункта 19 статьи 39.16 и пункта 12 статьи 85 ЗК РФ в связи с расположением части спорного земельного участка за пределами красной линии согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности N 07-049053 от 17.04.2018.
Не согласившись с указанным распоряжением, предприниматель обратился в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия указанных министерством оснований для отказа в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции, признав их законными и обоснованными.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании распоряжения министерства может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В силу статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1). Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган (пункт 5).
Согласно положениям подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17, пункта 19 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
В рассматриваемом случае мотивом отказа предпринимателю в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 14:36:104020:84 по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, Вилюйский тракт, 3 км, общей площадью 42 кв. м, явилось расположение части указанного земельного участка в границах земель общего пользования.
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 ЗК РФ).
Аналогичный запрет установлен пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". При этом Федеральный закон не связывает запрет приватизации земель общего пользования только с фактически находящимися на них объектами.
Как предусмотрено статьёй 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), документы территориального планирования подразделяются на: документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований (часть 2). Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (часть 3).
Под территориальным планированием подразумевается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 2 статьи 1 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
В соответствии со статьей 23 ГрК РФ генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3). На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 5). К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6).
Согласно части 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статьи 41 ГрК РФ).
Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1). Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии, границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 3).
В соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций обоснованно установили, что согласно Распоряжению первого заместителя главы Городского округа "город Якутск" N 319/1зр от 21.10.2013 "Об утверждении проекта планировки территории кварталов N 150, 151, 152, улично-дорожной сети и магистральных коммуникаций города Якутска", а также сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности N 07-049053 от 17.04.2018, испрашиваемый предпринимателем земельный участок в большей части выходит за пределы установленных красных линий, то есть в соответствующей части относится к землям общего пользования.
Основания для иной оценки доказательств по данному делу, в том числе на основании доводов кассационной жалобы, в силу статей 286-287 АПК РФ у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы о наличии у предпринимателя права на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему здание, и пересечение испрашиваемого земельного участка с границами красных линий не может являться основанием для отказа в предоставлении этого участка, основаны на ошибочном толковании вышеприведённых норм материального права, не соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 01 декабря 2016 года N 305-КГ16-10498, от 13 июня 2017 года N 307-КГ16-18929, от 22 июня 2017 года N 308-КГ17-2697, от 03 октября 2017 года N 307-КГ17-5121, пунктах 18, 19 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017 N 4(2017).
Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1 ГрК РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства (пункт 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017 N 4(2017)).
Подготовка проекта планировки осуществляется для выбора наиболее эффективной транспортной модели, обеспечивающей сбалансированное развитие и комфортную среду проживания; установления параметров улично-дорожной сети, объектов транспортной инфраструктуры, объектов общественного пользования (бульваров, скверов, площадей и др.), в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (раздел "Введение" к Правилам планировки N 833).
Как верно указали суды, поскольку Проект планировки территории кварталов N 150, 151, 152, улично-дорожной сети и магистральных коммуникаций города Якутска не оспорен в судебном порядке и не признан недействующим, является действующим, а требования части 1 статьи 41, частей 2 - 6 статьи 42 ГрК РФ об установлении красных линий с учетом существующей застройки не исключают возможность определения в публичных интересах новых границ территорий общего пользования путем установления проектом планировки и межевания красных линий, само по себе формирование спорного земельного участка до утверждения Проекта планировки красных линий не свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа в предоставлении данного участка в собственность с учетом положений статьи 39.16 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали законным и не нарушающим законные права предпринимателя распоряжение министерства об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
На основании изложенного, а также ввиду отсутствия нарушений судами норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2018 года по делу N А58-7240/2018 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1 ГрК РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства (пункт 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017 N 4(2017)).
...
Как верно указали суды, поскольку Проект планировки территории кварталов N 150, 151, 152, улично-дорожной сети и магистральных коммуникаций города Якутска не оспорен в судебном порядке и не признан недействующим, является действующим, а требования части 1 статьи 41, частей 2 - 6 статьи 42 ГрК РФ об установлении красных линий с учетом существующей застройки не исключают возможность определения в публичных интересах новых границ территорий общего пользования путем установления проектом планировки и межевания красных линий, само по себе формирование спорного земельного участка до утверждения Проекта планировки красных линий не свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа в предоставлении данного участка в собственность с учетом положений статьи 39.16 ЗК РФ."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 мая 2019 г. N Ф02-2186/19 по делу N А58-7240/2018