город Иркутск |
|
10 июня 2019 г. |
Дело N А78-9498/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Золотодобывающая компания "Урюм" - Филипенко А.А. (доверенность от 03.04.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Золотодобывающая компания "Урюм" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 10 декабря 2018 года по делу N А78-9498/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Бочкарникова Л.В., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Басаев Д.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Золотодобывающая компания "Урюм" (ОГРН 1027500624293, ИНН 7512000863; г. Могоча Забайкальского края; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Министерству природных ресурсов Забайкальского края (далее - министерство) о признании незаконными действий министерства по отказу в исключении (уклонению от исключения) из Государственного лесного реестра недостоверной информации в части отнесения выделов 28, 29, 30, 31 квартала 193, выделов 1, 2, 31 квартала 207, выделов 1, 2, 3, 7 квартала 208 Могочинского участкового лесничества Могочинского лесничества к особо защитным участкам леса; об обязании министерства исключить из Государственного лесного реестра и материалов лесоустройства сведения в части отнесения выделов 28, 29, 30, 31 квартала 193, выделов 1, 2, 31 квартала 207, выделов 1, 2, 3, 7 квартала 208 Могочинского участкового лесничества Могочинского лесничества к особо защитным участкам леса.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - агентство, Рослесхоз).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 10 декабря 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Согласно доводам кассационной жалобы, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, не подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами; судами неверно применены нормы материального и процессуального права, неполно установлены имеющие значение для дела обстоятельства; судами не дана оценка представленным обществом доказательствам о том, что спорные участки не отнесены к особо защитным участкам лесов в порядке, предусмотренном законом; работы по лесоустройству на спорных участках были завершены после 01.01.2007 (даты вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации), следовательно, результаты должны быть утверждены решением органа государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений; согласно письму Рослесхоза N исх.NЕК-03-47/20269 от 30.11.2018 решений об отнесении спорных выделов Могочинского участкового лесничества к особо защитным участкам леса агентством не принималось; ссылка суда апелляционной инстанции на отмену в 2011-2012 гг. Правил проведения лесоустройства (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 N 377) (далее - Правила N 377) и Лесоустроительной инструкции (утв. приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.12.1994 N 265) (далее - Лесоустроительная инструкция N 265) с указанием, что данные акты не могли быть нарушены министерством, ошибочны, поскольку они действовали в период проведения лесоустройства лесного фонда Могочинского лесничества; довод судов об отсутствии решения Рослесхоза о снятии со спорных участков статуса особо защитных участков лесов не имеет правового значения, поскольку внесение испрашиваемых обществом изменений возможно также на основании судебного решения; материалами дела подтверждается факт несоответствия таксационного описания участков (выделов) и материалов лесоустройства сведениям, указанным в Государственном лесном реестре и Лесном кодексе Российской федерации (далее - ЛК РФ); выводы, изложенные в судебных актах по делу N А78-9244/2017, не имеют правового значения для настоящего спора.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Забайкальского края и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество имеет лицензию на право пользования недрами серии ЧИТ N 01887 БЭ с целевым назначением и видами работ: добыча россыпного золота открытым раздельным способом на Большемогочинском месторождении, срок действия лицензии - до 31.12.2021.
Между Государственной лесной службой Забайкальского края (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 15-22 от 06.04.2015, по условиям которого обществу во временное пользование предоставлен лесной участок для разработки месторождения полезных ископаемых (добыча россыпного золота на Большемогочинском месторождении), находящийся в государственной собственности.
Согласно пункту 1.2 договора лесной участок площадью 80,99 га, предоставляемый в аренду, имеет местоположение: Забайкальский край, муниципальный район "Могочинский район", Могочинское лесничество, Могочинское участковое лесничество; целевое назначение лесов - эксплуатационные леса, квартал 193 выделы 28, 29, 30, 31; квартал 207 выделы 1, 2, 3, 31, 32; квартал 208 выделы 1, 2, 3, 7, 35; номер учетной записи в государственном реестре 720-2014-12.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3.3 договора арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка после государственной регистрации настоящего договора, представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, подачи в установленном порядке лесной декларации, организации и комплектации пунктов сосредоточения противопожарного оборудования и средств пожаротушения.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 06.10.2016 N 395 "О некоторых мерах по реализации постановления Губернатора Забайкальского края от 30 сентября 2016 года N 80" Государственная лесная служба Забайкальского края упразднена, ее полномочия и функции по контролю и надзору, по оказанию государственных услуг и управлению в области лесных отношений, в том числе осуществлению полномочий, переданных Российской Федерацией, переданы министерству.
05.06.2017 в министерство поступило заявление общества N 39 от 02.06.2017 о проведении повторной государственной экспертизы проекта освоения лесов. По результатам рассмотрения проекта освоения лесов министерство составило отрицательное заключение N 59-17, которое 14.06.2017 было утверждено министром природных ресурсов Забайкальского края, в связи с размещением технологических объектов для разработки месторождения полезных ископаемых, не связанных с созданием объектов лесной инфраструктуры, на особо защитных участках лесов.
В отрицательном заключении N 59-17 от 14.06.2017 указано, что в Государственном лесном реестре и материалах лесоустройства Могочинского лесничества имеется информация об отнесении лесных участков (квартала 193 выделов 29, 30, 31, квартала 207 выделов 1, 31, квартала 208 выделов 1, 2, 7 Могочинского участкового лесничества Могочинского лесничества) к особо защитным участкам лесов.
Полагая, что указанные сведения, содержащиеся в материалах лесоустройства и Государственном лесном реестре, являются недостоверными, общество обратилось в министерство с требованием об устранении ошибки в материалах лесоустройства Могочинского лесничества и об исключении из Государственного лесного реестра недостоверных сведений.
На указанное обращение по вопросу устранения ошибки в материалах лесоустройства и исключении из Государственного лесного реестра недостоверной информации об отнесении спорных выделов к особо защитным участкам лесов, обществом получен отказ, изложенный в письме министерства N УЛ-16/4230 от 26.03.2018.
Не согласившись с указанными действиями министерства, общество оспорило их в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у министерства оснований для внесения предложенных обществом изменений в сведения Государственного лесного реестра.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данных действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Кодекса).
Как предусмотрено частью 2 статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (часть 1 статьи 10 ЛК РФ). При этом особо защитные участки лесов, к которым также относятся берегозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, выделяются в защитных лесах, эксплуатационных лесах, резервных лесах. На особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (пункт 1 части 3, части 4, 5 статьи 102 и часть 1 статьи 107 ЛК РФ).
Согласно статье 107 ЛК РФ на особо защитных участках лесов, за исключением заповедных лесных участков, запрещается, в том числе размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений (пункт 3 части 2.1).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для разработки месторождений полезных ископаемых.
Согласно статье 68.2 ЛК РФ проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов осуществляется в целях подразделения лесов на виды по целевому назначению и выделения особо защитных участков лесов (часть 1). Границы эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков (часть 2).
Как установлено статьёй 81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся, в том числе проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки (пункт 26); отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), выделение особо защитных участков лесов и установление их границ (пункт 39).
В силу статьи 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках (часть 1). В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий (часть 2). Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2.1).
Нормативы и признаки выделения особо защитных участков леса на момент издания министерством оспариваемого отказа, изложенного в письме N УЛ-16/4230 от 26.03.2018, были установлены Лесоустроительной инструкцией (утв. приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516), действовавшей до 03.05.2018.
В соответствии с пунктом 2.1 Основных положений по выделению особо защитных участков леса (утв. Приказом Рослесхоза от 30.12.1993 N 348) особо защитные участки леса с ограниченным режимом лесопользования выделяются на основании материалов лесоустройства или специальных обследований.
Как верно указано судами, на момент обращения общества с заявлением об исключении из Государственного лесного реестра недостоверной информации об отнесении спорных выделов к особо защитным участкам леса порядок внесения соответствующих изменений в государственный лесной реестр определялся Перечнем, формами и порядком подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение (утв. Приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496) (далее - Порядок N 496).
Согласно пункту 2.1 Порядка N 496 документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются: акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (Форма 1); акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра (Форма 2); акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (Форма 3).
Перечень документов, являющихся основаниями для внесения документированной информации в указанные акты, установлен пунктом 2.2 Порядка N 496. К таким документам относятся, в том числе решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ, а также лесоустроительная документация.
Акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении составляются при поступлении документов, на основании которых вносятся данные в государственный лесной реестр не позднее месяца с момента их поступления. При этом дата внесения информации в государственный лесной реестр может быть позднее даты составления Актов (пункт 4.1 Порядка N 496).
Кроме того, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, могут быть составлены акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию в случае выявления несоответствия документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию (пункт 4.3 Порядка N 496).
По правилам распределения бремени доказывания, установленным частью 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт. Вместе с тем, согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, также должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что, обращаясь в министерство с заявлением об исключении из Государственного лесного реестра недостоверных сведений о лесных участках, общество не представило надлежащих документов и сведений, свидетельствующих о наличии установленных законодательством оснований для исключения испрашиваемых лесных участков из категории особо защитных участков леса.
Более того, в силу части 2 статьи 69 АПК РФ факт отнесения лесных участков (выделов 29, 30, 31 квартала 193, выделов 1, 31 квартала 207, выделов 1, 2, 7 квартала 208 Могочинского участкового лесничества Могочинского лесничества) к особо защитным участкам лесов не подлежит доказыванию при рассмотрении настоящего спора, поскольку установлен вступившими в законную силу судебными актами по делу N А78-9244/2017.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Доводы, изложенные обществом в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили соответствующую правовую оценку и по существу основаны на неправильном толковании приведённых выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Суды правильно указали, что поскольку предметом заявленных требований является незаконность действий министерства по отказу об исключении (уклонению от исключения) из Государственного лесного реестра недостоверной информации, положения Правил N 377 и Лесоустроительной инструкции N 265 не подлежат применению, как утратившие силу задолго до осуществления министерством оспариваемых действий.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 10 декабря 2018 года по делу N А78-9498/2018 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.