Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 июня 2019 г. N Ф02-2593/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
21 февраля 2019 г. |
Дело N А78-9498/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Е.О. Никифорюк, Д.В. Басаева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Золотодобывающая компания "Урюм" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 10 декабря 2018 года по делу N А78-9498/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Золотодобывающая компания "Урюм" (ОГРН 1027500624293, ИНН 7512000863) к Министерству природных ресурсов Забайкальского края (ОГРН 1087536008779, ИНН 7536095945) о признании незаконными действий, об обязании исключить из Государственного лесного реестра и материалов лесоустройства сведения в части отнесения выделов 28, 29, 30, 31 квартала 193, выделов 1, 2, 31 квартала 207, выделов 1, 2, 3, 7 квартала 208 Могочинского участкового лесничества Могочинского лесничества к особо защитным участкам леса,
суд первой инстанции, судья Л.В. Бочкарникова,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Золотухина В.М., представителя по доверенности от 25.06.2018; Филипенко А.А., представителя по доверенности от 03.04.2018;
от заинтересованного лица: не было;
от третьего лица:
Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840): не было
установил:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "Золотодобывающая компания "Урюм", обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов Забайкальского края о признании незаконными действий Министерства природных ресурсов Забайкальского края по отказу в исключении (уклонению от исключения) из Государственного лесного реестра недостоверной информации в части отнесения выделов 28, 29, 30, 31 квартала 193, выделов 1, 2, 31 квартала 207, выделов 1, 2, 3, 7 квартала 208 Могочинского участкового лесничества Могочинского лесничества к особо защитным участкам леса, как не соответствующие Лесному кодексу РФ, Основным положениям по выделению особо защитных участков леса (утвержденных приказом Рослесхоза от 30.12.1993 г. N 348), Правилам проведения лесоустройства (утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 г. N 377) и Лесоустроительной инструкции (утвержденной приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.12.1994 г. N 265); об обязании Министерства природных ресурсов Забайкальского края исключить из Государственного лесного реестра и материалов лесоустройства сведения в части отнесения выделов 28, 29, 30, 31 квартала 193, выделов 1, 2, 31 квартала 207, выделов 1, 2, 3, 7 квартала 208 Могочинского участкового лесничества Могочинского лесничества к особо защитным участкам леса.
Решением суда первой инстанции от 10.12.2018 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое бездействие Министерства не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представители общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали.
Из апелляционной жалобы следует, что выводы суда являются ошибочными, приняты без учета норм законодательства.
Представитель Министерства в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 10.02.2019.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы представителей Общества, пришел к следующим выводам.
Как установил суд первой инстанции и не оспаривается в апелляционной жалобе, ООО ЗК "Урюм" имеет лицензию на право пользования недрами серии ЧИТ N 01887 БЭ с целевым назначением и видами работ: добыча россыпного золота открытым раздельным способом на Большемогочинском месторождении, срок действия лицензии - до 31.12.2021.
Между Государственной лесной службой Забайкальского края (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 15-22 от 06.04.2015, по условиям которого обществу во временное пользование предоставлен лесной участок для разработки месторождения полезных ископаемых (добыча россыпного золота на Большемогочинском месторождении), находящийся в государственной собственности.
Согласно пункту 1.2 договора лесной участок площадью 80,99 га, предоставляемый в аренду, имеет местоположение: Забайкальский край, муниципальный район "Могочинский район", Могочинское лесничество, Могочинское участковое лесничество; целевое назначение лесов - эксплуатационные леса, квартал 193 выделы 28, 29, 30, 31; квартал 207 выделы 1, 2, 3, 31, 32; квартал 208 выделы 1, 2, 3, 7, 35; номер учетной записи в государственном реестре 720-2014-12.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3.3 договора арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка после государственной регистрации настоящего договора, представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, подачи в установленном порядке лесной декларации, организации и комплектации пунктов сосредоточения противопожарного оборудования и средств пожаротушения.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 06.10.2016 N 395 "О некоторых мерах по реализации постановления Губернатора Забайкальского края от 30 сентября 2016 года N 80" Государственная лесная служба Забайкальского края упразднена, ее полномочия и функции по контролю и надзору, по оказанию государственных услуг и управлению в области лесных отношений, в том числе осуществлению полномочий, переданных Российской Федерацией, переданы Министерству.
05.06.2017 в Министерство поступило заявление общества N 39 от 02.06.2017 о проведении повторной государственной экспертизы проекта освоения лесов.
По результатам рассмотрения проекта освоения лесов министерство составило отрицательное заключение N 59-17, которое 14.06.2017 было утверждено министром природных ресурсов Забайкальского края, в связи с размещением технологических объектов для разработки месторождения полезных ископаемых, не связанных с созданием объектов лесной инфраструктуры, на особо защитных участках лесов.
В частности, в отрицательном заключении N 59-17 от 14.06.2017 указано, что в Государственном лесном реестре и материалах лесоустройства Могочинского лесничества имеется информация об отнесении лесных участков (квартала 193 выделов 29, 30, 31, квартала 207 выделов 1, 31, квартала 208 выделов 1, 2, 7 Могочинского участкового лесничества Могочинского лесничества) к особо защитным участкам (ОЗУ) лесов.
Полагая, что указанные сведения, содержащиеся в материалах лесоустройства и государственном лесном реестре являются недостоверными, ООО ЗК "Урюм" обратилось в Министерство природных ресурсов Забайкальского края (являющееся правопреемником Государственной лесной службы Забайкальского края) с требованием об устранении ошибки в материалах лесоустройства Могочинского лесничества и об исключении из Государственного лесного реестра недостоверных сведений.
На обращение ООО ЗК "Урюм" в Министерство по вопросу устранения ошибки в материалах лесоустройства и исключении из государственного лесного реестра недостоверной информации об отнесении спорных выделов к ОЗУ леса, получен отказ, изложенный в письме N УЛ-16/4230 от 26.03.2018.
Общество посчитав, что указанный отказ нарушает его права и законные интересы, ограничивая реализации заявителем предоставленного государством права пользования участком недр по лицензии серии ЧИТ N 01887 БЭ, и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 5 Лесного кодекса РФ установлено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Статьей 10 Лесного кодекса РФ установлено, что леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (ч.1).
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 настоящего Кодекса (ч.3).
Статьей 12 Лесного кодекса РФ установлено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (ч.1).
Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (ч.2).
Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (ч.3).
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (ч.4).
Статьей 24 Лесного кодекса РФ установлено, что использование лесов осуществляется с предоставлением на основании прав, указанных в статье 9 настоящего Кодекса, или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов (ч.1).
Статьей 102 Лесного кодекса РФ установлено, что к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса (ч.1).
К особо защитным участкам лесов относятся:
1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;
2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;
3) лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и другие объекты лесного семеноводства;
4) заповедные лесные участки;
5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;
6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;
7) другие особо защитные участки лесов (ч.3).
В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (ч.5).
Отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (ч.6).
В соответствии со статьей 107 ЛК РФ на особо защитных участках лесов, за исключением заповедных лесных участков, запрещается, в том числе проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса; размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений ( ч. 2.1).
На особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений (ч.3).
Статьей 68.2 Лесного кодекса РФ установлено, что проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов осуществляется в целях подразделения лесов на виды по целевому назначению и выделения особо защитных участков лесов (ч.1).
Границы эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков (ч.2).
Проектирование особо защитных участков лесов в эксплуатационных лесах, защитных лесах и резервных лесах осуществляется в целях выделения участков лесов, имеющих важное значение для выполнения берегозащитных, почвозащитных и других функций. Границы таких участков лесов устанавливаются по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных границ, а также по лесотаксационным выделам (ч.3).
Статьей 81 Лесного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся, в том числе проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки (п.26); отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), выделение особо защитных участков лесов и установление их границ (п.39).
Статьей 91 Лесного кодекса РФ установлено, что в государственном лесном реестре, представляющем собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, содержится документированная информация об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий.
Правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждены Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" (действовала до 03.05.2018).
Приложением N 4 к Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 утверждены нормативы и признаки выделения особо защитных участков леса, в связи с чем Приказ Рослесхоза от 30.12.1993 N 348 (ред. от 27.05.1997) "Об утверждении Основных положений по выделению особо защитных участков леса" действует в части не противоречащей утверждены основные положения по выделению особо защитных участков леса Приказу Рослесхоза от 12.12.2011 N 516.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
По общему правилу, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Однако такая обязанность не является безграничной. Если истец в подтверждение своих доводов приводит убедительные доказательства, а ответчик с ними не соглашается, не представляя документы, подтверждающие его позицию, то возложение на истца дополнительного бремени опровержения документально неподтвержденной позиции процессуального оппонента будет противоречить состязательному характеру судопроизводства (статьи 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции, оценив материалы дела и доводы сторон, считает, что общество не представило соответствующих ст. 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации свидетельствующих о том, что выделы 28, 29, 30, 31 квартала 193, выделы 1, 2, 31 квартала 207, выделы 1, 2, 3, 7 квартала 208 Могочинского участкового лесничества Могочинского лесничества ошибочно отнесены к особо защитным участкам леса.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что заявитель не представил доказательств включения в Государственный лесной реестр недостоверной информации в части отнесения выделов 28, 29, 30, 31 квартала 193, выделов 1, 2, 31 квартала 207, выделов 1, 2, 3, 7 квартала 208 Могочинского участкового лесничества Могочинского лесничества к особо защитным участкам леса.
Доводы общества о том, что действия Министерства по отказу в исключении (уклонении от исключения) из Государственного лесного реестра указанной недостоверной информации не соответствуют Правилам проведения лесоустройства (утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 г. N 377) и Лесоустроительной инструкции (утвержденной приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.12.1994 г. N 265) суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку названные акты отменены Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 279 и Приказом Рослесхоза от 14.11.2011 N 473 соответственно и не могли быть нарушены Министерством при совершении оспариваемых действия по отказу об исключении (уклонении об исключении).
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от "10" декабря 2018 года по делу N А78-9498/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-9498/2018
Истец: ООО "Золотодобывающая компания "Урюм"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Федеральное агентство лесного хозяйства