город Иркутск |
|
11 июня 2019 г. |
Дело N А19-1933/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.А.,
при участии в судебном заседании представителей муниципального унитарного предприятия "Ритуал" Шалуха И.П. (доверенность от 21.12.2018) и Махняевой В.В. (доверенность от 01.02.2019),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы министерства финансов Иркутской области и министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 ноября 2018 года по делу N А19-1933/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Козодоев О.А.; суд апелляционной инстанции: Макарцев А.В., Капустина Л.В., Скажутина Е.Н.),
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Ритуал" (ОГРН 1023801543765, ИНН 3810002523; далее - истец, предприятие, МУП "Ритуал") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299; далее - министерство финансов) и министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ИНН 3808170986, ОГРН 1073808028271; далее - министерство социального развития) с иском о взыскании убытков в размере 72 547 рублей 59 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация г. Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271), государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН 1033801046003, ИНН 3808096980), служба по тарифам Иркутской области (ОГРН 1033801025092, ИНН 3808023928).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 9 ноября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2019 года, с Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области за счет средств казны Иркутской области взыскано в пользу МУП "Ритуал" 72 547 рублей 59 копеек основного долга, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 902 рубля. В части требований к министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области отказано. Производство по делу в части исковых требований к Российской Федерации в лице министерства финансов Российской Федерации прекращено.
Министерство финансов и министерство социального развития, не согласившись с вышеуказанными судебными актами, обратились с кассационными жалобами, в которых ставят вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального права; просят обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного иска.
По мнению министерство финансов Иркутской области, оно необоснованно указано в качестве ответчика, поскольку главным распорядителем областного бюджета является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Взыскание с Иркутской области убытков в размере, превышающем установленный федеральным законодателем размер компенсации для целей предоставления перечня услуг по погребению, является необоснованным.
Как следует из кассационной жалобы министерства социального развития, финансовое обеспечение затрат по захоронению невостребованных умерших граждан должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета, которые бюджету Иркутской области не выделялись. При определении стоимости понесенных истцом расходов, взыскиваемых с Иркутской области, судам необходимо было руководствоваться размером социального пособия на погребение, а не тарифами, утвержденными администрацией г. Иркутска.
МУП "Ритуал" представлены отзывы на кассационные жалобы, из которых следует о его согласии с обжалуемыми судебными актами.
Иными лицами, участвующими в деле, отзывы на кассационные жалобы не представлены.
В судебном заседании Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представители МУП "Ритуал" возразили против доводов, изложенных в кассационных жалобах.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах и возражениях относительно жалоб, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, МУП "Ритуал" является специализированной службой по вопросам похоронного дела, оказывающим на безвозмездной основе гарантированный перечень услуг по погребению.
Предметом иска по настоящему дела является требование предприятия о взыскании убытков, связанных с погребением в период с апреля по август 2015 восьми умерших граждан и оказанием связанных услуг гарантированного перечня как лицам, не являвшимся получателями пенсии в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области, трудоспособными на дату смерти, не подлежавшими обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.
Общая сумма неполученного возмещения составила 72 547 рублей 59 копеек.
При исчислении размера расходов предприятие руководствовалось постановлением администрации г. Иркутска от 18.12.2014 N 031-06-1525/14 и ответами Службы по тарифам Иркутской области N 79-37-3858/14 от 28.11.2014 "О согласовании стоимости услуг по погребению" с приложением "Заключения по согласованию стоимости услуг по погребению, оказываемых муниципальным унитарным предприятием "Ритуал" города Иркутска, согласно гарантированному перечню услуг по погребению".
Поскольку возмещение стоимости услуг за погребение умерших предприятием не получено, требования предприятия согласно представленной в материалы дела переписке оставлены министерством финансов и министерством социального развития без удовлетворения, предприятие обратилось с соответствующим иском в арбитражный суд.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 9, 12, 26 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении), пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25.10.2016 N 2367-О, Законом Иркутской области от 11.12.2013 N 113-ОЗ (в редакции от 12.12.2014) "Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Закон об областном бюджете).
Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения в силу пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ относится к вопросам местного значения городского поселения. Вместе с тем, органы, осуществляющие возмещение стоимости услуг, оказанных специализированной службой согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определены статьей 9 (пункт 3) ФЗ "О погребении и похоронном деле", в соответствии с которой такое возмещение производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
При определении публично-правового образования, за счет казны которого осуществляется финансовое обеспечение затрат по захоронению умерших, следует исходить из положений статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 9 Закона о погребении, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Судами установлено, что согласно положению о Министерстве финансов Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 23.12.2008 N 120пп, ответчик является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим управление областными финансами, составление проекта областного бюджета, организацию и исполнение областного бюджета, обеспечение управления областным государственным долгом, казначейское исполнение областного бюджета, а также осуществляющим финансовый контроль в установленной сфере деятельности.
Следовательно, суды пришли к обоснованному выводу, что взыскание денежных средств должно производиться с ответчика - Иркутской области за счет казны соответствующего бюджета в лице Министерства финансов Иркутской области как органа, осуществляющего исполнение судебных актов о взыскании средств с областного бюджета в порядке, установленном действующим законодательством.
Выводы судов не противоречат правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.03.2018 N 302-ЭС18-399.
Судом установлено, что администрацией г. Иркутска постановлением N 031-06-113/13 от 21.01.2013 "О тарифах на ритуальные услуги муниципального унитарного предприятия "Ритуал" г. Иркутска" (в редакции постановления от 18.12.2014 N 031-06-1525/14) утверждены тарифы, действующие в 2015 году, на оказание предприятием услуг, в том числе согласно гарантированному перечню услуг по погребению: в зимний период - при захоронении на вновь отведенном участке - 13 325 рублей, в летний период - при захоронении на вновь отведенном участке - 8 460 рублей 37 копеек, согласованные Службой по тарифам Иркутской области, что подтверждается письмом от 28.11.2014 N 79-37-3858/14 "О согласовании стоимости услуг на погребение" и заключением по согласованию стоимости услуг по погребению на 2015 год, оказываемых МУП "Ритуал" г. Иркутск согласно гарантированному перечню услуг по погребению.
Представленный предприятием расчет судами проверен и признан арифметически правильным.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили исковые требования о взыскании убытков.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, фактически направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств по данному делу.
Полномочиями по переоценке доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судами первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не наделен.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 ноября 2018 года по делу N А19-1933/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.