город Иркутск |
|
11 июня 2019 г. |
N А78-13634/2017 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей: Белоножко Т.В., Скубаева А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 8 ноября 2018 года по делу N А78-13634/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции: Галицкая А.А., апелляционный суд: Скажутина Е.Н., Капустина Л.В., Макарцев А.В.),
установил:
акционерное общество "Забайкальская пригородная пассажирская компания" (ОГРН 1117536013055, ИНН 7536123166, далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230) и Министерству территориального развития Забайкальского края (ОГРН 1087536008713, ИНН 7536095857) о взыскании за счет казны Забайкальского края 2 214 295 рублей 54 копеек убытков, возникших в результате перевозки пассажиров по льготным тарифам.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 8 ноября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2019 года с Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края за счет казны взыскано 2 214 295 рублей 54 копейки. В удовлетворении иска к Министерству территориального развития Забайкальского края отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых по делу судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права, несоответствием выводов судов имеющимся в деле доказательствам.
По мнению подателя кассационной жалобы Министерство финансов Забайкальского края является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является главным распорядителем средств бюджета Забайкальского края в отношении средств на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот для обучающихся по пригородным перевозкам.
Кроме того, судами при разрешении спора не учтено, что спорные субсидии полностью перечислены главному распорядителю и перевозчику.
Истец отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе, указав на их несостоятельность (письменный отзыв от 27.05.2019).
Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы уведомлены в соответствии с требованиями статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Кодекса не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Судами установлено, что основанием обращения компании в арбитражный суд с настоящим иском явилось возникновение у него убытков в связи с предоставлением 50-процентной скидки на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении учащимся образовательных учреждений Забайкальского края в 2016 году на основании постановления Правительства Забайкальского края от 29.03.2011 N 94.
В обоснование заявленного иска истцом в материалы дела представлены отчеты о потерях в доходах, проездные документы (билеты, корешки проездного документа, купоны кассира).
В ходе судебного разбирательства арбитражным судом проведена судебная экспертиза в целях определения размера убытков, производство которой было поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью "Аудит-Стандарт".
Суды первой и апелляционной инстанций признали иск обоснованным по праву и по размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив доводов жалобы, пришла к следующему.
В силу положений Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" организация транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 29.03.2011 N 94 предусмотрена льгота по проезду железнодорожным транспортом в пригородном сообщении учащимся образовательных учреждений Забайкальского края.
Поскольку перевозка пассажиров по льготным тарифам осуществлялась истцом в интересах субъекта Российской Федерации как публично-правового образования, суды на основании вышеприведенного законодательства и с учетом статей 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" обоснованно признали Забайкальский край ответственным лицом за невозмещение или неполное возмещение спорных потерь в доходах перевозчика.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что сумма некомпенсированных расходов на предоставление вышеназванных льгот с учетом произведенных ответчиком платежей составляет 2 214 295 рублей 54 копейки (4 316 071 - 2 101 775,46), в связи с чем пришли к выводу об удовлетворении иска в предъявленном размере.
Оснований для иных выводов не имеется.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Не оспаривая вывод судов об ответственности публично-правового образования за финансирование установленных льгот для учащихся образовательных учреждений Забайкальского края, заявитель в кассационной жалобе ссылается на то, что от имени Забайкальского края в спорных отношениях должно участвовать Министерство территориального развития Забайкальского края. Приведенный довод признается судом кассационной инстанции несостоятельным, поскольку был предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и мотивированно ими отклонен. При этом судами отмечено, что Министерство территориального развития Забайкальского края не является органом, представляющим казну, а является главным распорядителем бюджетных средств; денежные средства, выделенные Министерством финансов Забайкальского края из краевого бюджета на компенсацию потерь перевозчику, полностью перечислены последнему (истцу) главным распорядителем.
Неправильного применения норм материального права судами не допущено.
Довод подателя кассационной жалобы о полной компенсации им потерь перевозчику подлежит отклонению как документально неподтвержденный.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и иное толкование норм материального права, подлежащих применению в настоящем деле, не является основанием для отмены принятых судебных актов.
Доводов о неправильном исчислении истцом расходов на предоставление льготного проезда кассационная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления, судом округа не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 8 ноября 2018 года по делу N А78-13634/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 июня 2019 г. N Ф02-2816/19 по делу N А78-13634/2017