город Иркутск |
|
13 июня 2019 г. |
Дело N А69-1957/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винокуровой М.Ю.,
при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия (судья Зайцева Н.М., секретарь судебного заседания Карамашева Е.В.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Хакасия представителя общества с ограниченной ответственностью "Бастион" - Беляевой Н.С. (доверенность от 12.01.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бастион" на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2019 года по делу N А69-1957/2018 Арбитражного суда Республики Тыва (суд апелляционной инстанции: Юдин Д.В., Борисов Г.Н., Усипова Д.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Бастион" (ОГРН 1121719000479, ИНН 1701050227; г. Кызыл; далее - общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Тыва к мэрии города Кызыла (далее - мэрия) о признании недействительным пункта 1.11 постановления от 17.04.2018 N 420 "Об отказе в изменении вида и границ территориальных зон земельных участков в Правилах землепользования и застройки городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" и обязании мэрии устранить допущенные нарушения путем принятия решения об изменении вида и границ территориальных зон земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105069:377 площадью 28 000,0 кв. м, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Новомостовая, N 12/1 с территориальных зон ИТ-4 (зона улично-дорожной сети), Р-3 (зона озеленения), Ж-3 (зона застройки индивидуальными домами) в территориальную зону П-4 (зона производственно-коммунальных объектов V класса опасности).
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 09 октября 2018 года заявление общества удовлетворено.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2019 года решение Арбитражного суда Республики Тыва от 09 октября 2018 года отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Не согласившись с указанным постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Согласно доводам кассационной жалобы, судом неправильно применены нормы материального права, поскольку в данном случае в первую очередь подлежат применению нормы законодательства о недрах, а не градостроительного и земельного законодательства; апелляционным судом не учтено, что выданная обществу лицензия содержит, в том числе указание на границы земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также условия, связанные с платежами, взымаемыми при пользовании земельным участком; спорный земельный участок расположен в границах месторождения "Кызыльское N 2" и является собственностью субъекта Российской Федерации; без изменения вида территориальной зоны земельного участка общество не может заключить договор аренды земельного участка и эксплуатировать его по целевому назначению; судами ошибочно не привлечено в качестве участвующего в деле лица Министерство природных ресурсов Республики Тыва, которое выдало обществу лицензию на право пользования недрами.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы кассационной жалобы.
Мэрия о времени и месте судебного заседания извещена по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своего представителя в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направила, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в её отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено апелляционным судом и следует из материалов дела, общество имеет лицензию на право пользования недрами серии КЗЛ N 00122, зарегистрированную в Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Тыва N 122 от 21.05.2015.
Общество обратилось в мэрию с заявлением об изменении вида и границ части территориальных зон ИТ-4 (зона улично-дорожной сети), Р-3 (зона озеленения), Ж-3 (зона застройки индивидуальными домами) на территориальную зону П-4 (зона производственно-коммунальных объектов V класса опасности) земельного участка, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Новомостовая. N 21/1.
17.04.2018 мэрией вынесено постановление N 420 "Об отказе в изменении вида и границ территориальных зон земельных участков в Правила землепользования и застройки городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (далее - Постановление N 420), в пункте 1.11 которого указано на отказ в изменении вида и границ территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105069:377 площадью 28000,0 кв.м, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Новомостовая, N 12/1 с территориальных зон ИТ-4 (зона улично-дорожной сети), Р-3 (зона озеленения), Ж-3 (зона застройки индивидуальными домами) в территориальную зону П-4 (зона производственно-коммунальных объектов V класса опасности) по заявлению общества, в связи с нарушением регламента предоставлению государственной услуги Министерством природных ресурсов Республики Тыва по выдаче лицензии на использование недр на территории города Кызыла без согласования органом местного самоуправления.
Не согласившись с указанным постановлением в части отказа в удовлетворении заявления, общество оспорило его в арбитражном суде в соответствующей части.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу об неправомерности отказа мэрии в изменении вида и границ территориальных зон спорного земельного участка.
Третий арбитражный апелляционный суд, признавая выводы суда первой инстанции ошибочными, указал на отсутствие у мэрии в рассматриваемом случае оснований для изменения вида и границ территориальных зон данного земельного участка.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании решения органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Как предусмотрено статьёй 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам (пункт 1).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (пункт 2).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3).
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Положениями статей 31, 32, 33 ГрК РФ установлены, в том числе основания и порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки, которые осуществляются с учетом общественных обсуждений или публичных слушаний.
Решением Хурала представителей от 27.11.2012 N 432 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", (далее - Правила землепользования и застройки).
В силу пункта 4 Правил землепользования и застройки правом на изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости обладают: собственники земельных участков, являющиеся одновременно собственниками расположенных на этих участках зданий, строений, сооружений; собственники зданий, строений, сооружений, владеющие земельными участками на праве аренды; лица, владеющие зданиями, строениями, сооружениями, их частями на праве аренды, при наличии в договоре аренды согласия собственника на изменение одного вида на другой вид разрешенного использования объектов недвижимости; собственники квартир в многоквартирных домах при соблюдении условий и требований, установленных настоящим пунктом.
Согласно пункту 5 Правил землепользования и застройки изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости осуществляется при условии: получения лицом, обладающим правом на изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, специального согласования на публичных слушаниях, проведенных в порядке, определенном настоящими Правилами; выполнения технических регламентов - в случаях, когда изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости связано с необходимостью подготовки проектной документации и получением разрешения на строительство; получения лицом, обладающим правом на изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, заключения от мэрии города Кызыла о том, что изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости не связано с необходимостью подготовки проектной документации и может быть осуществлено без получения разрешения на строительство в соответствующих случаях.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях (пункт 18 Правил землепользования и застройки).
Правила землепользования и застройки не оспорены в установленном законом порядке и являются действующими.
Апелляционным судом установлено, что, обращаясь с заявлением об изменении вида и границ территориальных зон спорного земельного участка, общество ссылалось на предоставление ему права осуществлять на указанном земельном участке разведку и добычу песков на основании лицензии серии КЗЛ N 00122, зарегистрированной в Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 21.05.2015 N 122.
Однако указанное обстоятельство, как правильно отмечено судом апелляционной инстанции, не является основанием для изменения вида разрешенного использования земельного участка согласно Правилам землепользования и застройки. При этом действующее законодательство не содержит указания на необходимость изменения Правил землепользования и застройки в целях формирования земельных участков, образуемых для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
Из содержания статей 7, 11, 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ усматривается, что предоставление земельного участка для ведения работ, связанных с пользованием недрами, пользователю недр осуществляется в соответствии, в том числе с земельным законодательством, при соблюдении следующих условий: получение специального государственного разрешения в виде лицензии и заключение договора аренды соответствующего земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В свою очередь общество, обращаясь с заявлением об изменении вида и границ территориальных зон спорного земельного участка, не представило в мэрию правоустанавливающих документов на соответствующий земельный участок. Наличие лицензии само по себе в силу вышеизложенных норм материального права таким документом не является.
Кроме того, как обоснованно отмечено апелляционным судом, согласно протоколу публичных слушаний по проекту решения Хурала представителей г. Кызыла "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" N 2 от 04.04.2018 по результатам публичных слушаний принято решение отказать в изменении вида и границ части территориальных зон Р-3 (зона озеленения), Ж-3 (зона застройки индивидуальными домами), ИТ-4 (зона улично-дорожной сети) на территориальную зону П-4 (зона производственно-коммунальных объектов V класса опасности) земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105069:377 площадью 28000,0 кв.м., расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Новомостовая, N 12/1.
На основании совокупности вышеизложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о законности оспариваемого пункта 1.11 Постановления N 420 и, следовательно, об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы суда основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения по внесению изменений в правила землепользования и застройки.
Доводы, изложенные обществом в кассационной жалобе, о неверном применении судом апелляционной инстанции норм материального права, подлежат отклонению, так как являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили соответствующую правовую оценку и по существу основаны на неправильном толковании обществом приведённых выше норм земельного и градостроительного права.
Кроме того, не имеет правового значения и довод общества о необходимости привлечения к участию в деле Министерства природных ресурсов Республики Тыва, поскольку судебные акты по данному делу на затрагивают прав и законных интересов указанного лица, а вопрос о законности действий уполномоченного органа по выдаче обществу лицензии на право пользования недрами не входит в предмет судебного исследования в рамках рассматриваемого спора.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных апелляционным судом, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебного акта, в связи с чем постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2019 года по делу N А69-1957/2018 Арбитражного суда Республики Тыва оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Положениями статей 31, 32, 33 ГрК РФ установлены, в том числе основания и порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки, которые осуществляются с учетом общественных обсуждений или публичных слушаний.
...
Из содержания статей 7, 11, 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ усматривается, что предоставление земельного участка для ведения работ, связанных с пользованием недрами, пользователю недр осуществляется в соответствии, в том числе с земельным законодательством, при соблюдении следующих условий: получение специального государственного разрешения в виде лицензии и заключение договора аренды соответствующего земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 июня 2019 г. N Ф02-2573/19 по делу N А69-1957/2018