город Иркутск |
|
13 июня 2019 г. |
Дело N А74-17257/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Белоножко Т.В., Тютриной Н.Н.,
при участии в судебном заседании 29.05, 05.06.2019 представителей публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" Белоглазовой М.В. (доверенность от 12.12.2018), министерства экономического развития Республики Хакасия Герасименко М.В. (доверенность от 01.03.2019), министерства финансов Республики Хакасия Свинаренко В.В. (доверенность от 23.12.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 ноября 2018 года по делу N А74-17257/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции в составе судьи Гигель Н.В., суд апелляционной инстанции в составе судей Петровской О.В., Белан Н.Н., Радзиховской В.В.),
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН: 1052460054327, ИНН: 2460069527, г. Красноярск;
далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к Республике Хакасия в лице министерства финансов Республики Хакасия (ОГРН: 1021900521785, ИНН: 1901019947, г. Абакан; далее - министерство финансов) о взыскании 143 129 385 рублей убытков, причиненных в результате принятия незаконного решения органом государственной власти Республики Хакасия - Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия.
На основании определения Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 января 2018 года произведена замена Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия на его правопреемника - министерство экономического развития Республики Хакасия (далее - министерство экономического развития).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 ноября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2019 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить в связи с нарушением судами норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
По мнению заявителя кассационной жалобы, необходимость обращения в суд за признанием нормативного правового акта (о тарифном решении) незаконным в настоящем случае отсутствует, поскольку отмена незаконного акта произошла в административном, досудебном порядке. Общество полагает, что выводы судов об истечении срока исковой давности не соответствуют действующему законодательству и сделаны без учета особенностей тарифного регулирования (имущественные потери устанавливаются лишь по итогам 12 месяцев осуществления истцом деятельности).
В отзывах на кассационную жалобу министерство финансов и министерство экономического развития против доводов заявителя кассационной жалобы возразили.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее.
При рассмотрении дела Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 29 мая 2019 года до 09 часов 50 минут 05 июня 2019 года, о чем сделано публичное извещение, размещенное в сети Интернет на сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа www.fasvso.arbitr.ru.
После окончания перерыва представители лиц, участвующих в деле, поддержали ранее изложенные правовые позиции по делу.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из искового заявления, требование о взыскании убытков заявлено регулируемой организацией к субъекту Российской Федерации в связи с применением незаконного нормативного акта (приказ об установлении тарифа).
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из двух установленных фактов - это отсутствие решения суда о признании недействительным нормативного акта и пропуск срока исковой давности.
Вместе с тем, указанные выводы судов являются необоснованными в связи со следующим.
В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Обосновывая свое право требование, истец указал на незаконность нормативного акта (приказа), которая подтверждена приказом Федеральной службы по тарифам от 22.05.2014 N 832-д "Об удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО "МРСК Сибири" о досудебном рассмотрении спора с Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия".
В соответствии с пунктами 1, 5.3.13 положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Федеральная служба по тарифам является органом государственной власти, который наделен правом оценки тарифных решений, которые принимаются органами тарифного регулирования субъектов Российской Федерации.
Следовательно, издание приказа и обязание Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия пересмотреть тарифное решение является следствием нормативно установленной процедуры оспаривания регулируемыми организациями таких тарифных решений.
При признании тарифного решения незаконным уполномоченным на то федеральным органом оснований для оспаривания нормативного правового акта в судебном порядке не имеется.
Делая вывод о наличии оснований для рассмотрения по существу спора о взыскании убытков, причиненных изданием незаконного нормативного акта, лишь только в случае признания нормативного акта незаконным по решению суда, суд первой инстанции фактически нивелировал возможность применения досудебного порядка урегулирования споров, возникающих в связи с установлением регулируемого тарифа, который был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 N 669 "О Правилах рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов)" и действовал в спорный период времени.
Приказом Федеральной службой по тарифам от 22.05.2014 N 832-д требования заявителя ОАО "МРСК Сибири" об отмене тарифного решения Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия на 2014 год были удовлетворены.
В мотивировочной части приказа содержится вывод о том, что Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год необоснованно, в нарушение положений пункта 1.2 статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" была применена ставка перекрестного субсидирования для потребителей "последней мили" в размере 94,25 руб./МВт.ч.
Названный приказ Федеральной службы по тарифам не оспорен в суде, выводы о незаконности действий органа исполнительной власти установлены в порядке, определенном действующим законодательством. Во исполнение приказа Федеральной службы по тарифам от 22.05.2014 N 832-д у истца с 01.07.2014 был изменен тариф в соответствии с приказом. Следовательно, у истца отсутствовали основания для использования дальнейшей процедуры оспаривания нормативного акта в судебном порядке, а приказ Федеральной службы по тарифам может рассматриваться в качестве подтверждения необоснованности, незаконности тарифного решения.
Таким образом, выводы судов об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков, причиненных органом исполнительной власти в связи с отсутствием судебного акта о признании незаконным нормативного акта, являются неправомерными.
Выводы судов о пропуске истцом срока исковой давности также сделаны в нарушение норм материального права, определяющих начало течения срока для обращения в суд за защитой нарушенных прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Следовательно, этот день в рамках настоящего дела должен определяться индивидуально в зависимости от того, вследствие чего у истца возникли убытки в виде недополученных денежных средств от оказания услуг с применением тарифа, при установлении которого не были выполнены требования действующего законодательства.
При этом судам следует с учетом правового регулирования отношений, связанных с формированием, корректировкой тарифа, и доводов истца об отсутствии возможности определения потерь от издания незаконного нормативного акта, установить день, с которого истец утратил возможность компенсировать их в связи с незаконными действиями органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия), либо дату, с которой возможно определить возникающие в 2014 году потери.
Имущественный интерес и нарушение прав истца связаны с невозможностью возмещения потерь, которые возникли у него в связи с установлением незаконного размера тарифа на оказание услуги по передаче электрической энергии.
Следовательно, выводы судов о возникновении у истца права на предъявление иска о возмещении вреда с 01.07.2014 без учета обстоятельств, связанных с возможностью восполнения потерь регулируемой организации в порядке корректировки тарифного решения (раздел 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (в редакции от 20.01.2017) "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (вместе с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике)"), либо даты установления фактически понесенных потерь от осуществленной деятельности по передаче электрической энергии в период 2014 года, являются неправомерными и сделаны в нарушение положений пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права, на неполном исследовании имеющих значение для правильного разрешения спора обстоятельств, в связи с чем, обжалуемые судебные акты на основании частей 1, 2, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду надлежит устранить отмеченные недостатки, установить все фактические обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора, исследовать и оценить в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, и принять решение, а также распределить расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 ноября 2018 года по делу N А74-17257/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2019 года по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Хакасия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Имущественный интерес и нарушение прав истца связаны с невозможностью возмещения потерь, которые возникли у него в связи с установлением незаконного размера тарифа на оказание услуги по передаче электрической энергии.
Следовательно, выводы судов о возникновении у истца права на предъявление иска о возмещении вреда с 01.07.2014 без учета обстоятельств, связанных с возможностью восполнения потерь регулируемой организации в порядке корректировки тарифного решения (раздел 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (в редакции от 20.01.2017) "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (вместе с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике)"), либо даты установления фактически понесенных потерь от осуществленной деятельности по передаче электрической энергии в период 2014 года, являются неправомерными и сделаны в нарушение положений пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 июня 2019 г. N Ф02-2406/19 по делу N А74-17257/2017
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1902/2021
21.01.2021 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5680/20
08.09.2020 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-17257/17
13.06.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2406/19
18.02.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-192/19
30.11.2018 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-17257/17