город Иркутск |
|
17 июня 2019 г. |
Дело N А78-11091/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Альянс" Гармаевой Л.В. (доверенность от 05.12.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 05 октября 2018 года по делу N А78-11091/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции: Перевалова Е.А.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Альянс" (г. Иркутск, ИНН: 3849068886, ОГРН: 1183850010850, далее - ООО "Альянс", общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее - Департамент) о признании незаконными действий, выразившихся в отмене аукциона на право заключения договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 75:32:010223:211, и обязании провести аукцион на право заключения договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 75:32:010223:211.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение "Центр обслуживания, содержания и продаж казенного имущества Забайкальского края" (далее - ГКУ "Центр обслуживания, содержания и продаж казенного имущества Забайкальского края").
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 05 октября 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2019 года решение суда от 05 октября 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной желобе ООО "Альянс" ставит вопрос о проверке законности судебных актов, указывая на необоснованность выводов судов об отсутствии у общества заинтересованности в оспаривании незаконных действий Департамента; считает, что суды не учли позицию ответчика о том, что предельные параметры спорного земельного участка были закреплены в проекте планировки территории, было произведено межевание территории с указанием красных линий; просит судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент указывает на то, что проект планировки был разработан для другого объекта.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "Альянс" поддержала доводы кассационной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 16.04.2018 ООО "Альянс" обратилось на основании статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации в Департамент с заявлением об организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 75:32:010223:211, общей площадью 85 092 кв. м, с разрешенным использованием для строительства объектов, предусмотренных градостроительным регламентом территориальной зоны делового, общественного и коммерческого назначения (О-1), по адресу: Забайкальский край, г. Чита, мкр. Романовский с целью строительства торгового центра по продаже строительных материалов и продовольственных товаров.
Письмом N 05-11/3321-А от 10.05.2018 обществу сообщено, что Департаментом соответствующее решение принято (распоряжение от 25.01.2018 N 313/р) и предложено принять участие в аукционе после опубликования соответствующей информации в газете "Читинское обозрение".
Распоряжением Департамента N 2188/р от 25.05.2018 утверждено извещение о проведении аукциона по продаже прав на заключение договора аренды земельного участка. 30.02.2018 на официальном сайте опубликовано извещение N 300518/17237775/01 и в газете "Читинское обозрение" от 30.05.2018 N 22 опубликована информация о проведении аукциона.
Комитетом градостроительной политики администрации городского округа "Город Чита" письмом N 3765 от 27.11.2017 сообщено, что в отношении земельного участка, право на заключение договора аренды которого выставлено на торги, максимальные допустимые параметры разрешенного строительства не разрабатывались.
Департаментом в порядке самоконтроля в соответствии с пунктом 24 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации принято решение 13.06.2018 об отказе в проведении аукциона, информация об отмене аукциона размещена на официальном сайте www.torgi.gov.ru.
Общество оспорило в Арбитражном суде Забайкальского края действия Департамента по отмене аукциона.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных им требований, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
Решение о проведении вышеупомянутого аукциона было принято по заявлению общества уполномоченным органом - Департаментом в порядке, предусмотренном статьёй 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений.
Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости вид разрешенного использования спорного земельного участка с кадастровым номером 75:32:010223:211 определён для строительства объектов, предусмотренных градостроительным регламентом территориальной зоны делового, общественного и коммерческого назначения (О-1).
Поскольку, как правильно указали суды, разрешенное использование спорного земельного участка предусматривает возможность строительства зданий, сооружений, то при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка должны быть определены предельные параметры разрешенного строительства зданий, сооружений.
Между тем, как усматривается из текста аукционной документации (л.д. 43-56, том 1), максимальные допустимые параметры разрешенного строительства земельного участка не разрабатывались.
Об этом же сообщалось Комитетом градостроительной политики администрации городского округа "Город Чита" в письме N 3765 от 27.11.2017.
В силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
При таких условиях суды пришли к мотивированным выводам о том, что Департамент в порядке самоконтроля вправе был принять решение об отмене рассматриваемого аукциона.
Суды также пришли к правильным выводам о том, что отсутствует необходимая совокупность условий для признания оспариваемых действий незаконными, предусмотренная частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как права общества нарушены не были. Общество с заявкой на участие в аукционе не обращалось, невозможность подачи такой заявки в период действия аукционной документации не обосновало.
Кроме того, аукцион проводился хотя и по заявлению общества, но в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно, по решению уполномоченного органа, а не в соответствии с частью 4 этой статьи (по инициативе заинтересованного лица).
Не могут быть учтены также и доводы кассационной жалобы, касающиеся обстоятельств отсутствия предельных параметров разрешенного строительства как направленные на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Действительно, в силу статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предельные параметры разрешенного строительства указываются в градостроительном регламенте применительно к каждой территориальной зоне. В данном случае указанные параметры закреплены, по утверждениям сторон, в проекте планировки территории.
Но, как видно из материалов дела, предельные параметры закреплены в проекте планировки применительно к комплексной застройке спорного земельного участка.
Однако, в настоящем случае обществом испрашивался земельный участок для строительства торгового центра (то есть другого объекта).
Кроме того, в аукционной документации, как установили суды, было указано, что максимальные допустимые параметры разрешенного строительства не разрабатывались, в связи с чем в силу положений подпункта 3 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации спорный земельный участок не мог быть предметом аукциона.
Как следует из пункта 29 статьи 29.11 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 этой статьи.
Поскольку Департамент в порядке самоконтроля выявил наличие такого основания после объявления аукциона, то в порядке статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ вправе был отменить аукцион.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 05 октября 2018 года по делу N А78-11091/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 июня 2019 г. N Ф02-2202/19 по делу N А78-11091/2018